Почему 'Девушка с жемчужной сережкой' так притягательна
|
Шедевр Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой" вдохновил на все - от книг и пьес до фильма со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Но хотя он широко известен как одно из самых захватывающих произведений искусства, когда-либо созданных, ученым потребовалось почти 400 лет, чтобы понять почему. |
Теперь нейробиологи выяснили, что картина маслом 17-го века использует "уникальный" психологический прием, называемый "устойчивой петлей внимания", которая удерживает зрителя на месте. Исследователи полагают, что этот уникальный эффект может даже объяснить привлекательность таких великих произведений искусства, как "Мона Лиза". |
Мартин де Манник, соучредитель нейробиологической фирмы Neurensics, которая руководила исследованием, говорит: "Вы должны обращать внимание, хотите вы того или нет. Ты должен полюбить ее, хочешь ты этого или нет". |
Картина голландского художника Йоханнеса Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой", написанная в 1665 году, долгое время вызывала восхищение как одна из величайших картин своего времени. |
Но чтобы понять, что делает эту картину такой притягательной, музей Маурицхейса, где она хранится, пригласил нейробиологов изучить, как наш мозг реагирует на искусство. |
Исследователи снабдили 20 участников специальными электроэнцефалографическими наушниками, которые регистрировали активность их мозга, в то время как айтрекеры фиксировали, куда они смотрят. |
Это показало, что "Девушка с жемчужной сережкой" обладает уникальным эффектом привлечения внимания. |
Мистер де Манник говорит: "Было предсказуемо, что эта девушка особенная. Но вопрос "почему" также стал для нас сюрпризом. |
"Обычно, когда вы смотрите на лицо, вы смотрите на глаза, на рот, и на этом все, потому что тогда вы определяете, "безопасен" этот человек или нет. Только не в случае с "Девушкой с жемчужной сережкой". |
Вермеер хорошо известен тем, что на большинстве своих картин он делает их мягкими и размытыми, в то время как некоторые детали получаются особенно резкими, чтобы привлечь внимание зрителя. |
В картине "Девушка с жемчужной сережкой" Вермеер использует три точки фокусировки: рот, глаза и серьгу. |
Таким образом, вместо того, чтобы отрываться от картины после беглого просмотра, взгляд зрителя проходит по треугольнику от глаз ко рту, к серьге и обратно к глазам. |
Этот эффект зацикливания означает, что зрители будут смотреть на лицо на картине значительно дольше, чем на лица на других картинах. |
Исследователи полагают, что этот эффект удержания взгляда может объяснить, почему "Девушка с жемчужной сережкой" и другие великие картины, подобные этой, так притягательны. |
Мистер де Манник говорит: "Чем дольше вы смотрите на кого-то, тем красивее или привлекательнее он становится. |
"Почему вы знакомы с этой картиной, а не с другими? Это из-за того, что у нее есть что-то особенное". |
Нейробиологи, проводившие исследование, которое они планируют опубликовать в качестве научной статьи, теперь говорят, что хотели бы повторить исследование с другими картинами, включая "Мону Лизу". |
Ссылаясь на шутливое соперничество между двумя картинами, режиссер Маурицхейса Мартина Госселинк сказала AFP: "Люди иногда называют "Девушку с жемчужной сережкой" Моной Лизой Севера, но я думаю, времена меняются, так что, возможно, Мона Лиза - это девушка Юга". |
В дополнение к раскрытию механизма поддержания внимания, исследователи обнаружили новые детали, которые могли бы объяснить, почему мы находим искусство таким трогательным. |
Данные, собранные с помощью ЭЭГ-тестов, показали, что участники, смотрящие на произведения искусства, испытывали наибольшую активацию в области мозга, называемой прекунеусом. |
Эта область, в частности, связана с сознанием, самоидентификацией и восстановлением памяти. |
Для дальнейшего изучения этой связи команда нейробиологов сравнила мозговую активность людей, рассматривающих плакаты с произведениями великого искусства, с их активностью при взгляде на реальные предметы. |
Они обнаружили, что эмоциональные реакции участников были в 10 раз сильнее при взгляде на оригинал. |
Это означает, что просмотр подлинного искусства в музейной обстановке оказывает гораздо большее влияние на наше сознание на неврологическом уровне, чем просмотр тех же изображений в других местах. |
Или, как выразилась мисс Госселинк, "Мозг не лжет". |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|