Загадки стигмат и многое другое...
|
У истинно верующих христиан открывались раны, подобные ранам распятого Христа.
|
|
У св. Франциска после явления ему серафима в 1224 г. открылись стигматы - раны, аналогичные ранам Христа. Согласно его биографу, "были видны кусочки плоти, выпирающие из тела, будто шляпки забитых гвоздей". На правом боку виднелся шрам, как после ранения.
|
|
Рассказывая о святом Франциске Ассизском, которому 14 сентября 1224 г. явились шесть серафимов, Фома из Челано говорил: "Его руки и ноги как будто были пробиты гвоздями, шляпки которых виднелись на внутренней стороне ладоней и внешней стороне ступней". Раны святого открылись внезапно и сохранялись на протяжении двух последних лет его жизни.
|
|
Этот случай был первым упоминанием о явлении, известном как стигматы. С тех пор сотни людей вдруг обнаруживали у себя раны, напоминающие о распятии Христа. Правда, римляне распинали на кресте, забивая гвозди в запястья, однако жертвы стигмат пребывали в убеждении, что у Христа были пронзены ладони, поэтому кровоточила именно эта часть рук.
|
|
Стигматы могут сопровождаться и другими необъяснимыми явлениями. Так, кровь из ран на теле Доменики Лапцари (1815 - 1848) целых 11 лет хлестала вверх, нарушая закон всемирного тяготения. А святая Вероника Джулиани (1660 - 1727) утверждала, что ее стигматы кровоточат не только снаружи, но и внутри, и изобразила на рисунке свое сердце с отпечатками на нем креста, тернового венца, трех гвоздей, мечей и буквы X. Произведенное после смерти вскрытие подтвердило ее правоту.
|
|
Большую известность приобрела стигматик Тереза Ньюманн (1898 - 1962) из Коннерсройга (Германия). В 21 год в результате травм она ослепла и оказалась прикованной к постели. Однако в 1925 г. после явления ей св. Терезы из Лизьё все ее болезни как рукой сняло.
|
|
На следующий год во время Великого поста Ньюманн объявила, что ей было видение Иисуса Христа, после чего она внезапно почувствовала мучительную боль, и из раны, образовавшейся в боку, потекла кровь. С тех пор каждую пятницу кровотечение возобновлялось, а через день-два рана затягивалась.
|
|
Сила духа?
|
|
Еще в XVIII столетии ученые заметили, что многие стигматики страдали раздвоением личности, для которого характерны резкие смены настроения, периодическое погружение в транс, галлюцинации.
|
|
Скептики доказывают, что стигматы - явления психосоматического порядка, вызванные воздействием разума на тело.
|
|
Английский ученый Йен Уилсон в книге "Кровоточащий дух" (1988) придерживается теории, объясняющей появление ран самовнушением в состоянии невыносимого стресса.
|
|
Еще в начале XX столетия профессор Чарльз Ричет высказал предположение, что стигматы отражают воздействие силы духа на циркуляцию крови в теле. Однако когда ученые попытались воспроизвести стигматы у испытуемых с помощью гипноза, результатом стали всего лишь красные отметины на коже, не имеющие ничего общего с ранами, наблюдаемыми у истинных стигматиков.
|
|
Глубоко верующие не нуждаются в каких-либо объяснениях. В свою очередь не склонные к набожности теоретики уверены, что в этом явлении присутствуют и научно объяснимые, и паранормальные элементы.
|
|
Рассуждая о природе стигмат, парапсихолог доктор Скотт Родо говорит, что "они с наибольшей вероятностью могут появляться у лиц созерцательного склада, предрасположенных к истерии, но при этом обладающих огромной психической силой... Жертвы этого явления буквально нацеливают психокинез на свое собственное тело, в результате чего у них открываются и кровоточат раны".
|
|
Индийский фокус с веревкой
|
|
Индийский факир играет завораживающую мелодию на флейте, а из плетеной корзины выскальзывает толстая витая веревка и устремляется прямо в небо. Помощник, обычно маленький мальчик, быстро карабкается вверх по веревке и вдруг исчезает из виду или падает вниз и разбивается, а затем чудесным образом встает целым и невредимым.
|
|
Как можно объяснить этот феномен? Самое раннее письменное упоминание о подобном трюке принадлежит знаменитому арабскому путешественнику ибн Баттуте, который уверял, что видел его в Ханчжоу, Китай, в 1346 г.
|
|
Предположительно в 1907 г. английский иллюзионист Дж. Н. Мэскелин и его коллеги предложили 5000 фунтов в год тому, кто преуспеет в демонстрации знаменитого фокуса. Насколько известно, щедрая награда так никому и не досталась.
|
|
Некоторые склоняются к такому объяснению чуда. Факир с помощью музыки вводит аудиторию в транс, при этом подробно описывает свои действия ритмичной скороговоркой. Зрители убеждены, что они действительно видят то, о чем он рассказывает, а не то, что происходит на самом деле: веревка падает обратно в корзину - они же видят, как она взмывает вверх.
|
|
Согласно другой теории, невидимый помощник поднимает веревку с помощью тонкой нити, которую невозможно различить в сумерках при свете фонаря, да еще на темном фоне.
|
|
Наиболее правдоподобным представляется объяснение капитан-лейтенанта Руперта Т. Гоулда, опубликованное в 1944 г. в "Старгейзер токс". Он придерживался теории Мэскелина, который считал, что кажущаяся монолитной веревка состоит из ряда мелких, скрепленных между собой звеньев, сделанных, возможно, из бамбука. Попадая каждое на свое место, звенья становятся жесткой опорой, способной выдержать вес помощника. В нерабочем состоянии звенья внешне напоминают мягкую веревку и таким образом довершают иллюзию, создаваемую фокусником.
|
|
Чумные знамения
|
|
Черной смертью назвали опустошительную эпидемию чумы, захлестнувшую Европу в 1348 г. По некоторым оценкам, за 150 лет общее число погибших достигло трети, а возможно, и половины тогдашнего населения Европы и Северной Африки.
|
|
За несколько лет до начала эпидемии астрологи предсказывали возможность подобного бедствия. Приблизительно в 1344 г. французский астроном Жан де Мур написал письмо папе Клименту VI, предупреждая, что в начале марта 1345 г. планеты Марс и Сатурн будут видны одновременно. Де Мур сообщал, что это сближение, происходящее после лунного затмения и совпадающее с весенним равноденствием, является предвестником голода, ураганных ветров и болезней.
|
|
Итальянский историк Джованни Виллани, умерший от чумы в 1348 г., писал во "Флорентийских хрониках", что в 1347 г. безбрежная пелена тумана накрыла многие города, наводя на жителей ужас, а с неба падали мельчайшие насекомые, вызывая чуму.
|
|
Спустя 150 лет Эббот Тритемий повторил слова Джованни Виллани и напомнил читателям о предсказании, сделанном астрономом Жаном де Муром, что ужасные бедствия унесут несметное число человеческих жизней по всему миру. "Блохи, саранча и ядовитые твари наводнят землю, - писал он, - и будет много знамений и чудес". Это единственный из дошедших до нас документов, в котором точно подмечена связь между блохами и эпидемией чумы в 1348 г.
|
|
Жан де Венетт, ведущий теолог Парижского университета, сообщал, что в августе 1348 г., накануне вспышки чумы в Париже, он наблюдал яркую звезду, появившуюся над городом в западной части небосклона.
|
|
Друзья спасли от костра
|
|
Элис Кителер, ростовщицу, жившую в XIV столетии, приемные дети обвинили в колдовстве. Они утверждали, что когда их мачеха жила в Ирландии, ей удалось разбогатеть благодаря тому, что она соблазняла пожилых мужчин, заставляя жениться на себе. Своих мужей она убивала и завладевала их имуществом.
|
|
Разумеется, слабый и больной четвертый муж Элис Кителер, Джон ле Поэр, послал к местному епископу слугу с порошками и мазями, которые он нашел в сундуке Элис.
|
|
Епископ Ричард Ледрид тут же арестовал ее служанку Петронилью. Под пытками Петронилья созналась, что у Элис есть любовник-дьявол по имени Робин, который является ей в разных обличьях. Петронилья также утверждала, что госпожа и ее друзья отвергают христианскую веру и варят волшебные мази в черепе обез-главленного разбойника на костре из дубовых поленьев.
|
|
В июне 1324 г. епископ Ледрид сжег Петронилью на городской площади. А у самой Элис нашлись могущественные покровители. На помощь поспешил Уильям Аутло, ее наследник, сын от первого брака. У него были влиятельные друзья, и среди них казначей Уолтер Ислип, архиепископ Дублина Александр Бикнор и Арнольд ле Поэр, высший авторитет в правовых вопросах. Все они решительно отказались верить обвинениям епископа. Архиепископ Бикнор обвинил в ереси самого епископа Ледрида и вынудил его бежать. А Элис отбыла в Англию.
|
|
Ледрид, незадолго до этого посетивший папский двор в Авиньоне (Франция), истолковывал признания Петронильи как доказательство поклонения дьяволу. Однако английские власти резко воспротивились этой точке зрения: у Элис нашлись влиятельные друзья, да и новые церковные законы противоречили некоторым основным законам английского общего права, например закону о недопустимости пыток.
|
|
Зодиак 12,2004
|