Ассирия - земля демонов
|
Существует история, которая начинается с того, что группа европейских археологов наблюдает за раскопками на севере Ирака. Они находятся где-то недалеко от Мосула в Ираке. Они прибыли в эту часть света, чтобы раскопать реликвии ушедшей империи Ассирии - жестокого, но эффективного государства, состоявшего из царей-воинов и их страшных армий. Для самих археологов значение Ассирии двояко: во-первых, Ассирийское государство некоторое время управляло самой большой и могущественной империей в мире. Они правили острием меча, и рассказы об их шокирующей бесчеловечности по отношению к побежденным врагам до сих пор способны привести в ужас даже самое суровое воображение. |
Во-вторых, ассирийцы и созданная ими империя были одним из главных врагов как Израильского, так и Иудейского царств. Поэтому ассирийские злодеи встречаются в Ветхом Завете повсюду. Действительно, в Книге Нахума подробно описывается падение ассирийской столицы Ниневии, самого ненавистного города-крепости на древнем Ближнем Востоке. Для евреев раннее пророчество о том, что Ниневия, город-крепость, будет разрушен: "город крови, полный лжи, полный грабежа" (Наум 3:1), падет, должно быть, казалось божественным даром спасения. Помимо библейского пророчества, наши европейские археологи, несомненно, знали, что Иисус Христос говорил на арамейском языке, лингва-франка Ближнего Востока. Это был язык, который использовался неоассирийской империей, наряду с более древним аккадским языком, в качестве инструмента для имперского объединения в сфере торговли и управления. |
В то время как европейские археологи укачивают себя в постели мыслями об обнаружении доказательств существования исторического Иисуса, или, возможно, открытии чего-то, что было утеряно для письменной истории в течение тысяч лет, их местные работники, большинство из которых являются благочестивыми мусульманами, молятся о том, чтобы экспедиция ничего не нашла. В конце концов, было бы неразумно расстраивать старых богов, которые для них представляют могущественных демонов. Но утром, под жарким, засушливым солнцем старой Ассирии, рабочие натыкаются на что-то большое. Судорожно разгребая землю, они узнают лицо. У лица длинная квадратная борода, заплетенная в три ряда локонов. Над волосами - что-то вроде короны. При дальнейшем раскапывании обнаруживаются крылья. |
Боже мой, они обнаружили статую Ламассу, защитного божества. Они разбудили старых богов. Они бегут в ужасе. Так гласит история... Но, как видите, к старым богам Месопотамии не стоит относиться легкомысленно. Согласно книге известного британского египтолога сэра Э.А. Уоллиса Баджа "Амулеты и суеверия": "литература шумеров и вавилонян... доказывает, что люди, населявшие Месопотамию примерно с 3000 года до н.э. и далее, придавали очень большое значение магии во всех ее отраслях, и что они пользовались услугами мага по любому возможному поводу". Значительная часть этой древней магии включала в себя защиту от многочисленных демонов, которые их терзали, от духов разгневанных мертвецов до архистратига Ламашту, демона-женщины, которая жила в горах и тростниковых тормозах и охотилась на беременных женщин и детей. |
И снова Бадж был лаконичен, когда заявил, что с самых ранних моментов записанного времени люди Месопотамии "находились в вечном страхе перед нападениями множества враждебных и злых духов, которые не упускали возможности попытаться причинить им вред". Для того чтобы понять ассирийскую демонологию, необходимо оценить предшествующие народы, ведь ассирийская религия и даже ассирийский способ ведения войны были унаследованы (хотя ассирийцы добавили чрезмерную жестокость, так что им можно приписать по крайней мере одно новшество). |
Все началось в Шумере, первой великой цивилизации в Месопотамии (современный южный Ирак). Они создали не только письменность, но и целый пантеон, который служил их преемникам вплоть до прихода Александра Македонского. В число шумерских богов входили: Энлиль, повелитель бури и героический глава пантеона, богиня воздуха Нинлиль и Инанна, женский бог плодородия, войны и мудрости. Для поклонения этим богам шумеры строили впечатляющие зиккураты, или ступенчатые храмы. Такие города, как Урук, Ниппур и Эриду (который шумеры считали древним, что делает его, возможно, самым древним городом в мире), служили торговыми и религиозными центрами. |
Существовали божества, связанные с конкретными городами, а также чудовища, такие как Тиамат, первобытный демон хаоса океана, который служит главным антагонистом в вавилонском мифе о сотворении мира "Энума Элиш". [Этот текст, а также неошумерский "Эпос о Гильгамеше" были вновь обнаружены в 1849 году британским археологом сэром Остеном Генри Лэйардом в царской библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии. Ашшурбанипал был последним великим царем неоассирийской империи]. В их космологии также присутствовали темные, злобные боги... и ни один из них не был более мерзким, чем Эрешкигаль, богиня подземного мира, или Иркалла. Вместе с Нергалом, богом чумы, Эрешкигаль выступала в роли тирана Иркаллы и была главным судьей мертвых. |
История спуска Инанны в подземный мир дает представление о злодеяниях Эрешкигаля: |
Обнаженная и низко склонившись, Инанна вошла в тронный зал. |
Эрешкигаль поднялась со своего трона. |
Инанна направилась к трону. |
Аннуна, судьи подземного мира, окружили ее... |
Они вынесли ей приговор. |
Тогда Эрешкигаль закрепила на Инанне глаз смерти... |
Она произнесла против нее слово гнева... |
Она произнесла против нее крик вины... |
Она ударила ее... |
Инанна была превращена в труп. |
В кусок гниющего мяса. |
и повесили на крюк на стене... . |
Инанне, более известной под аккадским именем Иштар, удается победить козни Эрешкигаль и вернуться в мир живых. За причиненную ей боль Эрешкигаль угрожает Инанне продемонстрировать свою силу и отправить армию мертвых над землей в виде движущейся язвы, нацеленной на разрушение. Для своих врагов ассирийские полчища, должно быть, казались армией прожорливых мертвецов Эрешкигаль; это был народ страшных воинов. И хотя их подъем был медленным, а падение - впечатляющим, ассирийцы оставили неизгладимый след в завоеванных ими регионах... Больше всего на свете они сеяли страх. |
Доказательством этого может служить тот факт, что первые евреи превратили ассирийских богов в демонов. Астарта, ассирийская версия Иштар, стала Астаротом, коронованным принцем ада. Точно так же ассирийский Бел, которого ханаанеи называли Ваал, стал Вельзевулом, демоническим "повелителем мух". Хотя эти более поздние иудео-христианские интерпретации сформировали в западном мире представление о месопотамской религии как об основательном зле, сами ассирийцы не были лишены своих демонов. |
(Опять же, большинство ассирийских демонов существовали и раньше, в мифологии более ранних месопотамских обществ. К ним относятся шумерский экимму, тип вампирического призрака, или аккадские лилу и лили, демоны мужского и женского пола, которые, более чем вероятно, послужили вдохновением для Лилит в Ветхом Завете. Демоны, которые были характерны именно для ассирийцев или, по крайней мере, чаще использовались ими, включают Илу Лимну, "злого бога", которому никогда не давали определенных характеристик, и галлу, или демона-быка). |
В книге "Дьяволы и злые духи Вавилонии" ассириолог Реджинальд Кэмпбелл Томпсон подробно описывает различных "демонов, упырей, вампиров, хобгоблинов, призраков", которые прокляли регионы вокруг Тигра и Евфрата... а также вавилонские и ассирийские заклинания, которые использовались против них. Согласно Томпсону, ассирийцы испытывали большой страх перед колдунами, которых они называли "Восставшими из мертвых". Однако больше всего они боялись экимму и духов ветра. |
Самый известный ассирийский дух ветра, широко известный сегодня, - Пазузу, сын бога Ханби и демон юго-западного ветра. Обладая телом льва или собаки, хвостом скорпиона, крыльями, когтями и змеевидным фаллосом, Пазузу приносил голод и саранчу в засушливые сезоны. Странным образом Пазузу был соперником Ламашту (богини, охотившейся на беременных женщин и детей), и поэтому его образ часто использовался для борьбы с другими демонами. |
Конечно, известность Пазузу стала результатом фильма Уильяма Питера Блэтти "Экзорцист". Хотя фильм более явно, чем книга, изображает дух Пазузу как чудовище, преследующее юную Риган Макнейл (впрочем, ни в том, ни в другом фильме не говорится прямо, что демон - это действительно Пазузу), послание остается ясным. Решение Блэтти сделать главным злом в "Экзорцисте" дохристианского, ассирийского демона соответствует западной традиции считать все месопотамское развратным. Более того, начав свой роман, а значит и фильм, в северном Ираке, Блэтти принял сознательное решение сыграть на предвзятых представлениях своей аудитории... А именно, что земля древних ассирийцев - это действительно земля демонов. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|