Тайна горы Полуденной
|
30 сентября 2009
|
|
Село Болчары Кондинского района, что в Ханты-Мансийском округе, расположено на высоком берегу реки Конды. По мнению местных краеведов, люди жили здесь тысячелетиями. Не случайно в поймах рек Магатки, Болчарки и Конды, омывающих село с юго-запада, так любят проводить археологические раскопки ученые из УрГУ и ТюмГУ. Видимо, есть им над чем поразмыслить... На размышления наводит хотя бы та же топонимика: так, неподалеку от Болчар расположены две деревни с весьма необычными для этих мест названиями – Алтай и Кама. Что общего у таежного села с алтайскими горами и далеким притоком Волги? Или индийским божеством? Неизвестно...
|
|
Что говорить, всякая древняя земля овеяна тайнами... Кстати говоря, в детстве мне нередко снился один и тот же сон: за рекой Болчаркой посреди урмана (это такой густой смешанный лес) возвышается гора наподобие египетской пирамиды. Возможно, это странное видение связано с какой-то местной геоэнергетикой. Так, неподалеку от Болчар прямо посреди болот и тайги над округой возвышается самая настоящая гора, поросшая деревьями, по размерам сравнимая как раз-таки с какой-нибудь египетской пирамидой. Называется она Полуденная (с ударением на третий слог) и представителями местного народа ханты считается священной. О ее происхождении никто ничего не знает. Ясно одно: когда-то, возможно, миллионы лет назад, Западно-Сибирская низменность была дном океана. Потом вода ушла, так вокруг появились болота, многочисленные озера, реки Обь, Иртыш, Тобол. Звезды поменяли свое месторасположение. На мамонтов начали охотиться первые гоминоиды. Потом на эти земли откуда-то пришли люди. У них были черные волосы и узкие глаза...
|
|
Немало загадок хранит и нынешняя эпоха. С НЛО мне встречаться не приходилось, а вот одно явление космического масштаба однажды довелось наблюдать. Это было где-то году в 1974?76?м, зимой. Поздно вечером по телевизору шел хоккейный матч, который, как всегда, очень эмоционально комментировал
|
|
Николай Озеров. Мама гладила белье. Неожиданно она предложила мне встать с постели и одеться. Мы выбежали на крыльцо, и я увидел то, что, наверное, уже не забуду никогда: прямо у нас над головами по звездному небу, пульсируя, бежали концентрические круги голубоватого цвета.
|
|
О встрече с человекоподобным существом в сентябре 1975 года в пятидесяти километрах от Болчар не раз рассказывал шофер Александр Сургучев. Его воспоминания в книге «Снежный человек: разгадка тайны близка?» приводит писатель Сапунов:
|
|
– И я увидел громадное существо, похожее на человека, но гораздо выше, примерно двух с половиной метров ростом, все покрытое волосами. Лицо – как человечье. Все, кроме носа, покрыто короткими волосами. Подбородок массивный, как бы богатырский, но вроде бы приплюснутый. Возле глаз и рта волосяной покров расходится веером. Левую руку он держал у пояса ладонью ко мне, как бы останавливая или загораживая дорогу. Ладонь оказалась необволошенной. Он ничего не говорил, но я слышал как бы на выдохе звук: «Хо-хо!» Я повернулся и пошел назад той же дорогой...
|
|
Славится Кондинская земля как рыбалкой, охотой, так и грибами, ягодами. На отдых в местные леса частенько наведываются разные начальники из Тюмени, Тобольска.
|
|
У многих сельчан в домах висит какой-нибудь охотничий трофей: рога оленя, шкура медведя или, как у моего брата Вити, шкура полярного волка. Мой отец и его братья – рыбаки и охотники – знали тутошние места как свои пять пальцев. И я с детства то и дело слышал в их речи колоритные названия: Курусор, Пуголь, Пушта, Бостон, Шумилы, Мартып... Кстати, бывшая столица района, село Нахрачи, когда-то была резиденцией местного хантыйского князя. Свой след здесь оставили и казаки Ермака: в семнадцатом веке на берегу Конды они основали деревню Есаулово. Правда, в советские времена ее переименовали в Ильичевку. В эти же края в двадцатом веке ссылали раскулаченных, политически неблагонадежных.
|
|
Что означает топоним Болчары? Тут версий несколько. «Бол» означает большое, «чары» – по толковому словарю Ожегова – волшебство, колдовство, обаяние, пленительность. Это название появилось с приходом русского населения более 400 лет назад. Есть еще и второе, более древнее название – Эннеха, что в переводе с языка ханты означает «большая речка». Историк Миллер в 1740 году в «Известиях о реке Конде» уже называет реку Болчарку и село – Болчаровский погост.
|
|
Когда-то вся эта территория называлась Остяцкой страной. Ханты этой местности говорили на диалекте южных ханты, в которую входили кондинский, иртышский и демьянский диалекты. Самыми крупными селениями были юрты Пуштинские, Болчаровские, Шумиловские. Обрусение территории шло естественным путем. Известно, что остяцкие князьки встретили дружину Ермака с воодушевлением. В союзе с русскими они сокрушили своих давних соперников по территории – селькупов.
|
|
В двадцатом веке край, безусловно, преобразился. Здесь появились колхозы, совхозы, леспромхозы. Знаменитые рыбацкие фамилии орденоносцев Зарубиных, Спасенниковых были известны на весь округ. Помню, как местная газета следила за рекордсменами в рыбодобыче, в надоях молока, в животноводстве. Люди ездили на курорты, покупали автомобили, снегоходы, обустраивали свой родной поселок... Увы, перестройка прошлась по производству железным катком. На месте огромных холодильников рыбкоопа нынче пустырь. Гараж леспромхоза, где трудились сотни людей, нынче представляет собой кладбище ржавого железа. На месте колхозных коровников и конюшни огромная яма, куда свалены бревна, шифер, остатки техники. Звероферма, где выращивали серебристую лисицу, закрыта. Даже взлетная полоса аэропорта потихоньку стала застраиваться домами ввиду ненужности.
|
|
Где трудятся селяне? В основном, в бюджетной сфере — это администрация, школа, больница, Дом культуры, пожарный расчет, отделение милиции. Промышляют рыбной ловлей, охотой, сбором дикоросов. Открывают магазины. Помогают друг другу «строиться». Молодежь почти вся уезжает на Большую землю, кроме тех, кому посчастливилось устроиться на ЛПДС «Кедровое». Станция дает рабочие места. Возможно, когда-нибудь понадобятся молодые руки и на обустройстве Северо-Демьянского нефтяного месторождения, что в тридцати километрах от Болчар.
|
|
...Что заставляет людей держаться за эту землю? Трудно сказать. Но что бы ни происходило, село продолжает жить. Некоторые, уехав в город и пожив в квартирах с удобствами, почему-то снова возвращаются в свой озерный край. Сенокосные луга, брусничные поляны, речные омуты и алые утренние зори, буйные краски осени и переливающиеся алмазами снега прочно удерживают рядом с собой тех, кому довелось здесь родиться, встретиться со своей любовью, откуда наши деды и прадеды уходили на фронт защищать Родину.
|
Вячеслав Девятков
|
http://www.tumentoday.ru/about_new.php?id=2524
|