Когда духи оживают
|
|
"Верю во все, что не доказано!" - восклицает герой романа Ирвина Шоу "Допустимые потери". Не призываю верить во все, что вызывает сомнение. И все же тянет заглянуть за грань неведомого. Интересно, страшно, жутко и так непонятно, а как хочется узнать, хоть немножечко, хотя бы чуток, невзирая, дано нам это или нет.
|
|
С глубокой древности наравне с реальными историческими лицами - царями, героями античности, графами и князьями средневековья, удалыми атаманами казацкой Малороссии - в народных преданиях Запада и Руси действовали существа из потустороннего мира, добрые и злые духи. Многие исследователи фольклора склонны считать мистических героев сказаний, легенд и преданий плодом богатой фантазии народа, порождением суеверий, отраженных в устном творчестве. Оккультисты наших дней относятся ко всей этой чертовщине совсем иначе, а иные склонны к творчеству, даже пишут трактаты на подобную тему, пытаясь безуспешно спорить с цивилизованными реалистами, не верящими ни в Бога, ни в черта. Но в мифологии при внимательном рассмотрении есть эпизоды, которые странным образом совпадают с некоторыми аномальными явлениями, зарегистрированными в последние десятилетия. Если считать реальным потусторонний мир, то можно с улыбкой нашего бесстрашного Иванушки из "Мастера и Маргариты" сказать, что нечисть изредка выходит из преданий пошалить и в нашем компьютерном веке.
|
|
Улыбка, оно конечно хорошо, но если вспомнить, чем закончился спор Иванушки с Воландом… Видать, действительно: дыма без огня не бывает. Давайте присмотримся к этой интересной теме, которая гениально кратко и в то же время широко отражена в фольклоре русских, украинцев и белорусов словами: "Сказка ложь, да в ней - намек…" Постараемся с этих позиций рассмотреть некоторые предания, содержащие факты, наводящие на размышления о действительном существовании аномальных явлений.
|
|
|
|
Отметим, что по современному уточненному исследователями определению "предание - созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или возможных фактов". Как в преданиях, так и в легендах встречаются элементы фантастического, необыкновенного. В легенде вымысел, созданные воображением народа образы занимают главное место. Среди разновидностей легенд наиболее интересны для нас суеверные рассказы, то есть бывальщины и былички. В них повествуется о существах народной демонологии. Среди классических исследований прошлого доныне наиболее известны и авторитетны книги А.П. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" и сборник "Труды этнографически-статистической экспедиции в западнорусский край", изданный Императорским русским географическим обществом на основе результатов исследований конца 1860 года.
|
|
Героями суеверных рассказов являются не только знакомые нам в детстве по сказкам лешие, водяные, полевики, русалки, домовые, но и колдуны, оживающие по ночам мертвецы. Самые популярные "герои" - черти всех видов и мастей.
|
|
Вот например достойный образчик - суеверные рассказы об оживших мертвецах. На примере гоголевского "Вия" отчетливо видно, что Николай Васильевич прекрасно знал "преданья старины глубокой". Сюжет "Вия" не нов. Корни его в народных преданиях. Вот как повествуется о судьбе двух товарищей, оставшихся зимовать на Груманте (остров в Белом море). Один из них умирает и завещает Ивану, что оживет и съест его. Спасаясь от угрозы, Иван "пуще прежнего принялся читать молитвы. А мертвый поднялся, потоптался-потоптался на одном месте и стал разводить руками, искать товарища. Иванушка все от него кругом ходит да молитву читает. Зубы у мертвеца так и стучат, пробует он отворить глаза - немочно. А тут, на счастье, куры пропели, и говорит мертвец: "Счастлив твой Бог, ушел ты от меня сегодня цел, так я ж те завтра съем. И опять лег мертвец на стол".
|
|
Описанная картина быстро узнаваема. Этот сюжет стал бродячим и известен у многих славянских народов. В приводимом здесь варианте на мертвеца нападает другой покойник, вышедший из-под пола. "И пошла между ними драка великая, а на Иванушку напал такой страх, такой трус, что он обомлел. Как очнулся от забытья, слышит - кто-то чавкает, ан это костяк его товарищ грызет, работает над ним, не прохлаждаючись. Съел он ему голову и пал Ивану в ноги. "Теперь, - говорит, - я пойду назад в свое подполье и твоего недруга возьму". Из пояснений нежданного спасителя Ивана он узнает, что тот преступил закон нравственности, стал сожительствовать с родной сестрой, а потом от позора ушел на Грумант без материнского благословения. Иван берется исполнить просьбу спасителя, отвезти его костяк на родину. Так он и сделал. Мать прощает умершего заблудшего сына, но тут же сама помирает.
|
|
Сказ об ожившем покойнике на Груманте имеет определенную реальную сторону. На Севере и островах Беломорья поморы часто попадали в бедственное положение, в кораблекрушения, зимовали где попало, так как не могли вернуться из-за продолжительных бурь. И вот тут разыгрывались трагедии, порой достойные пера Достоевского или Шекспира. Когда заканчивались припасы и выходили заряды к оружию, люди мучительно голодали, доходили в этом состоянии до умопомрачения. Крайне редко, правда, но были случаи людоедства. В состоянии длительного голодания может померещиться что угодно, в том числе и оживший покойник. В психическом расстройстве некоторые не выдерживали и нападали на еще живых товарищей, которые послабее. Вернувшись в родные места, участники драм, как правило, скрывали факт людоедства и рассказывали истории о гибели соседа, о том, как он оживал и кидался на них и как они, обороняясь, вынуждены были убить его. Суеверия были настолько сильны, что подобные версии проходили. Однако не все рассказы почерпнуты из уст именно таких свидетелей. Не следует забывать, что суеверные истории создавались десятилетиями, в измененном виде переходили из уст в уста, дополнялись, оживлялись новыми "фактами", взятыми из жизни или порожденными воображением, народной фантазией.
|
|
Из глубины веков дошли до нас свидетельства о том, что шаманы народов Севера изредка могли реанимировать человека, который уже, казалось бы, помер. Предположительно, шаманы искусно лечили травами болезни терапевтического характера, сердечно-сосудистые. Все наверняка зависело от состояния больного, от искусства самого шамана. Люди с крепким здоровьем могли выжить в критических ситуациях. Этим талантом "Оживления" владели и некоторые знахари-славяне, жившие по соседству с самоедами. И до сих пор редкие люди сохранили это искусство исцеления, умеют готовить из трав отвары, которые по своим лекарственным свойствам превосходят ныне известные препараты или не уступают им.
|
|
Вернемся же к истории об оживающих по ночам покойникам. Оккультисты склонны считать, что всему причиной не отлетевший в иные миры дух временно усопшего. По ночам дух возвращается в тело, и оно начинает двигаться. Какова же степень движения покойника? Или это простое сокращение мышц, заметное глазу находящегося рядом свидетеля, или же труп действительно способен встать и сделать несколько шагов? На этот вопрос ответить трудно, поскольку убедительных научных свидетельств на этот счет не имеем, а располагаем лишь бездоказательными утверждениями мистиков и "последними свидетельствами", полученными через десятые руки. А раз так, то в утверждениях несомненно присутствует большая степень преувеличений. Оккультистам очень хочется, чтобы покойники почаще оживали, а наука этот факт признает лишь на основе экспериментов в реанимации, где, как известно, спасти человека не всегда удается.
|
|
Что касается реанимации: в фольклоре есть рассказы о том, как люди побывали на том свете, имели отношения с различными духами, но не утратили своей человеческой сути, и вернулись с того света добрыми, душевными людьми, а иногда - и праведниками. Они были "там", но сумели вернуться обратно, они воскресли и… Отбросив всякую чертовщину и невежество, выскажем свое предположение, что очевидно под воскресшими надо понимать людей, бывших в глубоком трансе или находившихся в летаргическом сне. На этот счет есть занимательный рассказ "Обмиравшая". В нем в одном богобоязненном семействе умирает тетушка. Для отпевания пригласили "читальщицу". Проходит три дня, что же наблюдают родственники? "А жара и духота на дворе стояла страшная, а покойница - чудное дело! - ничуть не тронулась, и признака не было, что мертвая. На третий день вечером позвали ужинать с родственниками усопшей и "читальщицу". И только что сели за стол, как дверь из избы тихонько отворилась и на пороге показалась тетушка во всем уборе, как лежала в гробу… "Ангел за трапезой!" - сказала тетушка. А у самой личико так и сияет, так и сияет, словно у младенца, радующегося на лик ангела-хранителя". Далее повествуется, как тетушкина душа побывала в раю и аду, что она там видела. Замечательно во всем рассказе возвращение тетушки из дальних запредельных странствий, полностью совпадающее с мнениями мистиков и оккультистов, общающихся с духами в разных народах в разные времена. "Не бойся, раба Божия Агриппина, - говорят ангелы-хранители - это тело твое бренное, а с нами душа твоя ходила". Сказавши это, ангелы-хранители подвели тетушку к самому гробу и велели ей наклониться над своим телом, закрыть глазки и творить молитву. Тетушка наклонилась, закрыла глазки и сотворила Иисусову молитву - ангелы-хранители легонечко прикоснулись к шее тетушки, якобы толкнули. Тетушка вздрогнула - и очнулась в гробу".
|
|
Такое счастливое возвращение души в тело, наверное, вовсе не миф, не легенда. Дело в том, что в книге современного исследователя Раймонда А. Моуди "Жизнь после жизни" описывается примерно такая ситуация возвращения души в тело в условиях реанимации. Несколько человек как бы видели собственное тело со стороны, некоторые проделывали, по их мнению, длительные путешествия в пространстве в бестелесном состоянии. А вот верующие утверждают, что вернуться их душам в тело помогли сопровождающие их ангелы-хранители. В общем-то описания совпадают, разнятся лишь в деталях, в описании посещаемых мест. Но сам процесс возвращения! В суеверном рассказе "Обмиравшая" фольклорного происхождения почти в точности описано переживание одной современной верующей женщины из США. Только героиня рассказа - русская, жившая, возможно, несколько столетий назад. Русская воскресшая тетушка в разговоре с близкими передала все свои ведения и ощущения, только упомянула, что не может сказать три каких-то важных слова, о которых ее попросили ангелы молчать. Что это - намек на какую-то тайну по возвращении? В трех неупомянутых в рассказе словах заключен ключ к пониманию феномена? Об этом можно лишь гадать. Но зато, если считать действительной основу повествования, оно завершается весьма любопытным утверждением, типизирующим происшедшее с загадочной тетушкой: "Кроме тетушки, не раз бывало в наших местах, и прежде и после, обмирали многие, однако все, решительно все, кто не обмирал: мужчины ли, женщины ли - все единственно обо всем говорили, а о каких-то трех словах не сказывали".
|
|
Выходит, что случаи погружения в транс или летаргический сон были не такими уж редкими, и некоторые после подобного состояния рассказывали поразительные истории о своих видениях. Из их откровений отмечается общий факт: побывав в потустороннем мире, они утверждали, что провели там чуть ли не три года, а на земле за это время проходило три дня или несколько дней. Что это, как не явные намеки на путешествие во времени, где все относительно. Такая версия подтверждается и теорией относительности Эйнштейна. К сожалению, никаких материальных доказательств принести из потустороннего мира никому никогда не удавалось. С физической точки зрения это сделать невозможно, так как материя в различных пространствах обладает своей собственной вибрацией, и любой предмет просто разрушается в ином мире, так как вибрация составляющих его частиц, молекул, атомов совершенно иная. Предложенная гипотеза также подтверждается математическими и физическими расчетами современных ученых. Благодаря такому свойству материи разных временных пластов соседние меры не смешиваются и не образуют невообразимый хаос. Но это при условии, если считать гипотезу о существовании параллельных миров вполне реальной.
|
|
Сергей Кононов
|
|
http://www.gazetaua.com/ru/antropology/12244/ 25.11.2005
|
|