Изучение древнего района майя
|
|
Мы стоим на открытых полях испанской смотровой площадки, модернизированного фермерского поселения меннонитов в центральном Белизе, и смотрим на то, что осталось от домов предков майя. Белые курганы, остатки этих домов, испещряют ландшафт, насколько хватает глаз, яркое напоминание о том, что существовало более 1000 лет назад. Рухнувшие здания выглядят как пятна на аэрофотоснимке, но мы, археологи, можем видеть их вблизи. Проведя достаточные раскопки и интерпретацию, мы в конечном итоге сможем понять, как эти жилища функционировали в глубоком человеческом прошлом. Археологи обычно пытаются взять репрезентативную выборку на таком участке, но мы ограничены в том, как и где мы можем проводить раскопки. Мы были вынуждены выбирать дома и другие постройки рядом с существующими дорогами и близко друг к другу. Таким образом, это предоставляет уникальную возможность: возможность изучить окрестности предков майя.
|
|
Наш район рисует интересный портрет жизни в раннеклассический период, который датируется 250-600 годами нашей эры. Глядя на стили, формы и украшения осколков глиняной посуды, называемых черепками, мы можем определить, сколько лет этим сооружениям. Стандартные резиденции имеют стены, оштукатуренные полы и коллекцию домашней посуды, которая использовалась для приготовления пищи, сервировки и хранения. Мы также находим сельскохозяйственные инструменты, сделанные из кремня, типа кристаллической породы, напоминающей кремень, а также манос и метатес, которые использовались для измельчения кукурузы в муку. Здесь жили и работали семьи, общались со своими соседями и с окружающим ландшафтом полей и лесов. Мы знаем, что майя оставили леса на месте, потому что кости животных, которые мы здесь находим, принадлежат видам, которые могут размножаться только в лесу.
|
|
Одно из зданий здесь представляет собой особую головоломку. Предки майя построили его, используя одинаковые камни и штукатурку из белого известняка, что сильно отличается от обычной фермы майя. Мы нашли немного артефактов и нетронутых строительных материалов, последние обычно полны артефактов в типичном доме майя. Мы думаем, что нашли какое-то общественное здание, возможно, для общественных мероприятий или церемоний, похожее на современную церковь или центр отдыха, где всем рады. Мы также частично обнажили массивную платформенную насыпь, на вершине которой было четыре постройки. Строения окружали площадь или внутренний двор. Понятно, что здесь жила элитная семья. Этот курган был бы уединенным, отделенным от остальной части района, как большой дом в конце тупика, где, если вам повезет, вас пригласят на вечеринку у бассейна, сильно отличающуюся от общины. строительство.
|
|
И элитные, и неэлитные семьи, которые вместе жили в этом районе, могли инвестировать в строительство общественного здания среди окружающих жилых домов. Артефакты, извлеченные из общинного центра, были лучшего качества, чем найденные в жилищах. Мы даже нашли тайник из 15 черешков, сделанных из кремня. Эти изделия требовали большого мастерства в изготовлении, так как вырезались из неместного кремня высочайшего качества. И майя сделали их только для того, чтобы предложить их неиспользованными в качестве дарственного тайника, чтобы оживить или наделить резиденцию душой. Оглядываясь вокруг, мы поражаемся тому простому факту, что здесь жили люди.
|
|
Когда мы думаем о строениях и артефактах, связанных с районами и общественными центрами, мы слишком часто сводим предков майя к материалам, которые они оставили после себя. Иногда мы слишком сосредотачиваемся на названии контекста, номере кургана, количестве артефактов. Когда мы стоим на перекрестке древнего квартала майя, если мы закроем глаза и позволим настоящему исчезнуть, мы можем представить мирские реалии жизни в этом самом месте почти 2000 лет назад: шелест листьев джунглей над головой. нас, шорох и звон перемалываемой кукурузы, запах готовящейся кукурузы и бобов или болтовня соседа, одалживающего инструмент или спрашивающего о погоде.
|
|
Нас обескураживает тот ущерб, который современное сельское хозяйство наносит археологическим памятникам и культурному наследию майя. Но как объяснить крестьянину, что они пашут не ненужный камень или бесполезную глиняную посуду, а осколки сотен жизней. Призраки тех, кто жил на земле раньше, ходят между нами, используя то, что осталось от их домов, чтобы шептать: «Помни меня».
|
|
Источник
|