Российским беспилотникам разрешат ездить без людей
|
Министерство экономического развития РФ разработало проект экспериментального правового режима, который позволит компаниям-разработчикам беспилотных автомобилей испытывать их без людей в салоне, а также брать деньги за перевозку пассажиров — то есть создавать коммерческие сервисы беспилотного такси. На первом этапе такие права получит только Яндекс, но в дальнейшем их смогут получить и другие компании, сообщают «Ведомости». Экспериментальный правовой режим будет действовать в Москве, Иннополисе (Татарстан) и Сириусе (Краснодарский край) и позволит выпустить на дороги до тысячи беспилотников. |
Началу массового использования беспилотных автомобилей на дорогах мешают или мешали ранее несколько факторов: неготовность машин к полностью самостоятельной езде в различных условиях, высокая стоимость компонентов, в особенности датчиков и компьютеров, и неготовность законов к регулированию езды автомобилей без водителя-человека. В последние годы все три этих фактора постепенно исчезают. Беспилотники многих компаний уже научились ездить без человека в салоне даже в сложных для опытных водителей условиях. Недавно китайская AutoX показала примечательную запись полностью беспилотного заезда: |
![]() |
В юридической плоскости тоже происходит прогресс, хотя и более медленный. Постепенно власти многих стран начинают сначала допускать беспилотники на дороги общего пользования, а затем разрешать те или иные аспекты, например, езду без водителя или взимание платы за поездки. При этом, как правило, это регулирование происходит в ручном режиме — индивидуально для каждой компании и в формате исключений из законов. |
В России легализация беспилотных автомобилей началась с конца 2018 года, когда правительство начало эксперимент по испытанию беспилотных автомобилей на дорогах. С осени 2020 года беспилотникам должны были разрешить ездить без людей и требовать оплату поездок, но регулирование неоднократно откладывалось. В июле 2021 года в России дополнили закон, позволяющий вводить экспериментальные правовые режимы для инноваций, и теперь Минэкономразвития разработало проект экспериментального правового режима для беспилотных автомобилей. |
В проекте беспилотники (в нем они называются высокоавтоматизированными транспортными средствами или ВАТС) делятся на два класса: под контролем водителя-испытателя на переднем пассажирском сиденье (ВАТС 1) и под контролем удаленного оператора (ВАТС 2). Для коммерческого использования ВАТС 2 (при этом из текста проекта не ясно, можно ли проводить коммерческие перевозки на ВАТС 1) компании сначала пройти три этапа для по крайней мере одной из машин в городе. На первом машина будет ездить под присмотром удаленного оператора и сотрудника компании, визуально наблюдающего за ездой. Затем от визуального контроля можно будет избавиться, а на третьем этапе можно отдавать сразу несколько машин под контроль одного удаленного оператора. Перейти на каждый следующий этап можно будет после ста часов езды без аварий по вине машины. |
Экспериментальный правовой режим предлагается установить в трех регионах: Москве (158 улиц и территория центра «Сколково»), Иннополисе (Татарстан) и федеральной территории «Сириус» (Краснодарский край). При этом беспилотники без людей в салоне (ВАТС 2) можно будет использовать только в Иннополисе и «Сколково». В документе отмечается, что экспериментальный режим поможет выработать общее регулирование езды беспилотных автомобилей по российским дорогам. Вскоре проект отправят на согласование в министерства транспорта и внутренних дел, а также регионы-участники. В случае принятия экспериментальный режим будет действовать три года. Присоединиться к нему смогут компании, которые не менее года испытывали свои беспилотные автомобили на дорогах в рамках всероссийского эксперимента. |
В проекте перечислено множество других примечательных деталей. Например, в нем указано, что деактивировать алгоритмы управления ВАТС 2 можно только после полной остановки машины. Неясно, как в таком случае предлагается останавливать беспилотный автомобиль без человека в салоне в случае некорректной работы. Также в документе объясняется, что количество машин ограничено 1000, потому что при таком масштабе технология «не окажет ощутимый социальный или экономический эффект». Наконец, авторы проекта подумали и над взаимодействием с полицией: при необходимости остановить автомобиль без человека в салоне полицейскому необходимо позвонить по телефону в компанию-разработчик, при этом остановить беспилотник можно будет только в разрешенном месте. |
Примечательно, что помимо испытаний российских беспилотников в России есть как российские компании, испытывающие автономные машины в других странах, так и наоборот — иностранные компании, планирующие тестировать свои разработки в России: сегодня Volvo и Министерство транспорта объявили, что с 2022 года начнут испытания беспилотных грузовиков на трассе М11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург). |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|