Меряченье - полярный психоз Кольского полуострова
|
|
С давних пор на Кольском полуострове, в Архангельской области, на севере Урала и в Сибири люди порой страдали недугами неизвестной природы — меряченьем и икоткой. Медицина не может объяснить причину возникновения этих болезней и не знает способов их лечения. Священнослужители же считают, что в человека, болеющего меряченьем или икоткой, вселяется некая сущность, возможно, даже бес. Меряченье — загадочная болезнь, при которой люди становятся похожими на зомби, а после приступа не помнят, что с ними происходило. Другое название меряченья — зов Полярной звезды, или арктическая истерия. Во время приступа человек впадает в транс, совершает ритмичные движения и издаёт нечленораздельные звуки. Будто подчиняясь зову, неслышному для других, он устремляется на север — к Полярной звезде. Если его пытаются задержать, он впадает в буйство, сопротивляется и, проявляя нечеловеческую силу, вырывается и устремляется в свой последний гибельный путь.
|
|
По легенде, души умерших людей улетают в небесный дворец, над которым сияет Полярная звезда. При полярном сиянии окна этого дворца открываются, и оттуда боги призывают к себе души ещё живых людей. Тот, кто слышит этот зов, идёт к Полярной звезде. Название болезни происходит от якутского слова «мэнэрик» — «делать странности». Известны случаи, когда болезнь принимала массовый характер. В 1870 году около 70 человек Нижне-Кадымского казачьего отряда, к ужасу врача, во время этих странных припадков начинали петь чужими голосами на неизвестных языках. По мнению исследователей, северные шаманы могут ввести в состояние меряченья большое число людей с помощью крика-заклинания. Этот крик пугал людей, и они, словно рабы, выполняли любую команду того, кто наслал на них болезнь. Местные жители знали, что излечить заболевшего может только шаман. Но для того чтобы тягаться с зовом Полярной звезды, необходима огромная магическая сила.
|
|
Учёные из ОГПУ
|
|
Феноменом меряченья заинтересовался академик Владимир Бехтерев. Институт мозга в Петрограде, который он возглавлял, в 1921 году организовал на Кольский полуостров, где свирепствовала загадочная болезнь, экспедицию под руководством Александра Барченко — учёного с авантюрными наклонностями, писателя и лектора, личности весьма незаурядной. Профессор Барченко — оккультист, мистик и экспериментатор в области паранормальных способностей человека. Он написал очерки «Передача мысли на расстояние», «Опыты с мозговыми лучами» и изложил своё, основанное на древней науке, универсальное учение в книге «Дюнхор». Барченко нашёл в Лапландии останки доисторического религиозного центра у священного Сейдозера. В посёлке Ловозеро он хотел договориться с шаманами о посещении ритуального места — острова под названием Роговой, но получил отказ. При попытке попасть туда, невзирая на запрет шаманов, экспедиция едва не погибла.
|
|
Вернувшись, они обнаружили на берегу озера каменную колонну желтоватого цвета. Около неё людьми овладевал безотчётный ужас, и они один за другим впадали в меряченье. Барченко установил, что этот феномен является направленным массовым психозом неизвестного происхождения. — Причины его возникновения неизвестны до сих пор. Позже Барченко возглавлял Спецлабораторию ОГПУ-НКВД и работал со знахарями, шаманами и медиумами. Однако его попытки изучения феномена меряченья ни к чему не привели. Результаты экспедиций были засекречены, а их участники репрессированы и расстреляны, затем расстреляли причастных к расследованию следователей. Что такого обнаружила экспедиция Барченко, не позволяющее снять гриф секретности с архивов до наших дней? В 1930-х годах немецкий психиатр А. Шварц выяснил, что вспышки красного цвета определённой частоты вызывают у людей эпилептические припадки. А в 1957 году было обнаружено, что некоторые формы полярных сияний по своим частотам близки к основным ритмам головного мозга человека.
|
|
Икотка и загадочные подселенцы
|
|
На севере верят, что в древности колдуны выращивали на остатках еды или напитков некую сущность, внешне похожую на плесень. Её помещали в квас, морс или пиво и давали выпить жертве, «подсаживая» таким образом человеку икотку. Не исключены такие случаи и в наши дни. Признаком заболевания является постоянная неукротимая икота. Попав в человека, сущность могла принимать различный облик: черта, лягушки, насекомого или даже другого человека, который «поселялся» у заболевшего в животе. Он с удовольствием сообщал жертве своё имя, как правило, человеческое: Егорка, Павлик, Даша и другие — и любил описывать свою внешность устами того, в кого вселялся, причём жил в нём годами. Есть три вида этой странной психической болезни. При «немой» больные не только икают, но и зевают, у них текут слезы и дрожат конечности. «Ревущая» икотка сопровождается спазмом гортани, и голос человека при этом меняется до неузнаваемости. При «говорящей» — продолжительное икание сопровождается выкрикиванием слов и фраз, её «носители» могли находить пропавшие вещи и предсказывать будущее.
|
|
Икотку знают карелы, мордва, вятичи, пермяки и другие северные народы. Эта сущность могла годами молча руководить своим носителем, вынуждая его совершать не свойственные ему поступки, и держать под контролем всю его жизнь. Подавала она голос, когда её собирались изгнать. Кстати, бес знал, когда его жертве придёт срок умереть, и сам решал, уйти ему вместе с человеком или «переселиться» в его родственника или знакомого. Считалось, что если умершего человека, страдавшего икоткой, перекрестить, бес прекращал своё существование. В 1785 году епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин писал в Синод, что это особый вид порчи и одержимость злым духом. Он связывал эту болезнь с языческими верованиями местного населения, унаследованными ими от жившего в этих краях древнего народа «чуди белоглазой», обладавшего паранормальными способностями. Вера в то, что икотку напускают колдуны, в 1862 году привела к народному бунту, и толпа жгла их дома. Народ удалось усмирить только с помощью войск и духовенства. Этот феномен чаще всего имел место в сёлах Архангельской области, и ему наиболее подвержены беременные женщины. Болезнь, появившаяся у одной из жительниц, за несколько дней охватывала все село. Её симптомы могли бесследно исчезнуть через несколько недель, но вернуться через год или два.
|
|
Методы борьбы
|
|
Учёные-медики считают, что причиной заболевания является кислородное голодание мозговых клеток и недостаток или, наоборот, избыток йода, витаминов группы В, кальция или цинка. Икотку они считают феноменом психического заражения и относят к навязчивым психозам или вялотекущей шизофрении. Лечить её предлагают гипнозом. Вот только никто ещё не излечился этим способом. А загадочная сущность вступала с докторами в спор и выдавала такие подробности их личной жизни, что вызывала у них замешательство. При этом она откровенно радовалась их растерянности. У одного колдуна-знахаря удалось узнать рецепт средства, якобы помогающего избежать «поселения духа-черта». Это травяной отвар из телетайки, чертополоха и стародубки. Листья телетайки ядовиты и содержат нейротоксин, помогающий от многих болезней. Само слово «чертополох» — пугающий черта — отвечает названию растения. Его используют в медицине при нервных и психических проблемах, при заторможенности коры головного мозга. Ядовитым растением является и стародубка. Но в определённых дозах она применяется при лечении эпилепсии.
|
|
Для защиты от проникновения и котки в организм знахари рекомендовали молитвы, обереги в виде щепотки соли или перца. Староверы в своих скитах лечили «порченых» жестокими методами: морили голодом, били, обливали на морозе водой, пугали цепными медведями и собаками. Люди, выжившие после такого «лечения», выздоравливали. За века сосуществования с икоткой люди изучили её привычки: она любит темноту, не принимает покрещенную пищу и пьёт красное вино. Не ест она мёд, не любит водку и чеснок, лук и перец, хрен и редьку. Капризная плесень не переносит молитву, ей не нравятся одежда и бельё красного цвета. Женщины использовали ткани, которые она не любит, а если икотка всё же появлялась, то её таким способом выводили. Заболевшему человеку приписывался строгий пост, и отпаивали его заговорённой водой. Через неделю у больного начиналась сильная рвота, и исторгалось нечто, похожее на чайный гриб. Его следовало сжечь, а пепел закопать. После этой процедуры человека никто не мог заколдовать три года.
|
|
Источник: издание Тайны 20-го века №1/2, январь 2020 года
|