Непобедимый истребитель-невидимка ВВС США
|
|
Согласно сообщениям, президент США Дональд Трамп передал Японии истребитель-невидимку шестого поколения Boeing F-47. Идея экспортного F-47 была выдвинута Трампом, когда он объявил о победе Boeing в инициативе ВВС США по созданию пилотируемого боевого реактивного самолета следующего поколения (NGAD) в марте. Тем временем Япония, как сообщается, также рассматривает возможность увеличения закупок малозаметных истребителей пятого поколения F-35, что вызвано опасениями по поводу сроков реализации Глобальной программы боевой авиации (GCAP) - боевого реактивного самолета шестого поколения, который совместно разрабатывается Италией, Японией и Соединенным Королевством.
|
|
Согласно сообщению японской ежедневной газеты Asahi Shimbun, вопрос о возможной продаже F-47 Токио был поднят во время телефонного разговора между Трампом и премьер-министром Японии Сигеру Ишибой на прошлой неделе. Согласно этому источнику, звонок с кратким уведомлением был подтвержден официальными лицами администрации Ишибы и поступил непосредственно перед визитом в Соединенные Штаты Ресея Аказавы, ведущего торгового переговорщика Японии, для переговоров по экономическим тарифам Трампа.
|
|
Сообщается, что Трамп и Ишиба обсуждали укрепление американо-японского военного альянса, и американский лидер спросил, согласен ли премьер-министр Японии с тем, что “47” - хорошее число. Новый истребитель Boeing получил обозначение серии Mission Design F-47, что отражает тот факт, что Трамп является 47-м президентом США.
|
|
|
|
The Asahi Shimbun также сообщает, что Трамп похвалил F-22 Raptor и так называемый F-55, предполагаемое развитие F-35, о котором президент США впервые упомянул во время общения с прессой ранее в этом месяце. Трамп описал F-55 как двухмоторный F-35, но не было никакого подтверждения от производителя или Пентагона о том, что такой самолет находится в разработке.
|
|
По словам японских официальных лиц, Трамп спросил, заинтересована ли Ishiba в истребителях американского производства, и пообещал предоставить Японии “самое лучшее”. Те же официальные лица отметили, что предложение о покупке американских боевых самолетов не было связано с какими-либо тарифными переговорами.
|
|
На данном этапе нет никаких признаков того, что Токио активно стремится пополнить свой арсенал истребителями нового типа, хотя ранее в этом году Ishiba заявляла о заинтересованности в покупке транспортных самолетов C-17 Globemaster III у Соединенных Штатов. Поскольку производственная линия Boeing по производству C-17 в настоящее время закрыта, любой такой самолет должен быть передан из состава ВВС США или из запасов союзных эксплуатантов.
|
|
По крайней мере, официально Япония по-прежнему привержена программе GCAP, целью которой является создание пилотируемого истребителя шестого поколения, известного в Соединенном Королевстве как Tempest.
|
|
Однако в настоящее время есть признаки того, что Япония может быть обеспокоена тем, что истребитель Tempest не будет готов к эксплуатации в ближайшее время в соответствии с ее требованиями.
|
|
Ссылаясь на два неназванных оборонных источника, агентство Reuters сообщает сегодня, что Япония ищет способы восполнить пробел в своем парке истребителей в ожидании вероятного отложенного прибытия GCAP. Один из этих источников обвинил Италию и Великобританию в отсутствии срочности в реализации инициативы GCAP, в то время как другой отметил, что согласование концепции каждой страны о том, как будет эксплуатироваться самолет, занимает слишком много времени.
|
|
Представитель Министерства обороны Великобритании заявил агентству Reuters, что “Великобритания, Италия и Япония сосредоточены на поставке боевого самолета следующего поколения к 2035 году, и мы добиваемся значительного прогресса”.
|
|
Однако недавно по крайней мере один высокопоставленный британский чиновник из команды GCAP упомянул о том, что "Темпест" заменит "Тайфун" Королевских ВВС Великобритании в 2040-х годах.
|
|
Первый вариант для Японии предполагает покупку дополнительных истребителей F-35. Япония уже сейчас является крупнейшим зарубежным заказчиком этого самолета. Военно-воздушные силы самообороны Японии (JASDF) находятся в процессе закупки 147 совместных ударных истребителей, в том числе 105 F-35As обычного взлета и посадки и 42 F-35Bs с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL). Реактивные самолеты STOVL будут поставлены на борт двух японских вертолетоносцев класса Izumo, которые были модифицированы для эксплуатации F-35Bs.
|
|
Агентство Рейтер сообщает, что высокопоставленные чиновники в Токио в настоящее время обсуждают возможность закупки большего количества F-35, хотя точное количество не уточняется.
|
|
В настоящее время Япония получила 43 F-35A, в то время как поставка шести F-35B была отложена. В целом, задержки с поставками F-35, связанные с проведением критических модернизаций, существенно повлияли на программу, и неясно, как быстро самолеты могут быть предоставлены Японии, даже если они будут заказаны в ближайшее время.
|
|
“Мы уже оплатили многие поставки, но они еще не поступили”, - заявил агентству Рейтер высокопоставленный законодатель от правящей Либерально-демократической партии Японии по поводу нынешних задержек с поставками F-35. “Неправильно, когда нам говорят покупать больше, когда предыдущие заказы не были выполнены”.
|
|
Однако, если Япония все-таки выберет больше истребителей F-35, это может принести потенциальное экономическое преимущество и послужить разменной монетой для Токио на фоне переговоров о тарифах с Вашингтоном.
|
|
“Покупка Японией оборонного оборудования увеличила бы положительное сальдо торгового баланса США, поэтому в этом смысле это можно было бы рассмотреть [на торговых переговорах]”, - заявил вчера журналистам Ресей Аказава.
|
|
Второй вариант заключается в модернизации существующих в Японии истребителей четвертого поколения. В их число входят около 85 Mitsubishi F-2 и примерно 200 F-15J. Уже сейчас 68 истребителей F-15Js прошли долгожданную модернизацию, которая доведет их до уровня японских супер-перехватчиков F-15JSI с добавлением новых радаров, систем радиоэлектронной борьбы, вооружения и, возможно, многого другого.
|
|
Модернизация до F-2 была бы новой разработкой, но она помогла бы обеспечить боевые возможности авиации до появления GCAP.
|
|
Однако, если Япония закупит больше истребителей F-35, это может поставить под угрозу будущее ее участия в GCAP в целом, и если японцы выйдут из программы, далеко не ясно, смогут ли Италия и Великобритания продолжать без них. Даже при участии Японии остаются вопросы о целесообразности GCAP, не в последнюю очередь из-за огромного давления на оборонный бюджет Великобритании, поскольку различные другие масштабные программы конкурируют за финансирование.
|
|
При условии, что предварительное предложение Трампа о поставке F-47 для Японии будет подтверждено, это предоставит Японии еще один способ приобрести истребитель шестого поколения на аналогичных или потенциально более выгодных условиях, чем GCAP.
|
|
F-22 никогда не предлагался на экспорт из-за секретности его технологий, о чем вы можете прочитать здесь. Но становится все более вероятным, что F-47 или его версия могут быть проданы. Как один из ближайших военных союзников Америки, Япония имела бы все шансы купить его, если бы ей это предложили.
|
|
Объявляя о заключении контракта на поставку F-47, Трамп сказал, что союзники США “постоянно звонят” с целью приобретения экспортной версии истребителя NGAD. Он сказал, что Соединенные Штаты будут продавать их “определенным союзникам... возможно, в урезанном варианте". Мы бы хотели снизить их уровень примерно на 10 процентов, что, вероятно, имеет смысл, потому что когда-нибудь, возможно, они перестанут быть нашими союзниками, верно?”
|
|
Для Японии или любого другого потенциального экспортного заказчика большой проблемой, вероятно, будет стоимость, поскольку ожидается, что удельная стоимость базового F-47 будет как минимум вдвое выше, чем у F-35, или в диапазоне от 180 до 200 миллионов долларов, исходя из общедоступной информации.
|
|
С другой стороны, несколько модернизированный истребитель с экипажем NGAD, который также должен быть заметно дешевле, мог бы стать очень интересным вариантом для Японии в качестве альтернативы GCAP. Это дало бы Японии возможность эксплуатировать лучший американский истребитель, чего ей никогда не позволяли делать с F-22. Это также позволило бы JASDF более легко интегрироваться со своими американскими коллегами, что даже более важно, чем для европейских союзников. Более того, это могло бы открыть двери для других экспортных возможностей, в частности для Австралии, которая все активнее сотрудничает как с Соединенными Штатами, так и с Японией.
|
|
Для ВВС США продажа F-47 за рубеж привела бы к увеличению объемов производства и снижению удельных затрат, а также к удешевлению технического обслуживания.
|
|
Официальные лица США уже говорят о различных будущих модификациях боевого реактивного самолета NGAD. Бывший помощник министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике Эндрю Хантер (Andrew Hunter) недавно предположил, что базовый F-47 может быть просто “дополнением №1” к программе NGAD crewed combat jet initiative. Увеличение, оптимизированное для экспорта, казалось бы, имеет большой смысл.
|
|
С другой стороны, покупка большего количества истребителей F-35 или F-47 сопряжена с недостатками, включая зависимость от Соединенных Штатов в плане оперативной поддержки в то время, когда даже близкие союзники сомневаются в надежности Вашингтона как стратегического партнера.
|
|
Поскольку Mitsubishi Heavy Industries (MHI) владеет крупной долей в GCAP, Япония получит суверенный контроль над самолетами после их поставки, что означает, например, что она сможет адаптировать или модернизировать их без одобрения США. Токио также выиграет от промышленного партнерства MHI с GCAP, получая доход от каждой продажи.
|
|
В течение многих лет Япония неуклонно увеличивала свой военный бюджет, поскольку столкнулась с тем, что в “Белой книге по обороне” на 2024 год описано как "самая суровая и сложная ситуация в области безопасности со времен окончания Второй мировой войны". Тремя основными угрозами названы амбиции Китая в отношении своего юго-западного архипелага, а также российские и Северокорейская ракетная и ядерная программы.
|
|
Хотя полный отказ от программы GCAP будет иметь значительные последствия далеко за пределами Японии, дальнейшие задержки с этой программой вполне могут вынудить Токио рассмотреть другие варианты для своих истребительных сил.
|
|
Источник
|