Тайны Юрия Долгорукого
|
В начале сентября Москва традиционно празднует дату своего основания князем Юрием Долгоруким в 1147 году. Между тем, в одной из легенд об основании российской столицы, записанной в XVII веке по поручению царя Алексея Михайловича, "народный герой" Долгорукий представлен жестоким захватчиком чужих владений, а вовсе не градостроителем. |
Как гласит Ипатьевская летопись, в 40-х годах XII столетия ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий присоединил Москву, тогда всего лишь небольшое поселение на границе его княжества, к своим владениям. "Приди ко мне, брат, в Москов", — писал Юрий своему троюродному брату и союзнику, новгород-северскому князю Святославу Ольговичу. Встреча состоялась 4 апреля 1147 года. В честь прибытия Святослава был задан "обед силен". Видимо, празднование запомнилось надолго, ибо с тех пор 4 апреля 1147 года считается официальной датой основания города, превратившегося впоследствии в столицу государства Российского. |
Меж тем, историки считают, что люди селились на месте нынешней Москвы еще пять тысяч лет назад. Оттуда же, из древнейших времен, пошло и название города. Одна из версий гласит, что оно произошло от двух корней: "моск" (на древнеславянском — "кремень") и "ков" ("прятаться") и означало буквально — "каменное укрытие". |
Так или иначе, 1147 год стал "годом основания" столицы лишь из-за летописного упоминания. О более ранних московских временах нам способны поведать лишь археологические находки. Так, при рытье котлованов для строительства кремлевских дворцов рабочие наткнулись на остатки деревянных укреплений, возведенных в XI веке. Следовательно, Москва как укрепленный град существовала на момент официальной даты ее основания, по крайней мере, сто лет… |
Еще один средневековый источник относит основание Москвы ко временам "Вещего Олега", того самого, о котором написал поэму Пушкин. Дело в том, что в более ранних хрониках упоминается о том, что киевский князь Олег основал множество новых городов. Это послужило поводом написать, что "Олег же нача грады ставите… и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и поставил град не мал и прозва его Москва". |
Куда более достоверной выглядит легенда о боярине Степане Кучке, современнике Юрия Долгорукого, владевшем селами на месте будущей Москвы. Согласно летописным источникам, князь Долгорукий ехал из Киева во Владимир и по пути посреди болота увидел "огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов… Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний". |
Князь обратился за разъяснениями своего видения к одному греческому мудрецу. Тот истолковал его следующим образом: мол, в этих местах "встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов". |
Продолжив путь, Долгорукий прибыл в град Москву, бывшую тогда во владении боярина Степана Кучки. Однако тот отказался впустить князя в свой город и не оказал ему должной чести. Тогда князь велел своей дружине захватить город. После непродолжительного боя княжеские ратники ворвались в город через главные ворота, а Кучка вместе с остатками своего разбитого войска во главе с воеводой Букалом бежали оттуда через малые ворота. Но далеко им уйти не удалось: в лесу их настигли и убили дружинники Долгорукого. Так Москва стала частью его владений. |
Правда, как утверждают предания, князь милостиво отнесся к детям Кучки, выдав его дочь Улиту замуж за своего сына Андрея Боголюбского, а сыновей Якима и Петра сделав своими слугами. |
Дети долгое время не знали о том, кто виновен в гибели их отца. Но однажды Улита встретила в лесу старца Букала — единственного уцелевшего из дружины боярина Кучки. Тот поведал ей все. Улита пересказала его слова братьям, и они решили убить сына Долгорукого Андрея Боголюбского в отместку за смерть отца. Яким и Петр напали на своего зятя во время охоты, но Боголюбскому удалось бежать от убийц. Однако они все равно нашли его и осуществили свой черный замысел. |
Тогда верный слуга Андрея Давыд тайком переправился к брату своего убитого господина — Даниилу, князю Киевскому. Тот пришел с войском под Москву и потребовал выдачи убийц брата. Улита, Яким и Петр были казнены. После чего, как гласит легенда, Даниил Юрьевич сам стал московским князем. |
Как ни странно, историки считают это предание самым правдоподобным из всех, рассказывающих об основании Москвы, так как оно подтверждается целым рядом действительных исторических фактов. Во-первых, в летописи среди убийц Андрея Боголюбского и впрямь упоминаются некие Яким и Петр Кучковичи. Во-вторых, есть летописное упоминание о том, что Москва раньше называлась Кучковым: "До Кучкова, рекше до Москвы". А источники XIV-XV веков неоднократно именуют одно из московских урочищ, расположенное в районе нынешних Сретенских ворот, Чистых прудов и Лубянской площади, Кучковым полем! |
http://www.yoki.ru/anomalous/legends/10-09-2014/420797-dolgorukij-0/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|