Бретт Робинсон - директор по работе с общественностью и доцент практики в Институте церковной жизни Макграта при Университете Нотр-Дам. В рамках своих исследований на стыке религии, технологий и культуры он работал с режиссером Робертом Дунканом над созданием документального фильма "Край веры: НЛО". Технологии и католическое воображение.
Какая связь между НЛО и тем, что в названии вашего документального фильма обозначено как “католическое воображение”?
Католическое воображение - это сакраментальное воображение, которое видит в мире признаки Божьего присутствия и провидения, а таинства являются высшим выражением этого. Католики верят, что искусство, литература, природа и гуманитарные науки - все это может указывать на Бога, если мы правильно настроимся. В контексте фильма идея заключалась в том, можем ли мы задать этот вопрос об инопланетянах и нечеловеческом интеллекте, используя инструменты восприятия или аппарат католического воображения? Можем ли мы рассматривать вопросы космоса как знаки чего-то, что делает Бог, что может быть таинственным, но в чем есть смысл и порядок? Вот почему мы выбрали для интервью не только ученых, но и художников, теологов и философов — потому что мы верим, что воображение помогает нам мыслить шире простых фактов и эмпирических свидетельств.
Итак, что-то за пределами материализма?
Да, за пределами материализма. Катализатором этого проекта стала книга профессора религиоведения Дианы Пасулки "Американский космос", которая фигурирует в фильме. Она помогла мне сформулировать некоторые идеи, которыми я занимаюсь уже более 20 лет, на стыке религии, технологий и, скажем так, таинственного.
Тезис Пасулки заключается в том, что существует сверхъестественная реальность, духовная реальность, которая игнорируется во многих рассказах об НЛО из-за преобладающего материалистического мировоззрения. В середине века считалось, что все это как-то связано с военными экспериментами. В эпоху холодной войны существовал страх перед другими, который мог привести к разрушению мира, например, к атомной бомбе. Мы все еще сталкиваемся с этим. Но работа Пасулки показывает, что люди, которые сталкивались с НЛО или испытывали таинственные переживания, придавали этому духовное значение.
Пасулька - не единственный исследователь в этой области, который утверждает, что в феномене НЛО есть духовная составляющая. Другие считают, что это как-то связано с человеческим сознанием. Но Пасулька говорит в документальном фильме, что, слушая рассказы людей, она поняла, что это был новый вид религии.
Да, итак, если вы знакомы со знаменитым опытом Бетти и Барни Хилл о НЛО 1960—х годов, когда они увидели нечто в небе, когда ехали на своей машине, а затем потеряли время, то этот рассказ стал шаблоном для наблюдений НЛО, и мне показалось, что он был сделан правильно. словно сошедший со страниц научно-фантастического романа. Теперь, если вы поговорите с кем-то, кто сталкивался с НЛО, они часто будут описывать существ из света и своего рода духовное пробуждение, которое происходит после встречи. Их восприятие изменилось. Это заставило меня по-настоящему заинтересоваться вопросом, что бы это значило для людей, которые уже являются верующими? Исследователи НЛО, в том числе Пасулька, говорят об этом так, что подобные переживания могут стать источником онтологического шока.
Она говорит, что раскрытие информации об НЛО разрушит секуляризм.
Верно. И для христиан, если внеземная жизнь существует, то откровение не объясняет некоторые вещи, которые находятся за пределами Священного Писания. Вот почему я думаю, что католическое воображение здесь полезно: оно, конечно, включает в себя Священное Писание, но также и традицию, а эта традиция включает интеллектуальные, художественные и эстетические элементы, которые дают нам больше возможностей для размышлений о чем-то подобном.
Вам нравится мистическая традиция Западной церкви?
Вот с чего Пасулька начала - с мистических переживаний Средневековья. Вот как она совершила прорыв. В документальном фильме она описывает, как изучала свою книгу о чистилище и слышала истории о монахинях в монастырях, которые видели маленькие светящиеся шары, которые, по их мнению, были душами. Когда она услышала рассказы о встречах с НЛО, она подумала, что это звучит как одно и то же, просто интерпретируется с использованием популярного мема. Итак, для нас это научно-фантастический рассказ о существах из космоса. Для средневековой монахини это были духи из чистилища. Но, возможно, это один и тот же феномен, просто мы воспринимаем его по-разному.
Значит, именно этот сдвиг в восприятии привлекает вас как ученого?
Да, мои исследования были посвящены тому, как технологии становятся своего рода системой или общественным порядком, которые культивируют определенные фидеистические установки: мы должны верить в эту систему. Но если Интернет завтра выйдет из строя, что мы будем делать? Это своего рода катастрофические последствия, с которыми может соперничать только что-то вроде религии, что-то апокалиптическое. Меня всегда привлекали технологии — то, как они могут стать частью воображения почти религиозным образом. Мы используем эти технологические устройства, которые делают нас всеведущими, вездесущими и всемогущими, поэтому мы приобретаем такие божественные качества.
В этом есть определенная доля гностицизма, что цифровые технологии дают нам возможность вырваться за пределы тела. Эти машины, которыми мы все пользуемся, очень развоплощены — мы не присутствуем друг для друга. Это своего рода ангелизм; мы общаемся по воздуху почти телепатически. Я чувствую, что это имеет большой религиозный резонанс, хотя это не часто выражается в таких терминах. Поэтому, когда Пасулька опубликовала свою книгу, в которой, по сути, приводился тот же аргумент, но в это уравнение были включены НЛО, это вызвало у меня очень сильный отклик.
Связь религии, технологий и культуры взаимосвязана сильнее, чем предполагает большинство людей. Я придерживаюсь взглядов Маршалла Маклюэна и, говоря о католическом воображении, Уолтера Онга, священника–иезуита, который действительно видел эти изменения. Первый серьезный сдвиг в человеческом общении - это переход от грамотности к печатному станку, который представляет собой механизацию письма, а затем мы переходим от электрического к цифровому. В каждой из этих точек перехода объявляется новая эпоха, и все меняется. Таким образом, происходят очевидные изменения в социальной и экономической сферах, а также в религии и религиозной культуре. Я всегда утверждал, что второй Ватиканский собор был реакцией как на телевидение, так и на развитие доктрины в католической церкви. Таким образом, речь идет о попытке примириться с окружающей средой, которая сильно отличается от прежней, и поскольку она влияет на нас на уровне восприятия — на то, как мы понимаем и рассматриваем реальность, — это имеет более глубокие религиозные последствия.
Как документальный фильм отражает этот онтологический сдвиг?
В большинстве документальных фильмов есть сюжетная линия: вот тайна, вот доказательства, вот решение или нерешенный вопрос. Мы использовали гораздо более мозаичный подход, когда брали людей из совершенно разных дисциплин и задавали им одни и те же вопросы.
Итак, ученый Джонатан Лунин изучает химический состав других планет и звезд и приходит к некоторым выводам об их обитаемости. Затем философы и теологи, у которых мы берем интервью – Мэри Джордж, Крис Баглоу, — могут поразмышлять о том, являются ли инопланетяне падшими созданиями и что это говорит о миссии Христа на земле. А художник и иконограф Джонатан Пейджо может порассуждать о том, является ли это просто появлением какого-то архетипа или символа неизвестного, обладающего духовной силой.
Документальный фильм не дает однозначного ответа. В нем не говорится, что инопланетяне существуют, так что вот что вам следует подумать, или что инопланетян не существует, так что не беспокойтесь об этом. Вместо этого мы пытаемся дать более глубокое понимание того, как мы могли бы ответить на эти онтологические вопросы.
Как этот проект продвигает миссию Института церковной жизни Макграта при Нотр-Даме?
Наша миссия состоит в том, чтобы навести мост между академией и католической церковью и предложить интеллектуальные ресурсы университета тем, кто работает в церкви, для решения современных пастырских задач. Этот фильм был снят в рамках нашей инициативы "наука и религия", финансируемой Фондом Темплтона, чтобы помочь учителям католических школ, которые постоянно сталкиваются с этой проблемой — предполагаемым разделением между верой и наукой, — показать, что это взаимодополняющие дисциплины, а не противоположности. “Католическое” мышление по своей сути является междисциплинарным. Мы хотим показать, как можно вести диалог между разными дисциплинами. Мы смоделировали это, выбрав эту важную тему.
Я здесь директор по связям с общественностью, и мы заинтересованы в различных формах вовлечения общественности, будь то кино или социальные сети, чтобы расширить охват наших программ. Наша инициатива в области науки и религии задает те же вопросы, что и в документальном фильме. Криса Баглоу, ведущего этой программы, часто просят высказаться на эту тему. Поэтому мы подумали, хорошо, как насчет того, чтобы снять этот документальный фильм, и тогда вы могли бы использовать его на своих занятиях и в других программах?
Наблюдаете ли вы в научных кругах большую открытость к разговорам о НЛО?
Это зависит от того, с кем вы общаетесь. Конечно, все еще есть те, кто считает, что если вы даже заговариваете на эти темы, то вы сумасшедший. Некоторые настолько категоричны в своем несогласии, что готовы пресекать любые рассуждения по этому поводу. Безусловно, в научных кругах были люди, которые не хотели участвовать в этом проекте.
С другой стороны, у вас есть ученые-религиоведы, такие как Пасулка из Университета Северной Каролины и Джеффри Крипал из Университета Райса, которые находятся в авангарде этих дискуссий. Вот Пол Тигпен, богослов на пенсии, выступавший в Стэнфорде на конференции, организованной Фондом Sol, который занимается научными исследованиями неопознанных воздушных явлений. Гэри Нолан, исследователь рака в Стэнфорде, проводит исследование на людях, которые пострадали от подобных явлений во время своих встреч и страдают от действительно странных травм и заболеваний. Также есть Жак Валле, у которого мы взяли интервью для документального фильма, хотя и не на камеру. Он, в некотором роде, прародитель всего этого, как уфолог, и он также принимал активное участие в разработке первых интернет-технологий.
Валле вдохновила французского ученого Клода Лакомба на создание фильма Стивена Спилберга "Близкие контакты третьего рода".
Да, это истинно верующие люди! Так что это действительно зависит от того, с кем вы разговариваете. Вы видите разногласия по этому вопросу даже на уровне факультетов в университетах. Иногда бывает очень трудно заставить людей мыслить вне рамок материализма.
Но это документальный фильм не для истинно верующих и даже не для тех, кто пытается убедить зрителя в какой-то определенной точке зрения. Это способ познакомить зрителей с дискурсом. Мы показываем зрителям: вот что говорят военные; вот что говорят ученые; вот что говорят теологи – и помогаем им задуматься над этой темой и интегрировать ее в свое религиозное мышление.
Временами нам казалось, что мы беседуем с воображаемым собеседником, которого там нет, с кем-то, кто задает вопросы о том, о чем они читают и что видят, и все люди, у которых мы брали интервью, просто дают свои лучшие ответы.
Расследование, проведенное New York Times в 2017 году, подтвердило, что правительство США финансировало исследования в области UAP. В прошлом году бывший офицер разведки ВВС Дэвид Груш дал показания под присягой о том, что на протяжении десятилетий правительство осуществляло программу обратного проектирования “восстановленных судов” и что у нас есть нечеловеческие “биологические препараты” с предполагаемых мест крушений. И все же, если я заявляю о своем интересе к этой теме, большинство людей по-прежнему смотрят на меня так, словно я ношу шляпу из фольги.
Что заставило вас понять, что вы хотите отнестись к этому серьезно, как ученый и католик?
Это восходит к работе, которой я занимаюсь всю свою карьеру, которая заключается в попытке понять, как изменения в технологиях меняют восприятие и настраивают нас на осознанность в отношении различных вещей. Хорошим примером этого является то, что в начале 20—го века, с появлением телеграфа и электричества, мы наблюдаем большой всплеск спиритизма — веры в то, что мы можем разговаривать с умершими, - и люди собираются на спиритические сеансы. И они общаются с этими духами с помощью стуков, которые, по сути, являются азбукой Морзе. Таким образом, вы можете видеть, как технологические метафоры проникают в оккультное воображение.
В течение 20—го века — с угрозой ядерного холокоста, с технологиями, которые развиваются невиданными темпами, с мифологией о крушении НЛО в Розуэлле, штат Нью-Мексико, в 1947 году - в массовом сознании растет интерес как к научной фантастике, так и к реальным сумасшедшим.выстрелы, разного рода военные вторжения, которые происходят. Затем мы достигли вершины, на которой Интернет и социальные сети стали новой парадигмой. Сейчас у нас гораздо больше мифологизаций по поводу самых разных вещей. То, что раньше стояло на полках книжных магазинов, теперь стало общеизвестным.
Мы также внедрили новые технологии, которые кажутся действительно чуждыми, например, искусственный интеллект. Это нечеловеческий интеллект по определению. Кажется, что он обладает интеллектом. Он может генерировать то, что кажется мыслями. Он может общаться. Поэтому я думаю, что это порождает новую мифологию, которая гораздо больше подходит для подобных рассказов очевидцев НЛО — историй, которые Пасулька рассказывает в своих книгах, а также историй, которые мы рассказываем в фильме.
Мне кажется, если бы мы выпустили это в 1986 году, возможно, кто-то посмотрел бы это на каком-нибудь кабельном канале, но на этом все и закончилось. Теперь это в главных новостях. Раскрытие информации стало предметом слушаний в Конгрессе прошлым летом. Здесь определенно больше внимания и осознанности. Христиане должны принимать участие в разговоре.