Гребневский тайник и заброшенная Голицынская больница
|
Усадьбу Гребнево, о которой мы уже однажды писали, по праву можно назвать одной из самых заметных во всем Подмосковье. Среди других дворянских гнезд она выделяется небывалым размахом, нашедшим здесь отражение буквально во всем: размерах, архитектурных формах, интерьерах, садово-парковом ансамбле и даже в персоналиях. К сожалению, сейчас от этого некогда великолепного имения остались одни руины практически не подлежащие восстановлению, которые, однако, способны поведать много интересных историй. Усадьба Гребнево упоминается еще в XVI веке, но наибольший ее расцвет приходится на период с 1781 по 1823 год, когда имением владел сначала генерал Илья Гаврилович Бибиков, а затем князь Сергей Михайлович Голицын - «столп» московского общества, прозванный «последним московским вельможей». |
Будучи очень влиятельными и богатыми людьми своего времени, оба этих человека уделяли большое внимание своему загородному дому, всячески его украшая, пристраивая флигели, разбивая огромные парки, выкапывая пруды, выписывая из-за границы лучших садовников, нанимая известных архитекторов и не жалея на это ни денег, ни времени. Результаты проделанных работ впечатляли светское общество, которое частенько собиралось в Гребнево, и до сих пор впечатляют потомков. Имя Сергея Михайловича Голицына связывают и с более известным в наши дни имением Кузьминки, чьим хозяином и устроителем он также являлся, и которое начиная с 1997 года было полностью отреставрировано. |
В ходе благоустройства имения Гребнево, С.М. Голицын уделял внимание не только его украшению, но и вполне практичным вещам. В начале 1830-х годов он перестроил несколько жилых построек, расположенных в километре к востоку от главного усадебного дома, открыв в них больницу. Сделано это было со свойственным князю размахом - специально ради этого проекта пригласили знаменитого архитектора М.Д. Быковского, под руководством которого был возведен главный больничный корпус, а также два флигеля, соединенные с главным корпусом переходами, еще несколько подсобных зданий и каменная ограда. Весь комплекс впоследствии стал известен, как больничный ансамбль усадьбы Гребнево, являя собой не меньшее произведение искусства зодчих, чем усадьба. |
Местные краеведы, изучая историю Гребнево, раскопали одну интересную историю, произошедшую в имении незадолго до строительства больницы. История местами похожа на легенду, и мнения исследователей на ее счет расходятся, но от этого она не менее интересна. Согласно исследованию краеведов, 25 августа 1812 года, когда Наполеон вплотную подошел к Москве, в усадьбу под покровом ночи на нескольких каретах были привезены таинственные ящики, запечатанные сургучом. Привез их Александр Дубровин - смотритель другой, более известной, Голицынской больницы в Москве. |
Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать, что эту знаменитую больницу, которая до сих пор стоит на Ленинском проспекте и прекрасно функционирует, построил на рубеже XVIII-XIX веков Александр Михайлович Голицын, а средства на ее строительство завещал перед смертью другой представитель рода Голицыных - князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793). Больница изначально была задумана «для бедных» и в нее действительно принимали больных всех сословий. |
Александр Михайлович Голицын (1723-1807), будучи русским послом в Великобритании, действительным тайным советником, сенатором и обер-камергером, имел большую страсть к коллекционированию живописи. Его личная коллекция, еще более увеличившаяся после смерти двоюродного брата, который также собирал картины и завещал ему все свое собрание, насчитывала около пятиста картин. В коллекции были полотна П. Рубенса, А. Ван Дейка, Яна Брейгеля старшего, Рембрандта, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Веккио, Пуссена и многих других. А.М. Голицын считал, что подобное собрание будет полезно отечеству, а поэтому построил рядом с московской Голицынской больницей двухэтажный павильон, в котором и разместил свои картины, завещав их больнице на вечное хранение. В 1810 году, уже после смерти А.М. Голицына, в этом павильоне открылась первая московская общедоступная художественная галерея западноевропейского искусства, а самой больницей с 1807 года руководил уже другой представитель рода Голицыных - уже известный нам Сергей Михайлович Голицын. |
Теперь давайте вернемся в трагичный 1812 год и в ту августовскую ночь, когда в подмосковной усадьбе Гребнево, принадлежащей, как вы помните, Сергею Михайловичу Голицыну, вдруг появились кареты с таинственным ящиками - теперь-то мы легко сможем догадаться об их содержимом! |
Князь, чувствуя, что война принимает совсем опасный оборот и враг уже у ворот столицы, распоряжается тайно вывезти все картины из галереи при Голицыной больнице в свое подмосковное имение, а там как следует спрятать, чтобы ценнейшее собрание живописи не досталось французам. Его приказ был успешно исполнен Александром Дубровиным, которого мы уже упоминали выше. Под покровом ночи в сопровождении одного солдата - Ивана Лазарева - он доставил картины в Гребнево. Однако князь не был столь легкомысленным, чтобы прятать коллекцию в богатой усадьбе, которая наверняка заинтересует французов, а поэтому велел устроить тайник в километре к востоку от главного усадебного дома - в жилых постройках и на скотном дворе, где спустя несколько лет будет возведен ансамбль Голицынской больницы усадьбы Гребнево. |
При повелении вашего сиятельства от 25 сего августа, присланные картины в ящиках закупоренных рогожами и клеенкой, с печатями при них имеющимися, - солдатом Иваном Лазаревым сюда доставлены благополучно, которые с должной бережливостью и положены при скотном дворе в погребе с подделкой в половине оного под ящики лесов, и с закладкой двух окон и дверей присланными для сего двумя каменщиками, которые при сем и отпущены. – Из полученных же от вашего сиятельства 75 рублей, сколько употреблено платежом за доставление картин извозчикам и каменщикам по бытности их здесь, с положением по 2 р. 50 на день, сколько причлось им, при сем доставлю вам, государь, отчет, при коем и остальные у сего возвращаются. |
P.S. По окончании сего, на повеление вашего сиятельства от 28 августа полученное, всеподданнейше доношу, что по приезду сюда Голицынской больницы смотрителя господина Дубровина, присланные картины помещены при скотном дворе в погребе, который как найден им для них способом: то они в оном и остаются без всякой их разборки, с определением к ним на ночь караула» |
Ящики с картинами были спрятаны в подвале невзрачного каменного дома, в котором жили работники скотного двора. Двери в подвал и несколько окон заложили кирпичной кладкой, а затем тщательно заштукатурили. О всей операции знали несколько человек, а о содержимом ящиков и того меньше. План князя С.М. Голицына по сохранению величайшей коллекции картин увенчался успехом. Что сделали французы с Москвой - все знают, но зданию Голицынской больницы повезло больше - Наполеон использовал его по прямому назначению, разместив в нем раненых. Картины французам так и не достались. |
Однако спустя четыре года, 28 ноября 1816 года, Сергею Михайловичу Голицыну было дано императорское разрешение на продажу всей коллекции картин Голицынской галереи. Такое решение князь был вынужден принять из-за трудного финансового положения, в котором оказалась больница. В период с 1816 по 1818 год было устроено 28 аукционных торгов и продано 324 картины, а также мраморные статуи на общую сумму 238 645 рублей. Оставалось еще множество картин, продать которые было решено с уступкой в половину их аукционной стоимости, на что было получено разрешение императрицы Марии Федоровны, которая сама принимала участие в завершающей торги лотерее. |
Сейчас большинство картин Голицынской галереи находятся на территории России, самые ценные в Эрмитаже, несколько в музеях стран бывшего СССР, а одна - триптих Пьетро Перуджино «Распятие с предстоящими» - в Вашингтонской Национальной галерее. Однако продали эту картину американцам лишь в 1931 году. |
Что до усадьбы Гребнево, то в советское время она первым делом была разграблена, затем в ее стенах располагался санаторий для больных туберкулезом, затем Щелковский техникум электровакуумных приборов, а позднее НПО «Платан». В 1960 году ее все-таки признали памятником архитектуры и даже пытались восстанавливать, но облик имения уже претерпел слишком большие изменения. Пожар 1991 года окончательно уничтожил усадьбу. Голицынская больница усадьбы Гребнево, на месте которой когда-то был устроен тайник с полотнами великих живописцев, также со временем пришла в упадок, а теперь от нее остались лишь заросшие лесом руины. |
Координаты заброшенной Голицынской больницы в усадьбе Гребнево: 55°56'56"N 38°5'41"E |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|