Воздушный шар мог бы исследовать Венеру бесконечно
|
Иногда лучшие инновационные идеи рождаются в результате синтеза двух предыдущих. Ранее мы сообщали об идее использования воздушного шара для исследования атмосферы Венеры, и мы внимательно следили за ходом эксперимента Mars Oxygen ISRU (MOXIE) в рамках марсохода Perseverance на Марсе. |
Объединив эти усилия, вы сможете решить многие задачи, стоящие перед исследованием верхних слоев атмосферы Венеры с помощью воздушного шара — самого пригодного для жизни места в Солнечной системе, за исключением Земли. Таков план доктора Майкла Хехта, главного исследователя системы MOXIE и профессора Массачусетского технологического института, и его команды по проекту "Исследование Венеры с помощью электролиза" (EVE), который недавно получил грант I фазы Института передовых концепций НАСА (NIAC) в рамках премии NIAC awards 2025. |
Современные идеи полетов на воздушном шаре к Венере сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, газ, который они должны использовать, чтобы оставаться на плаву, со временем выходит из строя, что ограничивает продолжительность полета. Во-вторых, они должны иметь при себе большое количество аккумуляторов, чтобы их электроника (и, в некотором смысле, газы) могли выдержать 50-часовой ночной цикл Венеры. Если газы внутри аэростата становятся слишком холодными, они сбрасывают давление, что снижает высоту полета аэростата. |
![]() |
Использование системы, подобной MOXIE, решило бы обе эти проблемы. Компания MOXIE, как известно, создала кислород на Марсе, расщепив углекислый газ в атмосфере на монооксид углерода и кислород с помощью процесса, называемого электролизом твердых оксидов (SOE). Несмотря на то, что этот проект подходит к концу, он доказал правильность концепции о том, что там, где есть углекислый газ, мы можем производить кислород даже на других планетах. |
В верхних слоях атмосферы Венеры много углекислого газа — фактически, именно из него в основном и состоит атмосфера. Примечательно, что и монооксид углерода, и кислород, компоненты, образующиеся в процессе SOE, легче, чем углекислый газ, из которого они образуются. Другими словами, в атмосфере Венеры результаты процесса SOE являются плавучими. |
Но это еще не все — в интервью Fraser доктор Хехт описывает еще одно преимущество использования системы SOE. "Когда люди спрашивают меня, как работает MOXIE, я всегда описываю это как топливный элемент, работающий в обратном направлении", - сказал он. Но во время венерианской ночи "вы могли бы взять некоторую долю, может быть, 10% монооксида углерода и кислорода, которые вырабатывались днем, и пропустить их через прибор в обратном направлении, чтобы получить энергию ночью". |
EVE не только получила бы неограниченное количество активных газов в результате технологического процесса SOE, но и, по сути, получила бы неограниченное количество электроэнергии, даже без солнечного света и без необходимости в тяжелых батареях, которые в противном случае утяжелили бы ее. Другие преимущества включают использование монооксида углерода в качестве топлива для других летательных аппаратов, для которых аэростат мог бы служить базовой станцией. При изучении вариантов использования этой платформы на ум приходит множество идей. |
Проведение этого процесса на Венере также имеет некоторые дополнительные преимущества. Учитывая толщину атмосферы, особенно по сравнению с Марсом, системе SOE в атмосфере Венеры потребовался бы просто вентилятор, а не миниатюрный компрессорный насос, используемый в системе MOXIE на Perseverance. Кроме того, поскольку Венера находится гораздо ближе к Солнцу, в дневное время для питания системы будет достаточно солнечной энергии, в то время как на Марсе по-прежнему можно использовать солнечную энергию, но вместо этого марсоход "Персеверанс" использовал радиоизотопный тепловой генератор. |
Однако Венера сталкивается с некоторыми уникальными проблемами — в атмосфере также содержится серная кислота, хотя и в небольшом количестве. Доктор Хехт упомянул о необходимости нанесения защитного покрытия, например, тефлона, на компоненты, которые будут подвергаться воздействию атмосферы. Его, похоже, тоже не беспокоило увеличение массы, и он спросил: "Сколько массы получается в вашей сковороде с антипригарным покрытием из-за тефлонового покрытия?" |
Однако сам процесс SOE должен быть сбалансирован. Доктор Хехт в своем предложении NIAC упоминает цель достижения 75%-ной эффективности преобразования CO2 в кислород/CO. Если вы стремитесь к большему — скажем, к 100%—ной эффективности, - часть CO, образующегося в процессе, также подвергается электролизу, и прибор забивается чистым углеродом (то есть сажей). |
Однако при коэффициенте полезного действия 75% (что, по общему признанию, примерно в 3 раза эффективнее, чем у MOXIE) плавучесть кислорода и комбинации остатков CO2 и углекислого газа примерно одинакова, поэтому вы можете разделить два газовых потока на отдельные камеры и получить одинаковую плавучесть, не меняя ее ни на одну так или иначе. |
В целом, это кажется в высшей степени практичным решением проблемы, связанной с давней идеей исследования Венеры в будущем. Но зачем останавливаться на достигнутом? Доктор Хехт также упомянул, что теоретически такая система могла бы работать на Титане и других планетах и лунах с плотной атмосферой. По мере того как EVE будет проходить этапы NIAC и команда приступит к детальной технической работе над ней, человечество приблизится к технологии, которая может революционизировать исследование нашей ближайшей планеты-соседа. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|