Средневековые рассказы о рождении Девы Марии
|
|
Истории, рассказывающие о рождении Девы Марии, показывают, что в эпоху Средневековья Церковь была более снисходительна к бесплодию, чем широкая общественность. В то время, когда общественное мнение часто приравнивало бесплодие к Божьему наказанию или признаку греховности, в основной религиозной литературе, которая могла бы быть использована в качестве основы для проповедей, применялся более сострадательный подход.
|
|
Сосредоточив внимание на социальной изоляции и печали, которые испытывали родители Марии, Иоахим и Анна, которые, как говорили, были женаты двадцать лет, прежде чем зачать Марию, Якобус де Ворагин в своих книгах, таких как "Золотая легенда", стремился проникнуться сочувствием к бедственному положению бездетных пар и предложить более добрую интерпретацию.
|
|
Эти выводы основаны на новом исследовании профессора Кэтрин Райдер, историка, специализирующегося на средневековом бесплодии и магии в Университете Эксетера. В ходе исследования были изучены несколько английских рукописей 14-го и 15-го веков, которые сами по себе были вдохновлены "Золотой легендой".
|
|
"Бесплодие и маргинализация общества: что средневековые церковники думали о нарушениях репродуктивной функции" опубликована в последнем выпуске журнала "Исследования по истории церкви".
|
|
|
|
"Мы хорошо разбираемся в медицинских теориях, связанных с бесплодием, которые существовали в то время, теориях, которые часто объясняли проблему дисбалансом жидкостей организма, особенно недостатком тепла в теле мужчины или женщины", - говорит профессор Райдер с факультета археологии и истории Эксетера.
|
|
"Но сохранилось очень мало свидетельств из первых рук от пар, которые изо всех сил пытались забеременеть, и поэтому часто мы не знаем, что они чувствовали и не остались ли они на задворках христианской общины.
|
|
"Сосредоточившись на том, как истории о чудесном зачатии Девы Марии пересказывались в позднесредневековой Англии, мы можем использовать историю религии как объектив для оценки позиции Церкви по этому вопросу".
|
|
Профессор Райдер ознакомился с современными печатными изданиями книг и посетил Британскую библиотеку и библиотеку Кембриджского университета, чтобы изучить некоторые оригинальные рукописи 14-го и 15-го веков.
|
|
Они включали в себя не только "Золотую легенду" — чрезвычайно популярный сборник житий святых, составленный в 1200—х годах, - но и "Фестиал", сборник проповедей к праздникам святых, вероятно, написанный в 1380-х годах Джоном Мирком, священником и каноником-августинцем, и "Житие святой Анны".," написанный в стихотворной форме Осберном Бокенхэмом для богатой пары, Джона и Кэтрин Денстон, которые сами изо всех сил пытались завести ребенка.
|
|
В "Золотой легенде" священник Иерусалимского храма унижает отца Марии Иоакима, уговаривая его не возвращаться домой. Позже Ангел утешает его и заверяет, что Бог не наказывает "природу". Профессор Райдер говорит, что такое представление бесплодия с точки зрения мужчины было показательным.
|
|
""Золотая легенда" напоминает нам о том, что маргинализация — это отдельная проблема от причинно-следственной связи или лечения, и поэтому переживания бесплодия могут быть сложными и по-разному связаны с полом - мужчины могут не так часто рассматриваться как причины бесплодия пары, но, тем не менее, они испытывали на себе его последствия", - сказала она.
|
|
Профессор Райдер сказал, что демографический спад после Черной смерти и повторяющиеся всплески высокой смертности из-за волн чумы могли привести к тому, что в конце четырнадцатого и пятнадцатого веков внимание к рождаемости стало более пристальным. Она добавила, что общественность была бы осведомлена о бездетности королевской семьи, как это было в случае с Ричардом II (умер в 1399 году) и его женой Анной Богемской.
|
|
По словам профессора Райдера, и "Праздник", и "Житие святой Анны" неуловимо отличаются друг от друга по эмоциональной реакции персонажей, а также по уровню критики, направленной на священника, который публично унизил Иоахима. По ее словам, это, возможно, отражало специфическую аудиторию, для которой были написаны книги, вплоть до того, что Бокенхэм, возможно, писал для покровительницы, которая изо всех сил пыталась забеременеть.
|
|
Она сказала: "В этом контексте многочисленные народные пересказы истории Анны и Иоахима могут рассказать нам кое-что о проблемах их читателей и слушателей-мирян, а также духовенства, которые их написали. Их история предлагала религиозную модель бесплодия, способную противостоять негативным взглядам, которые, вероятно, действительно существовали в обществе в целом".
|
|
Источник
|