Как пройти к Бабе-яге
|
В России нет человека, который в детстве, читая сказки, не слышал бы про Бабу-Ягу. Этот отрицательный персонаж по популярности может соперничать с любым положительным героем древних преданий. Вот только где находится легендарная избушка на курьих ножках, сегодня мало кто знает. А было время, когда путники, заблудившиеся в лесу, выходили к этому необычному сооружению. Да и сейчас порой выходят: ведь избушки на курьих ножках сохранились до наших дней! Рассказать о том, где их искать, согласился рассказать известный этнограф Карелии, писатель Алексей ПОПОВ. |
- Алексей, неужели избушка на курьих ножках существует на самом деле? |
- В этом нет никаких сомнений. Вот только называется она несколько иначе. На севере она известна как чамья – деревянная кладовая на высоком настиле. Дело в том, что, когда славяне пришли на север, они соприкоснулись с древней и самобытной культурой угро-финнов, позаимствовав у них множество традиций. Не удивительно, что столкновение двух культур породило мифологизированные образы, имеющие реальные исторические корни. Баба-яга и ее избушка на курьих ножках не исключения. Причем жилище, как ни странно, было первично относительно образа самой злой волшебницы! Чамья, по сути, - это деревянный лабаз на нескольких опорах, действительно до боли похож на дом, стоящий на куриных лапах. Причем его всегда устанавливали входом к тропе, по которой шел путник и, соответственно, к лесу задом. |
- В этом лабазе на ножках правда жила волшебная ведьма? |
- И да и нет! Во-первых, в такой избе всегда находился припас провизии для человека, заблудившегося в лесу. Поэтому присказка: «Накорми, напои, а потом и расспрашивай», - отнюдь не аллегория, а самая настоящая реальность. Во-вторых, «присутствовала» в подобных лабазах и волшебная старушка, точнее, ее образ в виде куклы. У угро-финнов она считалась волшебной. В глухих лесах Русского Севера до сих пор можно встретить и сами избы на ножках, и сидящих в них обрядовых кукол. |
- Хорошо, но почему хозяйка дома на ножках называлась Бабой-ягой и никак иначе? |
- Этому тоже есть объяснение. Точнее, сразу два. Еще в книге «О государстве русском», изданной в 1588 году, в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» говорится, что «яга» - это одежда, похожая на халат. Ее шьют шерстью наружу. В Сибири в подобную одежду одевались женщины во время дальнего путешествия. При этом вспомните, как была одета Баба-яга в исполнении Милляра. Именно в меховой тулуп мехом наружу. |
Однако же на севере Урала можно было встретить и резиденцию Бабы-яги именно в том виде, каком на описана в русских сказках. Это были святилища на тайных полянах в глухом лесу. В священном амбаре находилась ритуальная кукла, одетая в «ягу». Вокруг амбара стоял частокол с вывешенными на нем черепами животных, убитых в ритуальных целях. «Ноги», или опоры, у такой избы служили прекрасной защитой от диких зверей, чтобы те не разворовали съестные припасы, хранящиеся в амбаре. Параллельно с этим, правда, у некоторых северных народов домики на ножках были не лабазами, охраняемыми ритуальной куклой, а гробницами. |
- Кого в них хоронили? |
- Эта традиция относится к народам ханты и манси. После смерти одного из членов племени они создавали куклу, похожую на умершего человека, и считали, что в нее переселилась его душа. От 4 до 5 лет кукла хранилась в семье, а затем для нее в лесу строили домик на ножках. Иногда в подобных домиках хоронили и самих людей. Вероятно, именно отсюда пошла присказка «Баба-яга костяная нога». Там действительно лежали кости. Из этой же погребальной традиции «произрастают» и другие жуткие характеристики Бабы-яги. Сама она лежит на постели, а ее нос - в потолок врос. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами - руки, замком - зубастая пасть. |
Абсолютно реальная картинка: именно такой описывали Бабу-ягу путешественники, возвращавшиеся домой в центральную Россию. Ведь ритуальный домик для покойника ханты и манси строили точно по размерам человеческого тела, что, собственно, вполне логично. В избушке оставляли и поминальную еду, которая из-за деревянных ног-опор была не доступна диким зверям, но помогала заблудившимся путешественникам. Этот нюанс также нашел отражение в русских сказках. «Изба ее покрыта блином, подперта пирогом», - это ведь как раз описание поминальной еды. |
Впрочем, описание домиков-гробниц на опорах можно встретить и в этнографических источниках, а не только в фольклоре. Ученые, исследовавшие Русский Север, неоднократно описывали эту странную традицию. В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей. Как правило, это строение располагалось на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги, либо на высоких деревянных опорах-сваях. Домовины по традиции располагались таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от селения людей сторону, к лесу. Покойников клали ногами к выходу, поэтому, если заглянуть внутрь такой домовины, можно было увидеть лишь кости ног. Ну чем не «Баба-яга костяная нога»? Фактически, Баба-яга - это умерший предок. Им пугали, но у него же просили совета и помощи… |
- А как же быть с полетом в ступе и поеданием гостей? |
- Здесь нашла свое отражение гораздо более древняя вера, чем та, о которой мы говорили выше. Они слоями легли друг на друга, формируя образ Бабы-яги. Хорошо известно, что в древнем мире царил матриархат, и заправляли всем женщины-жрицы. Когда-то для посвящения во взрослые мужчины подростки проходили обряд инициации. В глухом лесу, в ритуальной избе их «пожирала» жрица, чтобы потом они «воскресли» уже мужчинами. Причем та же жрица являлась одновременно и положительным персонажем, что также нашло отражение в сказках. На самом деле это была прародительница рода, древняя хранительница жизненного пространства, обычаев и традиций. К ней нередко ходили за пророчествами и советами. И доказательство этому мы опять-таки находим в сказках. Ведь зачастую «злая» Баба-яга помогает герою справиться с нечистой силой и направляет его на «путь истинный». |
Однако с приходом новой веры древняя жрица-пророк окончательно превратилась в отрицательный персонаж. |
Если же говорить об удивительных предметах, которыми обладала Баба-яга, как то: чудесные огнедышащие кони, сапоги-скороходы, ковер-самолет, гусли-самогуды, меч-кладенец, меч-самосек, то, скорее всего, это отголоски еще более древних культур – призрачные воспоминаниях о древних технологиях, которыми обладали предыдущие цивилизации. |
- У других народов Европы были свои прототипы Бабы-яги? |
- Безусловно. У каждого из большой семьи индоевропейских народов существовали собственные легенды о злой ведьме, живущей в лесу. У греков это Геката - страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты. У германцев - Перхта, Хольда. У индийцев - не менее жуткая богиня Кали. Каждый из приведенных выше персонажей живет в лесу вдали от людей, обладает способностью летать на ступе или других удивительных предметах, и крайне настороженно относится к людям, которые появляются на их пороге... |
Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ |
Ступени №12 (июнь)/2016 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|