Призраки дарят нам музыку
Едва успел начаться 2002 год, как опять пошли разговоры о том, будто призраки великих людей прошлого никак не желают с нами расставаться. По разным поводам и в разных местах они появляются снова и снова, чтобы продолжить выполнение некой особой миссии. Но какой?..
В первом же номере британского журнала Fortean Times появился портрет немецкого композитора и органиста Георга Фридриха Генделя, ушедшего в мир теней еще в XVIII веке. В связи с чем?
Оказывается, тени прошлого до сих пор появляются в доме № 25 на лондонской улице Брук-стрит, где Гендель провел вторую половину своей жизни и где он скончался в возрасте 75 лет Именно здесь он написал своего «Мессию» да и многие другие композиции на библейские сюжеты
Не так давно Мартин Эггльстоун, который занимается сбором пожертвований на реставрацию здания и превращение его в дом-музей композитора, собственными глазами видел привидение в той самой спальне, где Гендель скончался в 1759 году
В июне 2001 года Мартин пошел на Брук-стрит, 25 чтобы помочь реставраторам и, в частности, замерить, сколько ткани нужно на портьеры Но может, у призрака были свои соображения относительно того какой должна быть драпировка на окнах «Вдруг воздух сделался каким-то густым, вязким, - рассказывает Мартин,
- и я увидел очертания фигуры человека -выше меня ростом Силуэт словно бы отпечатался на сетчатке глаза как это бывает, когда слишком долго смотришь на солнце, а потом закроешь глаза Никаких отрицательных эмоций у меня не возникло Это было сродни ощущению которое возникает, когда проносишься мимо людей в метро и вдруг ощущаешь некое сопротивление воздуха оттого, что кто-то стоял слишком уж близко»
Один человек из числа реставраторов утверждает, что тоже видел здесь призрак, однако не успел толком разглядеть его Мартину же показалось, что силуэт был чем-то похож на женский Но разве это удивительно7 Стоит лишь взглянуть на роскошный парик Генделя А вот обслуживающий персонал, работающий в доме, поговаривает, будто в спальне маэстро нередко ощущается едва уловимый запах женских духов Значит
Но позвольте, Гендель никогда не был женат Единственными женщинами, которые навещали его в этом доме, были Фаустина Бордони и Франческа Куццони, исполнявшие партии сопрано в его операх «Не исключено, что привидение - одна из этих певиц, - размышляет Мартин Эггльстоун Может быть, они приходили репетировать в его комнату этажом ниже, где стоял клавесин»
В июле 2001 года газета Sunday Telegraph писала, что в 1960-х годах рядом с этим зданием проживал другой музыкант
- рок-гитарист Джими Хендрикс И он тоже видел привидения в доме Генделя
За последние десятилетия появилось множество новых композиций, созданных музыкантами прошлого уже после жизни и переданных нам через медиумов - посредников между миром живых и миром мертвых Притом эти посредники живут в самых разных странах, не обязательно там где жил и творил сам композитор Вот лишь несколько примеров
В конце 70-х годов в музыкальных кругах стала вдруг широко известной жительница Калифорнии Белита Адер, исполнявшая посмертные произведения Шопена По словам пианистки, она разучила эти сочинения лишь благодаря тому, что сам композитор (его дух призрак) ставил при этом свои руки на клавиатуру рядом с ее руками и показывал, какие ноты следует брать Как рассказывалось в журнале Fate, Белита не только играла довольно сложные вещи, но и пела под собственный аккомпанемент на иностранных языках, которых никогда в жизни не изучала Ее голос менялся в зависимости от партии в очень широком диапазоне - от низкого баритона до высокого сопрано
Разумеется, Белите Адер верили не FBce Многие считали что пианистка решила таким образом прославиться Однако на другой стороне планеты примерно в то же время еще одна женщина - англичанка Розмари Браун - тоже начала принимать своего рода «музыкальные послания» от композиторов прошлого, в том числе и от Шопена Но, в отличие от Белиты, в музыке она была почти профаном И тем не менее Розмари сумела записать и передать своим современникам в общей сложности более четырехсот ранее не известных сочинений великих мастеров - тех, кого давно уже нет в живых
В потустороннюю «могучую кучку» которая сотрудничала с Розмари Браун, входило двенадцать великих мастеров Лист, Шопен, Шуберт, Бетховен Бах Брамс, Шуман, Дебюсси, Григ, Берлиоз, Рахманинов и Монтеверди
Но, спрашивается, зачем им все это нужно Неужто лишь затем, чтобы порадовать нас своей новой музыкой
Если верить медиумам, ушедшие в мир иной композиторы пытаются оттуда убедить людей в том, что за пределами земной жизни человек сохраняет свою индивидуальность и продолжает творить, духовно развиваться Иными словами, творец остается творцом и в мире ином Но как заставить людей поверить Это можно сделать, дав людям вещественные доказательства жизни после смерти - музыкальные ноты Эти доказательства они и предоставляли - через Розмари Браун
Делали они это no-разному Листу и Шопену приходилось как бы играть на пианино руками Розмари Бах и Бетховен свои ноты просто диктовали, а Розмари записывала их на нотную бумагу Брамс чьи сочинения требуют более техничного исполнения сначала давал специальные упражнения для пальцев, которые позволили бы достичь нужной виртуозности Шуберт пытался свои мелодии напевать но вокальными данными по мнению Розмари, отнюдь не блистал Зато он исполнил для нее финальную часть своей VIII «Неоконченной» симфонии созданную им (по его словам) вскоре после физической смерти
Ноты, записанные Розмари Браун подвергались тщательной проверке И хотя споры об авторстве не затихали никогда многие эксперты находили несомненное стилистическое сходство с прижизненными сочинениями мастеров
Джон Леннон, кстати сказать, тоже пе редает свои новые песни с того света только через других медиумов - американскую супружескую пару из Северной Дакоты Линду и Джеральда Поллей И лазерные диски с записями неизвестных песен основателя группы «Битлз» уже разошлись тысячными тиражами
Так что может быть, напрасно газета «Мир новостей» иронизировала недавно над тем, что Игоря Талькова ошибочно включили в список приглашенных на презентацию к Диме Маликову Вот над вступительными строками этой статьи можно бы и в самом деле задуматься «Погибший десять лет назад певец и композитор Игорь Тальков похоже продолжает жить И не только в памяти фанатов»
Верно Но не потому что он «на полном серьезе» был приглашен на вечеринку А потому, что в городе Волгограде живет Элина Глазунова (отнюдь не музыкант и не поэт1), которая принимает посмертные песни Игоря Талькова о чем они Да все о том же о любви о России и о любви к России и вы никогда не спутаете их ни с чьими другими
Как писал однажды в журнале Anomalist Джоэл Бьерлинг, специалист по так называемым альтернативным религиям, смерть можно считать лишь еще одним приключением, которым ничего не заканчивается Что до композиторов и музыкантов, то, похоже, для кое-кого из них потусторонний мир - «лишь еще одна сцена для выступлений или еще один концертный зал для исполнения нового музыкального опуса»
И не исключено, что любителей музыки - и классической, и современной - еще ожидает масса приятных сюрпризов
Светлана АНИНА
НЛО #14(230),2002
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|