Анализ ДНК показал кто жил в Мачу-Пикчу
|
|
На вершине гор в южном высокогорье Перу стоит чудо империи инков 15-го века, Мачу-Пикчу. Сегодня цитадель является всемирной достопримечательностью и символом доколониальной латиноамериканской истории, но когда-то она была королевским дворцом императора. Наша международная команда исследователей обнаружила невероятное генетическое разнообразие, скрытое в древних останках тех, кто когда-то называл Мачу-Пикчу своим домом. Мы подробно изложили наши выводы в исследовании, опубликованном сегодня в журнале Science Advances. Империя инков когда-то управляла огромными 2 миллионами квадратных километров через захватывающий дух горный хребет Анд в Южной Америке. Он был основан в 1438 году первым правителем Пачакути Инка Юпанки и достиг своего расцвета в 1533 году, до колонизации испанцами. В центре империи находилась столица Куско, а неподалеку находился величественный дворец Пачакути, Мачу-Пикчу.
|
|
Мачу-Пикчу посещала королевская семья и гости в сухой сезон с мая по октябрь как место для пира, танцев, пения и охоты. Хотя эти элитные инки были похоронены в Куско после их смерти, дворец обслуживался круглый год несколькими сотнями слуг, которые жили на месте. Этих слуг хоронили на кладбищах за стенами дворца. После испанской колонизации знание о Мачу-Пикчу было утрачено для западного мира, но было вновь открыто авантюристами в начале 20 века. В 1912 году Перуанская научная экспедиция Йельского университета зафиксировала ошеломляющее количество похороненных на этом месте 174 человек. Эти захоронения часто представляли собой неглубокие могилы или были скрыты под большими валунами или естественными скалистыми выступами. Хотя у многих не было погребального инвентаря, рядом с некоторыми людьми были обнаружены керамические артефакты. Они рисуют яркую картину культурного разнообразия со стилями из прибрежных и северных районов Перу, а также из горной местности Боливии у озера Титикака.
|
|
Это был первый намек на то, что Мачу-Пикчу привлекал людей со всех уголков империи инков. Предполагается, что слуги, жившие в Мачу-Пикчу, прибыли из разных мест, привозя керамику со своей родины. Однако артефакты также могли попасть в этот район через торговлю. Чтобы выяснить, откуда пришли эти люди, нам пришлось бы проанализировать их ДНК. Мы секвенировали древнюю ДНК из останков 68 человек — 34 захороненных в Мачу-Пикчу и 34 захороненных в Куско. С помощью радиоуглеродного анализа мы определили возраст останков и обнаружили, что некоторые из этих людей были похоронены до возникновения Пачакути и империи инков. Затем мы сравнили их ДНК с ДНК коренных народов, живущих сегодня в Андах (прошлые исследования показали, что эти генетические линии не были нарушены в течение последних 2000 лет), а также с ДНК предков из более отдаленных регионов Южной Америки. Стоит отметить, что эти «предки» основаны на ДНК и не обязательно совпадают с культурной самобытностью людей, хотя иногда это и происходит.
|
|
Были ли люди, похороненные в Мачу-Пикчу, генетически похожими на тех, кто жил в этом районе еще до правления Пачакути? Или они были связаны с предками из более отдаленных регионов? Если бы последнее было правдой, мы могли бы с уверенностью предположить, что они (или их родители) прибыли в Мачу-Пикчу из дальних стран. Из всех проанализированных нами образцов ДНК мы обнаружили, что 17 человек имели происхождение от одного из проверенных отдаленных источников (выделены цветом на карте выше). К ним относятся все регионы перуанского побережья и высокогорья, а также регионы Амазонки Перу, Эквадора и Колумбии. Только семеро из похороненных людей имели родословную, которую можно было бы связать с обширными южными высокогорьями Перу, где проживают Мачу-Пикчу и Куско. Однако мы не можем подтвердить, что они были местными жителями самого Мачу-Пикчу. Остальные 13 человек имели смешанное происхождение, в том числе из Бразилии и Парагвая. Они могли быть потомками людей из разных стран, которые встретились в Мачу-Пикчу, или могли быть связаны с еще неизвестными южноамериканскими предками.
|
|
Что касается близких семейных отношений, то мы обнаружили только одну пару: мать и дочь. Примечательно, что все люди были похоронены вместе на крупных кладбищах, независимо от их происхождения. Это может означать, что они считались равными друг другу по статусу, что, в свою очередь, предполагает, что они родились в другом месте и прибыли в Мачу-Пикчу независимо, иногда вступая в отношения и имея детей. Вполне вероятно, что эти люди были из класса «избранных женщин», называемого акллакона, и аналогичного класса мужчин, называемого янакона. Люди в этих группах выбирались из своих домов в молодом возрасте и на постоянной основе направлялись на государственную, аристократическую или религиозную службу. Прибыв в Мачу-Пикчу, они должны были провести остаток своей жизни, служа королевскому поместью. Хотя мы не знаем, насколько сильно (если вообще было) принуждение было задействовано в процессе прибытия этих людей в Мачу-Пикчу, анализ костей показывает, что они жили комфортной жизнью.
|
|
Многие дожили до преклонного возраста и не показывали признаков недоедания, болезней или травм, полученных в результате войны или тяжелого труда. Важно отметить, что человеческие останки, которые мы обнаружили до империи инков, не отличались высоким уровнем разнообразия. Это говорит о том, что именно создание империи инков привело людей издалека в Мачу-Пикчу. Кроме того, наше исследование людей из Куско показало меньшее разнообразие, чем в Мачу-Пикчу, но большее, чем в других региональных местах. Вероятно, это связано с тем, что обширная горная местность имела долгую историю взаимодействия между разными народами до возникновения империи инков. Наши находки рисуют захватывающую картину Мачу-Пикчу как истинного очага разнообразия в имперском царстве инков, выделяя его как культурно богатый центр древнего ландшафта.
|
|
Источник
|