Годзилле 70 лет. Предупреждение монстра по-прежнему актуально
|
|
Нобелевская премия мира за 2024 год присуждена Японской конфедерации организаций, пострадавших от атомной и водородной бомб, "Нихон Хиданке". Многие из этих свидетелей всю свою жизнь предупреждали об опасности ядерной войны, но поначалу большая часть мира не хотела этого слышать.
|
|
"Судьбы тех, кто выжил в аду Хиросимы и Нагасаки, долгое время скрывались и оставались без внимания", - отметил Нобелевский комитет в своем заявлении. В 1956 году местные группы людей, переживших ядерную катастрофу, создали "Нихон Хиданке", чтобы противостоять этому стиранию.
|
|
Примерно в то же время, когда был создан Nihon Hidankyo, в Японии появилось еще одно предупреждение: огромный монстр, который обрушивает на Токио потоки радиоактивного дыхания. Фильм 1954 года "Годзилла" положил начало франшизе, которая на протяжении последних 70 лет призывала зрителей лучше заботиться о Земле.
|
|
|
|
Мы изучаем популярные японские СМИ, деловую этику и экологическое развитие, но после землетрясения, цунами и аварии на японской АЭС "Фукусима-Дайити" в 2011 году у нас появился общий интерес к "Годзилле". На наш взгляд, эти фильмы передают жизненно важное послание о надвигающейся экологической катастрофе на Земле. Немногие выжившие могут предупредить человечество о последствиях применения ядерного оружия, но Годзилла остается вечным.
|
|
В атомный век
|
|
К 1954 году Япония пережила почти десятилетие ядерного облучения. В дополнение к бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, японский народ пострадал от серии ядерных испытаний, проведенных США на атолле Бикини.
|
|
Когда в 1954 году США испытали первую в мире водородную бомбу, разрушения вышли далеко за пределы ожидаемой зоны поражения. Несмотря на то, что это было далеко от запретной зоны, японское рыболовецкое судно Lucky Dragon № 5 и его экипаж были засыпаны радиоактивным пеплом. Все они заболели, и один рыбак умер в течение года. Их трагедия широко освещалась в японской прессе по мере ее развития.
|
|
Это событие отражено в сцене в начале "Годзиллы", в которой беспомощные японские лодки уничтожаются невидимой силой.
|
|
"Годзилла" полон острых социальных дискуссий, сложных персонажей и ультрасовременных спецэффектов для своего времени. Большая часть фильма посвящена тому, как персонажи обсуждают свои обязанности — друг перед другом, перед обществом и окружающей средой.
|
|
Эта серьезность, как и сам фильм, была практически похоронена за пределами Японии другим фильмом 1956 года "Годзилла, король монстров". Американские лицензиары разобрали фильм 1954 года на части, убрали медленные сцены, сняли новые кадры с участием канадского актера Рэймонда Берра, соединили все это воедино и озвучили свое творение на английском языке по остросюжетному сценарию, который они написали сами.
|
|
Эта версия была известна людям за пределами Японии как "Годзилла", пока в 2004 году, к 50-летию японского фильма, не был выпущен международный прокат.
|
От радиации к загрязнению окружающей среды
|
|
Пока "Король монстров!" путешествовал по миру, "Годзилла" породил десятки японских продолжений и спин-оффов. В японских фильмах Годзилла постепенно превращался из кровожадного монстра в чудовищного защитника человечества, и этот переход был также отражен в более поздних фильмах американского производства.
|
|
В 1971 году новая, более молодая творческая команда попыталась представить "Годзиллу" в новой эре с помощью фильма "Годзилла против Хедоры". Режиссер Есимицу Банно присоединился к съемочной группе фильма, когда продвигал недавно завершенный документальный фильм о стихийных бедствиях. Этот опыт вдохновил его переключить внимание Годзиллы с ядерных проблем на загрязнение окружающей среды.
|
|
Вторая мировая война постепенно стиралась из общественной памяти. Такими же были массовые протесты Anpo в 1959 и 1960 годах, которые мобилизовали до трети японского народа на выступление против возобновления американо-японского договора о безопасности. Среди участников были домохозяйки, обеспокоенные известием о том, что рыба, пойманная "Счастливым драконом № 5", была продана в японских продуктовых магазинах.
|
|
В то же время резко возросло загрязнение окружающей среды. В 1969 году Митико Ишимуре опубликовала книгу "Рай в море скорби: наша болезнь Минамата", которую часто считают японским аналогом классической книги Рэйчел Карсон "Тихая весна", посвященной окружающей среде. Поэтические описания Ишимуре жизней, разрушенных сбросом метилртути корпорацией "Чиссо" в море Ширануи, заставили многих в Японии задуматься о многочисленных неудачах правительства в защите населения от промышленного загрязнения.
|
|
"Годзилла против. "Хедора" рассказывает о сражениях Годзиллы с Хедорой, инопланетянином, потерпевшим крушение, который вырастает до чудовищных размеров, питаясь токсичным илом и другими формами загрязнения окружающей среды. Фильм начинается с того, что женщина в джазе поет об экологическом апокалипсисе, в то время как молодые люди самозабвенно танцуют в подпольном клубе.
|
|
Это сочетание безнадежности и гедонизма продолжается в неровном фильме, который включает в себя все - от растянутого кадра с котенком, покрытым масляными пятнами, до анимационного эпизода, в котором Годзилла неуклюже левитирует, используя свое облученное дыхание.
|
|
После того, как Годзилла побеждает Хедору в конце фильма, он вытаскивает пригоршню токсичной слизи из туловища Хедоры, смотрит на нее, а затем поворачивается, чтобы посмотреть на своих зрителей—людей - как на экране, так и в зале фильма. Посыл ясен: не надо просто лениво распевать о неминуемой гибели — соберитесь и сделайте что-нибудь.
|
|
"Годзилла против. "Хедора" провалилась в прокате, но со временем стала культовым хитом. Положение Годзиллы между Землей и теми, кто может причинить ей вред, находит отклик сегодня в двух отдельных франшизах о Годзилле.
|
|
Одна серия фильмов выпущена японской студией, выпустившей "Годзиллу". Другая серия выпущена лицензиатами из США, которые занимаются экологическими блокбастерами, в которых экологическая направленность "Годзиллы" сочетается с зрелищностью "Короля монстров".
|
Крах общественного доверия
|
|
Катастрофа на Фукусиме в 2011 году стала частью коллективной памяти японского народа. Работы по очистке и выводу из эксплуатации поврежденной атомной электростанции продолжаются на фоне разногласий по поводу продолжающихся выбросов радиоактивной воды, используемой для охлаждения станции. Некоторым жителям разрешается посещать свои дома, но они не могут вернуться туда, пока тысячи рабочих убирают верхний слой почвы, ветки и другие материалы для обеззараживания этих территорий.
|
|
До аварии на АЭС "Фукусима" Япония получала треть своей электроэнергии за счет использования атомной энергии. После катастрофы отношение общественности к атомной энергетике ухудшилось, особенно после того, как расследования показали, что регулирующие органы недооценили риски на этом объекте. Хотя Японии приходится импортировать около 90% потребляемой энергии, сегодня более 70% населения выступает против ядерной энергетики.
|
|
Первый японский фильм "Годзилла", вышедший на экраны после катастрофы на Фукусиме, "Шин Годзилла" (2016), переносит действие франшизы в современную Японию с новым типом Годзиллы, что является жутким отголоском ущерба и реакции правительства на тройную катастрофу на Фукусиме. Когда японское правительство остается без лидера и пребывает в замешательстве после первых контратак на Годзиллу, японский правительственный чиновник объединяется со специальным посланником США, чтобы остановить новоявленного Годзиллу, прежде чем охваченный страхом мир снова применит свое ядерное оружие.
|
|
Их успех свидетельствует о том, что, хотя национальные правительства призваны сыграть важную роль в ликвидации последствий крупных стихийных бедствий, успешное восстановление требует от людей, наделенных полномочиями действовать как личности.
|
|
Источник
|