Тверской ученый открыл древнее святилище в тундре
|
16.03.2012
|
|
Тверскому ученому Григорию Базлову хватает работы, так как сфера его научных интересов огромна. С проектом «Обратная сторона Земли» он регулярно ездит на край света, потому что там именно случается все самое интересное.
|
|
Тверской ученый открыл древнее святилище в тундре и побывал в Лаосе
|
|
Тверской этнограф Григорий Базлов – человек, который раздвигает границы времени и пространства. Он сидит «ВКонтакте» и умело пользуется гаджетами, и в то же время так красочно описывает ледниковый период, будто сам его пережил. Мы беседуем в кофейне, а незадолго до этого Базлов бродил среди полудиких племен Юго-Восточной Азии. Сегодня ученый рассказывает «Каравану» о своих недавних путешествиях и научных открытиях
|
|
Кофе с молоком на ходу, постоянно звонит мобильник. Григорию Базлову хватает работы, так как сфера его научных интересов огромна. С проектом «Обратная сторона Земли» он регулярно ездит на край света, потому что там именно случается все самое интересное.
|
|
Теория. Европа начиналась в Арктике
|
|
- В 2011 году мы ездили в научную экспедицию на Кольский полуостров. Искали там доказательства «арктической теории» происхождения индоевропейцев. Согласно ей, наши далекие предки как общность сформировались именно в Заполярье.
|
|
Активные сторонники этой теории – доктор наук, профессор Наталья Гусева из Москвы, недавно почившая, а также кандидат исторических наук Светлана Жарникова из Санкт-Петербурга. Ну и меня можно приписать. Для меня это положение абсолютно верно и логично.
|
|
Дело в том, что 9000 лет до нашей эры погода в Арктике стояла, как в Крыму, это доказали палеоклиматологи. Только в 2000 году до н.э. климат приблизился к современному. Тогда живший в Заполярье народ постепенно начал осваивать новые земли. Первый этап перемещений этих людей был в Волго-Окское междуречье, - Базлов карандашом чертит в моем блокноте корявую линию – маршрут движения древних народов. - Наши предки заняли огромную территорию от Белого и Балтийского до Баренцева и Каспийского морей. Все это были родственные племена, из которых затем сложились индоевропейские нации. На месте Тверской области, например, жили так называемые «фатьяновцы» - те самые арийцы, которых потом "поднял на щит" Гитлер. Это были красивые люди: светлые глаза, светлые волосы...
|
|
Во втором тысячелетии до нашей эры часть племен осталась на европейской территории, а часть двинулась дальше - в Иран и на Индостан. Именно с этим связано главное доказательство «арктической теории». Дело в том, что многие индоиранские мифы и легенды - «Веды», «Авеста», «Рамаяна» - описывают природные явления, которые можно наблюдать только в Заполярье. Например, во многих мифах говорится, что «было полгода день, полгода ночь». А полярный день и полярная ночь есть только в Заполярье. Или сказано, как сестры Зори сменяют друг друга. Это арктическая полярная весна, когда несколько недель на небе видны только зори. В Индии и Иране была традиция заучивания священных текстов наизусть, в среде брахманов она сохранилась и сегодня. Поэтому все мифы дошли до нас в чистом виде.
|
|
Эти тексты были написаны на санскрите. Первым делом их перевели на английский язык. Но потом ученые заметили, что по своему строению санскрит ближе к восточнославянским и балтийским языкам: в нем есть падежи, окончания, склонения… Перевод индоиранских мифов на русский получился более качественным. К тому же современные генетики уверяют, что у нас и северных индийцев одинаковая гаплогруппа Y-хромосомы, а именно R1a. Это свидетельствует, что по мужской линии у нас были общие предки.
|
|
Тундра. Древнее святилище из камней
|
|
- В экспедиции нас было двое - я и инженер Петр Макогонов из Москвы. Он занимается математическим анализом ритуальных геометрических изображений. В Тундре, в 30 километрах от Баренцева моря, около посёлка Килпъявр, мы обнаружили древний мегалитический комплекс. Это ритуальное сооружение из огромных камней в форме круга. По системе организации они похожи на английские стоунхенджи или каменные круги северо-восточной Шотландии. Диаметр этого круга – шагов сорок. Мы все перемеряли, потом посмотрели на карте в Гугле – со спутника этот круг прекрасно виден. Просто раньше на эти камни никто не обращал внимания.
|
|
По нашей теории, на этом месте было древнее святилище. Такой храм под открытым небом. Скорее всего, здесь совершались ритуалы, связанные со встречей солнца. Он очень удобно расположен: если смотреть с северо-востока, видно, как солнце впервые после полярной ночи выплывает из-за горы именно в этом месте. Это невероятно радостное событие! Интересно, что пропорции этого сооружения совпадают с требованиями древнеиндийской храмовой архитектуры, описаннными в «Ваю - пуране», там ярко выражена ориентация на северо-восток. Совпадают расположение камней, их высотные показатели. И само место для кромлеха выбрано в соответствии с требованиями, сохранившимися в древнеиндийской литературе.
|
|
Весной в Твери пройдет масштабная археологическая конференция, где я надеюсь рассказать коллегам о нашей находке.
|
|
Тверь. Змей с петушиным гребнем
|
|
Впрочем, производить научные сенсации и ломать стереотипы Григорий Базлов способен не только в дальних странствиях, но и в родных пенатах. Одна из его давних научных разработок, которая в корне меняет представление о религии древних славян, – история про Мокуша. Принято считать, что Мокошь есть языческая богиня плодородия. Базлов же убедительно доказывает, что Мокуш - это змей с огненным гребнем. Пишется без мягкого знака, потому как самец. Эту тему этнограф разрабатывает больше 12 лет. Сейчас научная статья о змее Мокуше полностью готова к публикации.
|
|
- С 1980-х годов я возил своих студентов в этнографические экспедиции, - объясняет Григорий. - В Тверской области, и вообще на северо-западе, существует много сказок о летающем змее. Все старожилы описывали его одинаково: крылатый змей с петушиным гребнем на голове, который светится, когда он летит. Такие змеи изображены на наличниках старых тверских домов.
|
|
В экспедициях этих змеев называли либо «уж», либо «смок-уж», либо «мокуш». «Смок» – название драконов на Украине и в Белоруссии. В Западной Европе такого змея именуют «василиск» или «асп».
|
|
В русском фольклоре мокуш - это добрый змей, которого люди любили и считали защитником посевов. В Бежецком районе на один из местных праздников сохранился обычай выставлять на окошко горшок, чтоб змей налил туда молока…
|
|
Из всего услышанного и записанного Базлов делает смелый вывод, что не тот персонаж называют теперь мокашем. Что это - летающий огненный змей, а не богиня плодородия.
|
|
- А откуда тогда взялась богиня?
|
|
- Известный академик Рыбаков расшифровал это имя так: ма – мать, кош – сообщество… И на основе этого выдвинул гипотезу о существовании некогда у славян богини-матери с именем Мокошь. Потом читатели растиражировали эту точку зрения. С глубоким уважением отношусь к академику Рыбакову, но полагаю, что тут он совершил ошибку.
|
|
- Так все-таки, кто такой этот мокуш?
|
|
- Есть разные точки зрения. Этнографы скажут, что это забытое языческое божество. С точки зрения христианской церкви это дракон - демон. Для эзотериков – пришелец из параллельных миров. Для палеозоологов – динозавр, летающий ящер. А в народной русской культуре мокуш - это обыкновенный светящийся, летающий змей. В 1980-х, например, мы встречали много людей, утверждавших, что они своими глазами видели огненного змея с петушиным гребнем. Один председатель колхоза мне признался: «Я коммунист, в Бога не верю. Но этого змея я видел».
|
|
- А вы верите в мокуша?
|
|
- Почему бы и нет? - пожимает плечами Базлов. – Но я с ним пока не встречался.
|
|
Лаос. Кувшины для великанов
|
|
Проект «Обратная сторона Земли» изучает последние мировые цивилизации и боевые культуры. Затем снимает про это фильмы, которые можно увидеть на RuTube. Основных участников проекта трое: этнограф Григорий Базлов, переводчик и социальный психолог Алексей Новоселов и педагог Олег Попов, оба из Екатеринбурга. Еще есть операторы, которые сменяют друг друга. В 2011-м группа совершила экспедицию в Лаос.
|
|
- Эта страна граничит с Вьетнамом. Там традиционная культура, в селах люди живут племенами. Они как вьетнамцы, только победнее.
|
|
- Насколько они бедны?
|
|
- Сложный вопрос. Я видел людей очень бедных, у которых нет даже трусов. Но они прекрасно себя чувствуют и даже не подозревают о своей бедности. Критерии бедности – чисто психологические. Лаосцы живут в хижинах из бамбука, с кровлей из пальмовых листьев и земляным полом. Это дома без электричества, без окон, с очагом посередине.
|
|
Правда, в Лаосе мы не нашли боевых искусств. Местные жители занимаются в основном сельским хозяйством: рис выращивают, рыбу ловят. Лаос – мировой поставщик риса.
|
|
- А что вы изучали, если не нашли боевых искусств?
|
|
- Педагог исследовал, как в этой стране воспитывают детей. Психолог – как там выстроены межличностные отношения.
|
|
- И как в этих племенах с отношениями? У них многоженство?
|
|
- Да... Обычное многоженство. Оно не такое интересное, как у индейцев-шуаров в Амазонии, - мгновенно переключается Базлов. - Там жены между собой совсем не ругаются. Мы спросили у этих индейцев: «А что будет, если они поругаются?» «Сначала ее сбиваешь ударом по голове, потом на коже головы вырезаешь полоски и на ночь привязываешь к пальме, - ответили нам. - На второй раз ведешь в лес и убиваешь».
|
|
- Наверное, женщины в этом племени очень запуганные? – спрашиваю, охваченная праведным гневом.
|
|
- Нет, они держат себя с большим достоинством. Просто знают, что они могут себе позволить, а что нет. А в ЮАР, да и вообще в Африке, жены постоянно батрачат на мужей, - развивает животрепещущую тему Базлов. - Их с этой целью и покупают. В Южной Эфиопии, например, жены очень радуются, когда у мужа появляется новая пассия: и работы меньше, и поболтать есть с кем.
|
|
Но вернемся к Лаосу. Одна из его загадок - огромное поле, установленное каменными кувшинами по 3 метра. И этих кувшинов там сотни. Местные жители утверждают, что это дело рук великанов.
|
|
- Все официальные версии бестолковые. Если это кувшины для вина – кому надо так усложнять процесс и вырубать их из камня? Если это могилы – археологи не нашли никаких следов погребения.. Наверное, великаны, - серьезно говорит Базлов.
|
|
И знаете, я ему верю. Энтузиасты вроде Базлова расширяют рамки не только времени и пространства, но и человеческого сознания. В конце концов, раз над Тверью летал огненный змей Мокуш, почему бы в Лаосе не попировать великанам? По-моему, логично.
|
|
http://rus.ruvr.ru/2012_03_16/68608892/
|