Сфинкс Белуджистана. Природное образование или рукотворное чудо
|
|
Загадочное сооружение в форме Сфинкса, известное как Белуджистанский Сфинкс, возвышается над пустынным скалистым ландшафтом побережья Макрана в провинции Белуджистан в Пакистане. Регион Белуджистан находится между Ираном и Афганистаном на западе и Индией на востоке, с Аравийским морем, граничащим с югом. Этот засушливый регион пустыни и гор в основном населен этническими белуджами, принявшими ислам после арабской оккупации региона. Никто не знал о существовании Белуджистанского Сфинкса до того, как в 2004 году открылось прибрежное шоссе Макрана, соединившее город Карачи с портовым городом Гвадар на побережье Макрана. Строение находится прямо у шоссе, в непосредственной близости от ряда других сооружений, напоминающих храмы и здания. Чтобы добраться до Белуджистанского Сфинкса из Карачи (240 км) по прибрежному шоссе Макран, которое извивается через сюрреалистический пейзаж, требуется почти четыре часа на машине. Сфинкс расположен в Национальном парке Хингол, куда люди иногда приезжают на день из Карачи.
|
|
Когда я впервые увидел фотографии Белуджистанского Сфинкса и окрестностей, он показался мне высеченным в скале археологическим памятником глубокой древности. Однако я был удивлен, обнаружив, что журналисты, писавшие о Белуджистанском Сфинксе, обычно называют его естественным образованием, хотя нет никаких доказательств того, что на этом месте проводились какие-либо археологические исследования. Это было очень странно, если не сказать больше. Как может человек, хоть немного интересующийся историей или археологией, смотреть на это место и не испытывать желания исследовать его дальше? Почему здесь не проводились археологические раскопки? И на каком основании журналисты называют это естественным образованием? Они просто догадываются или им было приказано обращаться к этому именно так?
|
|
Впервые я написал о Белуджистанском Сфинксе в своем блоге в 2017 году, где обратил внимание на многие особенности этого места, и с тех пор этим местом заинтересовалось все больше людей, хотя официальное исследование еще не проводилось. Беглый взгляд на Сфинкса показывает, что у него четко очерченная линия челюсти и различимые черты лица, такие как глаза, нос и рот. Головной убор Сфинкса очень похож на головной убор Немеса египетского фараона. Головной убор Немес представляет собой полосатую головную повязку, закрывающую макушку и затылок. Он имеет два больших заметных лоскута, которые свисают за ушами и перед плечами. На белуджистанском сфинксе хорошо видны ушанки головного убора Немеса. У Сфинкса также есть горизонтальная канавка на лбу, соответствующая головной повязке фараонов, которая удерживает головной убор Немеса на месте. Мы даже можем различить контуры наклонных передних ног Сфинкса, заканчивающихся четко очерченными лапами.
|
|
Другими словами, это не просто какое-то другое скальное образование, имеющее некоторое сходство с животным. Это очень реалистичное изображение Сфинкса — известного легендарного животного, которое встречается в искусстве и археологии многих древних культур.
|
|
Что действительно интригует в этом месте, так это не только сам Сфинкс, но и окружающие его постройки, которые создают впечатление, что они вырезаны руками человека. Посмотрим на приподнятую платформу, на вершине которой находится Сфинкс. На этой платформе легко различимы колонны, ниши и симметричная штриховка, как и положено в любом храмовом комплексе. Есть ряд шагов, ведущих к сайту. Ступени, да и весь участок, покрыты отложениями и сильно разрушены эрозией.
|
|
Некоторые люди смотрят на Сфинкса и связанные с ним структуры и говорят, что это «парейдолия». Если вы не знали, парейдолия — это феномен видения знакомых объектов и узоров там, где их нет. Это простой выход для тех, кто не хочет выполнять тяжелую работу по обследованию и раскопкам. Если бы парейдолия была хотя бы "вещью" в археологии, то ни одна из мезоамериканских пирамид - как и многие другие археологические сооружения со всего мира - не была бы обнаружена, ибо они превратились в насыпи земли, и были совершенно неузнаваемы вплоть до руки человека расчистили грязь. Единственное логичное, что можно сделать, увидев такое место, — провести полноценные исследования и раскопки. А этого, к сожалению, здесь еще не сделали.
|
|
Теперь об окружающих структурах. Очень близко к Сфинксу, на вершине той же платформы находится большое храмообразное сооружение с симметричным шпилем. Сфинкс, кажется, смотрит в сторону храма и действует как его защитник. Рядом есть еще две постройки, которые выглядят рукотворными. Один напоминает небольшой храм, напоминающий типичные высеченные в скале храмы Индии, а другой кажется мегалитическим сооружением.
|
|
Рассмотрим эти структуры более подробно. Ближайшее к Сфинксу сооружение представляет собой большой храм со шпилем с плоской вершиной. Я называю его Храмом Сфинкса, поскольку Сфинкс, кажется, смотрит в сторону храма, действуя как его защитник. В сакральной архитектуре Сфинкс всегда выполнял защитную функцию. Египет, Сфинкс стоит перед разрушенными руинами Старого Храма Сфинкса, который датируется временем, когда Сфинкс был построен. Блоки известняка, из которых построены стены храма Старого Сфинкса, были взяты из рва, окружавшего Сфинкса. Когда Сфинкса вырезали из скалы, рабочие убирали добытые блоки для строительства храма.[1]
|
|
В Индии Сфинкс появляется в раннем индуистско-буддийском искусстве Центральной и Северо-Западной Индии, начиная с I века до нашей эры. Его основное положение было возле ворот храма, действуя как страж святилища. Однако фигуры сфинксов были вылеплены по всему храму, включая входные ворота, залы и возле центральной святыни.[2] В одной из своих форм он приседает или стоит перед миниатюрным храмом, указывая на то, что он защитник храма.
|
|
Если присмотреться к храму Сфинкса в Белуджистане, можно увидеть следы колонн, вырезанных на стенах. Вход в храм может быть скрыт за большой кучей осадка впереди. Кажется, на фасаде храма над входом высечены одна или несколько фигур. Эти фигуры могли быть задуманы как «дварапалы», то есть стражи дверей. В индуистско-буддийских храмах дварапалы — это гигантские фигуры, которые парами стоят на страже по обе стороны от входа в храм. Храм Сфинкса в Белуджистане на самом деле похож на входные башни с плоскими вершинами, называемые гопурамами, храмов Южной Индии.
|
|
Рядом с храмом Сфинкса на вершине возвышенной платформы находится храмоподобное сооружение меньшего размера. Этот храм имеет четко очерченные колонны и шпиль и очень похож на высеченные в скале храмы древней Индии. Для тех, кто знаком с индийской архитектурой, трудно поверить, что это не рукотворное произведение.
|
|
Помимо этих двух храмов, в непосредственной близости от Сфинкса находится ряд интересных сооружений. Одни из них напоминают дворцы, другие — прямоугольные мегалитические постройки. Непостижимо, как такие симметричные структуры могут быть получены посредством случайных процессов эрозии. Вот несколько таких структур, которые журналисты обычно выдают за природные образования.
|
|
По соседству с Белуджистанским Сфинксом находится еще одна выдающаяся достопримечательность побережья Макрана под названием «Принцесса Надежды». Название придумала Анджелина Джоли, посетившая национальный парк Хингол в 2002 году в качестве посла доброй воли ООН. Она подумала, что сооружение напоминает женскую фигуру в короне и юбке, смотрящую на горизонт. Однако, на мой взгляд, сооружение больше похоже на сильно разрушенную сторожевую башню или шпиль храма. Вид окружающего ландшафта с дрона показывает, насколько он сюрреалистичен, с колоннами и геометрическими узорами, куда бы вы ни посмотрели.
|
|
За последние несколько лет на YouTube есть несколько интересных видеороликов, которые дают хорошее представление о том, что происходит в этой области. Это видео (нажмите здесь) о поездке по шоссе Макран — отличное место для начала. Когда вы пересекаете перевал Бузи, пейзаж внезапно меняется на расстоянии примерно 2-3 км (до 3:30 минуты на видео), когда в поле зрения начинают появляться всевозможные сюрреалистические и явно искусственные сооружения. Это почти как если бы это был древний город с Белуджистанским Сфинксом, расположенным на его оконечности. Если бы это была исключительно работа природы, то почему бы ограничиваться определенной областью? Люди, с другой стороны, склонны строить свои здания группами. Некоторые интересные кадры со Сфинксом и Принцессой Надежды можно увидеть в этом видео (нажмите здесь), которым поделилась Джульетта Джин, которая также ссылается на мой пост в блоге. Это видео (нажмите здесь) дает хороший виртуальный тур по району Принцессы Надежды, где можно легко увидеть высеченные в скале пещеры, балконы и регулярно расположенные столбы.
|
|
Многие люди из Белуджистана и Пакистана, посетившие Белуджистанский Сфинкс, придерживаются мнения, что Сфинкс является настолько внушительным и величественным сооружением и выглядит настолько правдоподобно, что, скорее всего, является рукотворным, в дополнение ко всем другим сооружениям поблизости. . Мое мнение, основанное на всех изображениях и видео, которые я видел в Интернете, примерно такое же. Вероятно, здесь находился крупный древний город, который был опустошен катаклизмами и впоследствии подвергся обширной эрозии.
|
|
Геологи заметили, что холмы вокруг береговой линии Макрана покрыты морскими раковинами, что указывает на то, что когда-то это место было затоплено морской водой. Это неудивительно, поскольку побережье Макрана в Белуджистане является сейсмически активной зоной, которая часто вызывает сильные цунами. Сообщается, что землетрясение 28 ноября 1945 года с эпицентром у побережья Макрана вызвало цунами с волнами, местами достигающими 13 метров. Кроме того, вдоль береговой линии Макрана разбросано несколько действующих грязевых вулканов, большая часть которых сосредоточена в национальном парке Хингол, недалеко от дельты реки Хингол. Интенсивная сейсмическая активность вызывает извержение грязевых вулканов, которые могут извергать ошеломляющие количества грязи, заливая окружающий ландшафт. Иногда в Аравийском море у берегов Макрана появляются острова грязевых вулканов, которые в течение года рассеиваются под действием волн.
|
|
Это говорит нам о том, что комплекс Сфинксов в Белуджистане, возможно, несколько раз подвергался разрушительным разрушениям в результате мощных землетрясений и разрушительных цунами, которые выбрасывали тонны отложений на сооружения, прежде чем вода отступила. Впоследствии ветровая и водная эрозия сделали свое дело. Действия человека и природы, кажется, объединились, чтобы создать этот сюрреалистический пейзаж, который, кажется, скрывает затерянный город неизвестной древности.
|
|
Вопрос в том, если это место или древний город создан руками человека, сколько ему лет? Мы знаем, что цивилизация долины Инда простиралась вдоль береговой линии Макрана, а ее самым западным археологическим памятником был Суткаген-Дор, расположенный недалеко от иранской границы. Следовательно, некоторые из этих сооружений могли быть построены тысячи лет назад, в период Инда (ок. 3000 г. до н.э.). Он мог быть даже старше и мог быть построен какой-то доиндийской культурой. Сайт мог быть построен поэтапно, начиная с очень отдаленного периода. Возможно, именно в горах Макранского побережья ремесленники Инда оттачивали и совершенствовали свое архитектурное и камнерезное мастерство, которое впоследствии было перенесено в индийскую цивилизацию.
|
|
В исторический период район Макрана рассматривался арабскими летописцами как «граница аль-Хинд», т.е. граница Индии. Суверенитет частей региона попеременно переходил между индийскими и персидскими царями с раннего исторического периода. В течение десятилетий, предшествовавших мусульманским набегам, Макран находился под властью династии индуистских королей со столицей в Алоре в Синде.
|
|
Когда китайский паломник Хиуэн Цанг посетил Макран в 7 веке н.э., он отметил, что письменность, использовавшаяся в Макране, была «почти такой же, как в Индии», но разговорный язык «немного отличался от индийского». Историк Андре Винк пишет, что:
|
|
«То же самое вождество Армадила упоминается Хиуэн Цангом как О-тиен-по-чи-ло', расположенное на большой дороге, проходящей через Макран, и он также описывает его как преимущественно буддийское, хотя и малонаселенное, в нем было не менее 80 буддийских монастырей, в которых проживало около 5000 монахов. На самом деле в восемнадцати километрах к северо-западу от Лас-Бела в Гандакахаре, недалеко от руин древнего города, находятся пещеры Гондрани, и, как показывают их конструкции, эти пещеры, несомненно, были буддийскими. Путешествуя дальше на запад по долине Кий (тогда находившейся под властью Персии), Хиуэн Цанг увидел около 100 буддийских монастырей и 6000 священников. Он также видел несколько сотен храмов Дэва в этой части Макрана, а в городе Су-ну ли-чи-ши-фа-ло, который, вероятно, является Касрандом, он увидел храм Махешвара Дэва, богато украшенный и украшенный скульптурами. Таким образом, индийские культурные формы очень широко распространились в Макране в седьмом веке, даже в период, когда он находился под персидским владычеством. Для сравнения, в более поздние времена последним местом индуистского паломничества в Макране был Хингладж, в 256 км к западу от современного Карачи в Лас-Бела».
|
|
Таким образом, согласно отчетам Хиуен Цанга, даже в 7 веке н.э. побережье Макрана было усеяно сотнями буддийских монастырей и пещер, а также несколькими сотнями индуистских храмов, в том числе богато украшенным скульптурным храмом Господа Шивы. Что случилось с этими пещерами, храмами и монастырями побережья Макрана? Они все были уничтожены во время арабских набегов? Или возможно, что некоторые остатки их сохранились? А сильно эродировавшись и покрываясь осадком, их выдают за природные образования?
|
|
Поэтому остается загадкой, почему в этом месте до сих пор не проведены официальные археологические изыскания, когда так очевидны признаки человеческой цивилизации. Может ли это быть связано с отсутствием финансирования? Белуджистан — бедное место, и, судя по беседам с некоторыми учеными региона, в Белуджистане нет подготовленных археологов для проведения научных исследований. Ответственность за это лежит на Пакистане, и, насколько я слышал, археологические исследования в Пакистане сильно недофинансируются, и многие известные памятники Инда до сих пор остаются нераскопанными. Тем не менее, финансирование не может быть такой большой проблемой, чтобы провести здесь предварительный опрос. Некоторые люди думают, что Белуджистанский Сфинкс — опасное место для посещения из-за восстания белуджей, которое продолжается уже много лет, поэтому официальные опросы рискованны. Это не совсем так, потому что люди из Карачи обычно ездят по Макранскому шоссе, и они сказали мне, что ехать к Сфинксу вполне безопасно, так как повстанцы на этом маршруте не проявляют активности. Другая проблема заключается в том, что этот регион подпадает под Китайско-пакистанский экономический коридор и находится под контролем пакистанской армии. Однако я не понимаю, почему это должно мешать официальному обследованию, хотя иностранцам может быть трудно свободно здесь бродить.
|
|
Так, что происходит? Может быть, власть предержащие уже знают, что это очень древнее место, которое может перевернуть хронологию цивилизации в Южной Азии, да и во всем мире, и намеренно пытаются это скрыть? Это возможность, которую нельзя исключать. Некоторые недавние контакты сказали мне, что армия не разрешает им подходить к Сфинксу и исследовать окружающие руины под тем предлогом, что это может «поставить под угрозу» эти естественные образования. Таким образом, не только не проводятся официальные исследования, обычным людям не разрешается свободно исследовать это место, но и СМИ получают указание называть эти удивительные памятники «природными образованиями». Все признаки преднамеренного сокрытия, кажется, на месте. Печальная реальность нашего времени состоит в том, что многие люди, находящиеся у власти, злоупотребляют своим авторитетом, чтобы скрывать и искажать правду. Единственный возможный способ спасти эту ситуацию — привлечь внимание международной общественности к этим памятникам, оказать надлежащее давление на правительство Пакистана посредством петиций и других средств, а также предупредить и убедить международные организации, такие как ЮНЕСКО, провести большую работу. нужно археологическое исследование места, так что истина может всплыть.
|
|
Ссылки:
|
|
[1] Allen Winston, "The Old and New Kingdom Sphinx Temples at Giza", http://www.touregypt.net/featurestories/sphinx3.htm
|
[2] Sphinx in Indian Art
|
[3] Andre Wink, Al-Hind: The slave kings and the Islamic conquest (BRILL, 1991) 132-133
|
[4] Andre Wink, Al-Hind: The slave kings and the Islamic conquest (BRILL, 1991) 135.
|
|
Источник
|