Ученые полагают, что наконец-то смогут раскрыть, что случилось с обреченным рейсом Malaysia Airlines MH370 – одной из величайших загадок нашего времени – почти десять лет спустя. По мнению экспертов из Флориды, ответ может заключаться в панцирях маленьких ракообразных, называемых ракушками, которые прикрепились к обломкам самолета. Раковины моллюсков содержат информацию о различных температурах воды, которым они подвергались в течение своей жизни, говорится в новом исследовании. Учёные считают, что эта информация может помочь отследить движение ракообразных туда, где они впервые прикрепились к обломкам – и, в свою очередь, к месту падения MH370 на воду. Хотя никто точно не знает, что случилось с MH370, широко распространено мнение, что самолет упал в Индийский океан из-за нескольких выброшенных на берег обломков, которые, как было подтверждено, были частью самолета. MH370 — коммерческий лайнер Boeing 777 — исчез 8 марта 2014 года после того, как вылетел из международного аэропорта Куала-Лумпур в Малайзии по пути в Пекин. Предполагается, что все 239 человек на борту погибли вскоре после того, как самолет загадочным образом отклонился от курса на запад над Андаманским морем в Индийском океане.
Это породило огромные международные поисковые усилия – самые дорогие поиски в истории авиации стоимостью 200 миллионов долларов – которые были приостановлены в январе 2017 года. Новое исследование возглавил Грегори Герберт, доцент кафедры эволюционной биологии Университета Южной Флориды в городе Тампа. Он был вдохновлен моментом, когда увидел фотографии обломков самолета, выброшенных на берег острова Реюньон у побережья Африки через год после крушения. Флаперон MH370 – подвижная часть крыла, которая помогает стабилизировать самолет во время взлета и посадки – был обнаружен покрыт ракушками. «Как только я это увидел, я сразу же начал рассылать электронные письма следователям, поскольку знал, что геохимия их снарядов может дать ключ к разгадке места крушения», — сказал профессор Герберт. Ракушки и другие морские беспозвоночные, очищенные от панциря, ежедневно отращивают свои панцири, образуя внутренние слои, похожие на древесные кольца (которые со временем увеличивают обхват ствола или ветки). По словам профессора Герберта, химический состав каждого слоя раковины ракушки определяется температурой окружающей воды в момент формирования слоя.
Следовательно, знание того, где в океане температура выше и ниже, позволяет проследить, где она была по мере роста. Для исследования профессор Герберт и его коллеги провели лабораторный эксперимент по выращиванию живых ракушек, чтобы разблокировать температурные рекорды их панцирей. «Мы выращивали ракушки Lepas в лаборатории при различных постоянных температурах в течение нескольких недель, а затем химически анализировали новые слои скорлупы, выращенные за это время», — рассказал он MailOnline. «Мы обнаружили, что химический состав раковины настолько предсказуем, что мы можем сказать, какую температуру океана испытывала ракушка, когда у нее рос каждый слой раковины толщиной субмиллиметра». После эксперимента они применили успешный метод к небольшим ракушкам, взятым с MH370. С помощью экспертов из Университета Голуэя в Ирландии они объединили данные о температуре воды ракушек с океанографическим моделированием, чтобы смоделировать, откуда дрейфовали обломки самолета. Французский учёный Жозеф Пупен был одним из первых биологов, исследовавших флаперон MH370, который был найден покрытым ракушками.
Пупен пришел к выводу, что самые большие ракушки, возможно, были достаточно старыми, чтобы поселиться на обломках вскоре после крушения и очень близко к фактическому месту крушения, где сейчас находится самолет. По словам профессора Герберта, температура, зафиксированная в этих крупнейших раковинах, может помочь исследователям сузить область поиска. Однако новое исследование Университета Южной Флориды, опубликованное в журнале AGU Advances, использовало только данные более мелких ракушек флаперона. «К сожалению, самые большие и старые ракушки еще не доступны для исследований», — сказал профессор Герберт. «Но этим исследованием мы доказали, что этот метод можно применить к ракушкам, которые колонизировали обломки вскоре после крушения, чтобы восстановить полный путь дрейфа к месту крушения». До сих пор поиски MH370 охватывали несколько тысяч миль вдоль коридора с севера на юг, который считается «седьмой дугой», где, по мнению следователей, самолет мог планировать после того, как у него закончилось топливо. Поскольку температура океана может быстро меняться вдоль дуги, профессор Герберт считает, что этот метод может точно определить, где находится самолет.
Даже если самолет не находится на дуге, изучение самых старых и крупнейших ракушек все равно может сузить области поиска в Индийском океане. «У следователей есть веские основания полагать, что самолет находится где-то на седьмой дуге», — сказал MailOnline профессор Герберт. «Однако с 2014 года они потратили около 200 миллионов долларов на его поиски вдоль седьмой дуги и ничего не нашли. «В настоящее время не существует метода или инструмента для поиска самолета, если он упал за пределами седьмой дуги, но наш новый метод удовлетворяет эту потребность». Исследователи считают, что ракушки могут дать подсказки, которые могут возобновить поиск MH370 и, наконец, дать ответы семьям погибших. Масштабные международные поиски MH370 были официально приостановлены в январе 2017 года, и семьи погибших назвали это «безответственным». Второй поиск, начатый в январе 2018 года частным подрядчиком Ocean Infinity, через шесть месяцев завершился безуспешно. «Знание трагической истории, стоящей за тайной, побудило всех, кто участвовал в этом проекте, получить данные и опубликовать эту работу», — сказал соавтор исследования Нассар Аль-Каттан из Университета Южной Флориды. «Самолет исчез более девяти лет назад, и мы все работали над тем, чтобы внедрить новый подход, который поможет возобновить поиски, которые могут помочь десяткам семей тех, кто находился на пропавшем самолете».