Гномы - известные персонажи ирландского фольклора
|
Эти маленькие человечки одеты в зелёное, помешаны на сокровищах, радугах, жульничестве, и, конечно, на обувном ремесле. Таковы общие представления о гномах — известных персонажах ирландского фольклора. Многое из того, что написано о них в старых сказках, уже забыто. |
Древние гномы |
Гномы, как полагают, были одними из многих жителей волшебных фортов или сказочных колец в древней Ирландии. Маленькие весёлые обманщики могли быть воплощением евро-кельтского бога Луга. Луг — бог солнца, покровитель искусств и ремёсел и вождь племён богини Дану. |
В средневековых ирландских рукописях XII- XVI вв. отмечается, что гномы изначально были людьми, которые жили под водой. Вопреки сегодняшним представлениям, не все из них были мужчинами. Их изображали как воинов с ненасытным аппетитом, а гномы-женщины заманивали нормальных мужчин в тайные приключения. |
Древние гномы изображались как хитрые старикашки, которые носили красные или зелёные костюмы и делали только один башмак. Слово «один» применимо и к социальным предпочтениям гномов, которые в основном проводили время в одиночестве, вместо того чтобы общаться с другими волшебными существами или гномами. Из-за их замкнутости другие тоже их избегали. Считалось, что гномы были озорными домовыми, любившими выпить. Эти характеристики были позже переданы «двоюродным братьям» гномов — клуриконам — пьяницам и грубиянам. На них возлагают вину за шумные ночи и грязные дома (особенно винные погреба). |
Богатые сапожники |
К 1825 году все гномы считались мужчинами. В своей книге «Традиции и легенды Юга Ирландии» Т. Крофтон Крокер так представил этих мифических существ: «Они часто описываются как бородатые старики, одетые в зелёное, носящие обувь с пряжками, в остроконечном колпаке, иногда курящие трубку». |
Гномы были очень популярны, о них упоминал известный ирландский писатель Уильям Батлер Йейтс в 1888 году: «Они выглядели как денди, одетые в красное пальто с семью рядами пуговиц, богато украшенный золотом жилет, носили шляпу-треуголку и башмаки с пряжками». |
Английского поэта XIX века Вильяма Аллингема считают создателем образа «современного гнома»: это короткий человек с рыжей бородой, в зелёной шляпе с четырьмя золотыми листьями клевера (символ удачи) и зелёном костюме с большой пряжкой на поясе. |
Мораль гномов |
В XIX веке сложилось представление о гномах, как о богатых и умных существах. Эти крошечные старикашки прятали своё золото от жадных людей, которые стремились его захватить. Считалось, что пойманные гномы отдавали людям золото в обмен на свою свободу. |
Легенды повествуют в основном о людях, поймавших гнома, чтобы заполучить его богатство. Наиболее известна история о фермере, который поймал гнома и заставил его рассказать, где он спрятал своё золото. Гном показал ему дерево, под которым зарыт клад. У человека не было лопаты, чтобы выкопать сокровища, тогда он привязал красную ткань к дереву и взял с гнома клятву, что он не удалит метку. Когда человек вернулся с лопатой, он увидел, что на многих деревьях висели клочки красной ткани, а гном исчез. Таким образом, гном сумел обмануть человека и сохранить своё золото. |
Другая подобная история рассказывает о девушке, которая поймала гнома и велела ему отвести её к месту, где он прячет свои сокровища. По дороге она услышала шум, гном сказал, что это пчёлы хотят напасть на неё. Когда она обернулась, чтобы посмотреть, гном исчез. |
Кроме того, согласно некоторым легендам, у гнома есть два кожаных мешочка. В одном — серебряный шиллинг, который возвращается в мешочек, после того как был отдан. В другом мешочке лежит золотая монета, которая, как говорят, превратится в пепел или в листья, когда гном освободится. |
Также распространены рассказы о том, что гномы обещают людям, поймавшим их, исполнить три желания, от чего люди сходят с ума или их желания имеют неприятные последствия. Самый популярный рассказ такого рода — о Симусе. Симус, житель графства Майо, поймал гнома и тот обещал ему исполнить одно из желаний. Симус попросил о том, чтобы быть самым богатым человеком на тропическом острове. Его желание сбылось, но на острове ни было баров, ни магазинов, ни людей. Симусу это скоро надоело и, в конечном итоге, он вернулся в Ирландию. |
Все эти истории имеют одну и ту же мораль: быстро обогащение не поможет в долгосрочной перспективе, воровство — грех. И лучше не связываться с ирландскими гномами. |
Интерес к гномам ещё существует |
Гномы теперь воспринимаются, как персонажи старых сказок, люди рассказывают причудливые истории, когда видят радугу. Однако интерес к этим маленьким существам не угасает. В Дублине есть даже музей гномов, там проводят экскурсии и дают подробную информацию о гномах, содержащуюся в ирландском фольклоре на протяжении веков. Некоторые ирландские тематические вебсайты также дают читателям советы — как поймать гнома и что с ним делать после этого. Есть также фильмы ужасов и комедии о том, как эти коварные обманщики мучают взрослых. |
Гномы не могут реально обеспечить нас золотом и серебром, но они, конечно, составляют богатство ирландского фольклора. |
http://www.epochtimes.ru/gnomy-v-kontse-radugi-najdyosh-bogatstvo-99000238/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|