Программа НАСА «Артемида» направлена на возвращение людей на Луну впервые за более чем 50 лет, при этом первая посадка человека в настоящее время запланирована на 2025 год. Эта цель не только технически амбициозна, но и политически сложна. Программа «Артемида» знаменует собой первый случай после программы «Аполлон», когда попытка отправить людей на Луну была поддержана двумя сменявшими друг друга президентами США. Как ученый-международник, изучающий космос, мне интересно понять, что позволило программе Artemis пережить этот политический переход, когда другие потерпели неудачу. Мои исследования показывают, что эта программа направлена не только на продвижение науки и технологий или воодушевление общественности. Это также предлагает практические преимущества для коммерческого сектора и вооруженных сил, а также возможность укрепить глобальное лидерство США.
Несколько компаний по всему миру, в том числе как стартапы, так и известные аэрокосмические фирмы, начали работу над миссиями на Луну. Некоторые, такие как японская iSpace и американская Astrobotic, разрабатывают коммерческие лунные посадочные модули и планируют в конечном итоге собирать лунные ресурсы, такие как вода или минералы. На данный момент усилия по возвращению на Луну в основном финансируются государственными космическими агентствами, такими как НАСА или Европейское космическое агентство. Однако многие эксперты говорят о росте «прилунной экономики», когда компании зарабатывают деньги на своей деятельности на Луне и вокруг нее.
Исследования экспертов показывают, что пройдут десятилетия, прежде чем многие виды деятельности, такие как добыча лунных ресурсов или сбор солнечной энергии на Луне, начнут приносить прибыль. Но тем временем правительственные космические программы могут использовать коммерческие инновации для сокращения затрат, стимулирования инноваций и ускорения своих программ. И некоторая коммерческая деятельность, например, лунный туризм, может стать прибыльной в ближайшем будущем. SpaceX уже продала один полет на Луну, запуск которого предварительно запланирован на 2024 год. Компании, рано выходящие на рынок, могут иметь преимущество. Перенаселенность вряд ли станет проблемой в ближайшем будущем — площадь поверхности Луны примерно равна площади всего азиатского континента. Даже на полюсах несколько мест предлагают доступ как к водяному льду, так и к солнечному освещению.
Тем не менее, первые компании на Луне могут установить прецеденты в отношении разрешенной добычи на Луне, а также протоколов безопасности и устойчивого развития, которым могут следовать другие, появившиеся позже. Организация Объединенных Наций создала рабочую группу для изучения правовых вопросов, связанных с использованием космических ресурсов, но она не завершит свой первый набор предложенных принципов до 2027 года. Тем временем коммерческие организации уже пытаются высадиться на Луну. В 2020 году глава Космических сил США назвал Луну «ключевой территорией», а Исследовательская лаборатория ВВС финансирует экспериментальный спутник под названием Oracle, запуск которого запланирован на 2026 год. Oracle будет контролировать пространство между Землей и луна.
Американские военные имеют многолетний опыт наблюдения за космическими аппаратами, вращающимися вокруг Земли. Он мог бы использовать этот опыт для обеспечения безопасности и защиты по мере увеличения коммерческой и гражданской правительственной активности вблизи Луны. Они также могли бы предоставить Соединенным Штатам более качественную информацию о космической деятельности стратегических конкурентов, таких как Китай. Некоторые представители космического сектора идут еще дальше и предлагают военным следить за оружием, спрятанным в глубоком космосе или на обратной стороне Луны. Однако физика и экономика космоса предполагают, что эти виды использования являются дорогостоящими и приносят мало практической пользы.
Хотя использование военного опыта США в космосе имеет смысл, есть причины не заходить слишком далеко в разработках в этой области. Подобные военные достижения — даже если они осуществляются в поддержку гражданских и коммерческих целей — могут вызвать подозрения у других стран, что потенциально может привести к усилению военно-космической активности с их стороны и, в конечном итоге, к усилению напряженности. Программа «Аполлон» известна своей ролью в «космической гонке» США и Советского Союза в середине 20-го века. Способность Соединенных Штатов высадить людей на Луну была истолкована многими во всем мире как свидетельство технологического превосходства США и возможностей демократического и капиталистического общества. Некоторые предполагают, что Соединенные Штаты сейчас участвуют в новой космической гонке, на этот раз с Китаем. Недавно Китай ускорил свои планы по отправке людей на Луну.
Хотя не все согласны с тем, что такая гонка имеет место, использование этой терминологии политическими лидерами США, в том числе нынешним администратором НАСА Биллом Нельсоном, и ее повсеместное освещение в мировых СМИ позволяют предположить, что многие будут рассматривать усилия по высадке людей на Луну в этом году. способ. Если Китай высадит людей на Луну раньше Соединенных Штатов, люди во всем мире могут увидеть в этом свидетельство роли Китая как мирового лидера и возможностей его коммунистического правительства. Возвращение на Луну — это не только соревнование. Он также предлагает странам возможности для участия в международном сотрудничестве. Более 20 стран объявили о планах совершить полеты на Луну. Точно так же, как Соединенные Штаты используют коммерческие разработки, США также работают с международными партнерами.
Европа, Япония и Канада уже присоединились к Соединенным Штатам в качестве партнеров по Lunar Gateway, космической станции, которая будет вращаться вокруг Луны, а запуск первых модулей ожидается в 2025 году. Соединенные Штаты также ищут международную поддержку для Artemis Accords, свода принципов ответственного исследования и освоения Луны. По состоянию на июль 2023 года соглашения подписали 27 стран. Сюда входят не только близкие союзники, такие как Великобритания, Канада и Япония, но и менее традиционные партнеры, такие как Руанда, Нигерия и Объединенные Арабские Эмираты. Подписание Индией соглашений в июне 2023 года было расценено как признак укрепления связей между США и Индией.
Стоит отметить, что лунная программа Китая также делает упор на международное участие. В 2021 году Китай объявил о планах по созданию Международной лунной исследовательской станции в партнерстве с Россией и пригласил другие страны присоединиться. Швеция, Франция, Италия, Пакистан и Объединенные Арабские Эмираты участвуют в предстоящей миссии Китая по посадке на Луну. С тех пор, как люди в последний раз покинули Луну в 1972 году, многие мечтали о днях, когда люди вернутся. Но на протяжении десятилетий эти усилия наталкивались на политические препятствия. На этот раз планы Соединенных Штатов по возвращению на Луну, скорее всего, увенчаются успехом — у них есть межсекторальная поддержка и стратегическое значение для обеспечения преемственности даже в политически сложные времена.