Астрология Древнего Египта
|
|
В Интернете есть немало сайтов, где утверждается, что, вопреки устоявшемуся мнению о блестящих познаниях древних египтян в деле небесной механики, астрологии как таковой в Древнем Египте не было. Она там, дескать, появилась уже в эллинистический период под влиянием звездочётов Греции и Месопотамии. Но так ли обстоит дело в действительности? Как считает классическая историческая наука, где-то 8-9 тысяч лет назад, когда Сахара была цветущей, а век каменным, люди начали приручать детёнышей диких овец, коз, свиней, быков, ослов. Появились первые стада и первые пастухи, которые в теплом климате Северной Африки ночевали под открытым небом. Засыпая, они видели блистающую россыпь звёзд, изменчивую Луну. Вероятно, уже тогда люди заметили, что сменяются не только фазы Луны, но и положение созвездий, что на востоке вместе со сменой времён года появляются новые группы звёзд. Этот феномен и по сей день играет чуть ли не решающую роль в астрологии, считающей, что «асцендент» — созвездие, восходящее на востоке в момент рождения человека, — в значительной мере предопределяет его судьбу.
|
|
В конце IV тысячелетия до нашей эры, после череды длительных войн, царь Нармер, властвовавший над Верхним Египтом, страной крестьян, покорил Нижний Египет, лежащий вокруг дельты Нила и населённый кочевниками-скотоводами. Объявив себя «владыкой обеих земель», он построил на севере Египта, на недавно осушенных землях, новую столицу — Мемфис. Жившие при храмах жрецы собрали знания о звёздах, накопленные за многие столетия и тысячелетия жителями Верхнего и Нижнего Египта. Знать сезонные изменения климата, сроки разлива Нила и господства дующих из Сахары жарких ветров было чрезвычайно важно для крестьян. Подсказать эти сроки при помощи звёзд могли лишь жрецы.
|
|
К тому времени египетские звездочёты создали несколько календарей. Приноравливаясь к разливам Нила, они делили год на три сезона: ахет (разлив), перет (появление суши) и шему (засуха). Все сезоны были равными по продолжительности: в каждом по четыре ЗО-дневных месяца. К последнему месяцу сезона шему добавляли пять дней, которые считались днями рождения богов Осириса, Хора, Сета, Иси-ды и Нефтиды. Благодаря этому общее число дней в году достигало 365. Такой календарь называли схематическим, и им охотно пользовались правители и чиновники. Другие календари были лунными и справедливо считались довольно неудобными, поскольку к 12 месяцам по 29 дней каждые 2-3 года жрецы должны были добавлять короткий 13-й месяц, что требовало сложных расчётов.
|
|
Сириус и планеты
|
|
Тогда же жрецы обратили внимание на самую яркую звезду небесной сферы — Сириус. Они усмотрели, что почти за три месяца до разлива Нила эта звезда исчезает за ночным горизонтом и лишь через 70 дней появляется вновь. Появляется лишь на мгновение, перед самым восходом Солнца, и под её блеск вода в вели^4 кой реке начинает подниматься, затопляя поля и долины. Египтяне называли Сириус именем богини Сопдет. 3 тысячи лет они почитали эту звезду, занявшую центральное место в их космогонии. День её возвращения — 23 июля — считался первым днём Нового года и широко отмечался по всей стране. В этот день жители страны пирамид обменивались подарками и желали друг другу счастья.
|
|
Уже в III тысячелетии до нашей эры древнеегипетские жрецы знали пять планет Солнечной системы: Венеру, Меркурий, Марс, Юпитер и Сатурн. В храмах внимательно следили за их небесным ходом и изучали то, как они влияют на земные события. Похоже, что такое влияние жрецы отмечали не только у далёкого Сириуса, но и у этих небесных странниц, непрестанно меняющих своё положение на небесах. Небесные тела египтяне считали воплощениями божеств. Некие качества приписывались им, видимо, чисто ассоциативно. Так, Венеру легко заметить на небе по вечерам — она сверкает ослепительно-белой точкой, уступая по яркости лишь Солнцу и Луне. Что и немудрено, ведь она освещена Солнцем вдвое ярче Земли, да ещё и окутана плотной пеленой облаков, хорошо отражающих солнечный свет. Сияющая Венера казалась жрецам радостной, и они считали её хорошей планетой. Марс же окрашен в красно-бурые и желтоватые тона и кажется кровавым, как руки Сета, обагрившего себя кровью Осириса. Поэтому Марс считали планетой недоброй, находящейся под покровительством алого бога Сета. Сатурн движется медленнее всех остальных известных древним египтянам планет, его период обращения вокруг Солнца — 29,46 года. За эту неторопливость жрецы прозвали его «стражем времени». Сатурн для них олицетворял вечность.
|
|
Знаете ли вы что…
|
|
Современные астрологи в своих гороскопах учитывают даже влияние далёкой малой планеты Плутон. Они считают, что Плутон отвечает за подсознание, инстинкты, трансформацию, очищение, уничтожает всё бесполезное.
|
|
Наука и религия
|
|
Таким образом реальные наблюдения за звёздным небом обрастали легендами и мифами. Научившись прозревать в движении небесных тел свершения прошлого, жрецы подобным путём стали исчислять будущее. При этом они не были похожи на современных любителей гороскопов, которые, глядя в небеса, предписывают Овну опрокинуть рюмочку-другую с Тельцом или посетить кинотеатр г. красоткой, родившейся под знаком Весов. Древнеегипетских жрецов интересовали более масштабные события: судьбы народа, страны или хотя бы её правителей. Постепенно сложился обширный регламент того, как при общении с богами вести себя в храмах в те или иные дни, как держаться с их земными наместниками — фараонами. Пока люди выполняли эти божественные предписания, все шло своим чередом, никаких особых треволнений. Нарушение же предписаний грозило бедами всей стране.
|
|
Наука и суеверия в Древнем Египте переплетались самым причудливым оврагом. Учёные того времени одновременно были жрецами, а жрецы — учёными. Астрология легко проникала, например, в медицину. Многие болезни связывали с определёнными днями или сезонами. Считалось, что мази и снадобья могут по-разному действовать в зависимости от времени года или суток. Одно лекарство лучше помогало на восходе Солнца, другое — в сезон перет, когда Нил возвращается в свои берега.
|
|
Повседневная жизнь египтян была наполнена десятками различных предписаний, надиктованных жрецам движением небесных тел. Свои дела надлежало планировать, сообразуясь с положением Луны и зодиакальных созвездий, а также памятуя о том, какое божество правит текущей декадой — в Древнем Египте каждый месяц делился на три 10-дневные недели, каждая — с единственным выходным. Сочетание всех этих условий предопределяло свойство дня: будет он счастливым, несчастливым или даже опасным. Вера жителей страны фараонов во все эти сугубо астрологические условности была столь велика, что в отдельные дни они старались вообще не выходить из дома, особенно на закате и ночью.
|
|
Гороскопы по-другому
|
|
Только жрецы, постоянно пребывающие в храме или «доме жизни», могли постичь свойства грядущего времени столь же чётко, как мы понимаем «исторические закономерности прошлого» — в свете учения марксизма-ленинизма или божественного происхождения рыночной экономики, например. Только жрец был способен легко начертать формулу дня, составить «периодическую таблицу элементов времени». Стоило, например, жрецу узнать, что ребёнок был рождён в четвёртый день месяца паофи, как он изрекал: «Зло, благо, благо». Это означало, что начало дня обещает быть плохим, но зато продолжение будет хорошим: две трети его будут благостными для малыша.
|
|
Для простых смертных наука эта выглядела как откровение: нечто тёмное, но зато выводы непререкаемы. Однако у разных жрецов выводы вполне могли противоречить друг другу. Казалось бы, коварные деяния Сета вызывали возмущение всюду, где поклонялись убитому им Осирису. Однако в Верхнем Египте, где почитали Сета, все эти бесчинства рассматривались как подвиги, и связанные с ними даты, соответственно, считались благоприятными днями. Если человек был недоволен неким запретом или вынесенным ему суровым приговором, то он легко мог обойти судьбу: ведь в астрологии, как и в философии, всегда можно найти две разные школы, воздающие хвалу противоположностям. Если в одном храме что-нибудь запрещали, в другом запросто могли разрешить. Историк Жан-Пьер Монте по этому поводу писал: «Если египтянину позарез нужно было выйти из дома, отправиться в дорогу или заняться срочным делом в неблагоприятный день, он всегда мог обратиться к предсказателю, который считал этот день счастливым». На крайний случай беду можно было отвести с помощью заклинаний, амулетов или похода в храм, где богам следовало оставить какой-нибудь, хотя бы небольшой, подарок.
|
|
3 тысячи лет Древний Египет оставался одной из самых могущественных держав на планете, но время шло, и эпоха больших побед оставалась позади. В I тысячелетии до нашей эры Египтом правили то ливийские наёмники, то цари Куша, то персы. Наконец в 332 году до нашей эры в страну пирамид вступила несокрушимая армия Александра Македонского, и через некоторое время столица страны переехала в Александрию Египетскую — поселение, основанное в дельте Нила. Все стало меняться. Тайные науки становились общедоступными учениями, простые смертные, если это было им по средствам, получили возможность завещать, чтобы их бальзамировали после смерти, и хоронили по обряду, прежде доступному лишь фараонам и высшему жречеству. Стала меняться и астрология. Под влиянием греков и вавилонян появились индивидуальные гороскопы современного типа. Но многое ли это изменило по сути?
|
|
Источник: издание Тайны 20-го века №25, июнь 2019 года
|