Медиум под покровительством мафии
|
|
О детстве Эвсапии Палладино известно очень мало. Вроде бы появилась она на свет в январе 1854 года, и это стоило жизни её матери. До 12 лет она скиталась с отцом — мелким мафиози и контрабандистом — по итальянской провинции Бари, пока тот не погиб в стычке с береговой охраной.
|
|
Осиротевшую неграмотную девочку забрал с собой странствующий фокусник, научивший её всяческим трюкам. Однажды, жонглируя на канате, Эвсапия сорвалась и сильно ударилась головой. Никто не надеялся, что она выживет, и циркачи оставили её в неаполитанском церковном приюте.
|
|
Девочка выздоровела, но осталась инвалидом: у неё была сильно вдавлена теменная кость, что вызывало сильнейшие мигрени и судороги с потерей сознания. Из приюта её взяли в прислуги благотворители, увлекающиеся спиритизмом.
|
|
Болезненное состояние Эвсапии затрудняло работу по дому, и хозяева решили отдать её в монастырь. Тогда девушка во время одного из семейных сеансов «столоверчения» исполнила несколько простейших фокусов, постукивая посудой и двигая стулья.
|
|
Это вызвало бурный эффект, и её тут же объявили природным медиумом. Эвсапия изобразила сильный испуг, однако её уговорили развивать свои спиритуалистические способности и, конечно же, оставили все разговоры о монастыре.
|
|
Так началось её обучение в медиумических кругах Неаполя. Здесь она успешно демонстрировала множество трюков из репертуара бродячих циркачей, включая гадание на картах и игральных костях с помощью «духов».
|
|
Способным медиумом заинтересовались мафиози.
|
|
Заключив договор с Эвсапией, «Каморра» через своего спирита внушила жене влиятельного неаполитанца синьора Дамиани, что некая сущность по имени Джон Кинг, утверждавшая, что в прошлой жизни принадлежала знаменитому пирату Генри Моргану, требует срочно найти себе «посредника между мирами живых и мёртвых». Причём таким «контактёром» может стать только его «реинкарнированная» дочь по имени Эвсапия.
|
|
Мадам Дамиани через общих знакомых быстро обнаружила Палладино и тут же стала умолять её совместно провести спиритический сеанс. Естественно, в ходе «столоверчения» тут же проявилось присутствие Кинга, который стал постоянным «духовным посредником и наставником» синьоры Дамиани.
|
|
В руках мафии
|
|
Неаполитанская «Каморра» отличалась тем, что часто действовала через третьих лиц, вынуждая заключать с нею своеобразные «договоры чести». В том числе она принуждала посторонних людей совершать преступления, брать на себя вину и лжесвидетельствовать.
|
|
За это следовало вознаграждение и снисхождение продажных судей. Так во внештатный состав мафии попадало множество представителей всех классов неаполитанского общества, от торговцев до банкиров и адвокатов. Не избежала этой участи и Палладино.
|
|
На спиритических сеансах Эвсапии её дух Кинг стал всё чаще требовать фамильные драгоценности у состоятельных неаполитанцев, которые следовало положить в семейные склепы, часовни или иные места, «связанные с потусторонним миром». Разумеется, пиратский дух тут же забирал всё ценное в своё «загробное царство». Конечно же, долго так продолжаться не могло, и по Неаполю поползли разоблачающие слухи.
|
|
Когда накал страстей вокруг клептомании духа Моргана достиг критического предела, «Каморра» решила отправить Эвсапию в европейский вояж.
|
|
В феврале 1891 года сеансы Эвсапии посетил знаменитый криминалист профессор Чезаре Ломброзо, который был так поражён трюками медиума и его «пиратского духа», что тут же дал несколько рекомендации в ведущие спиритические салоны Европы.
|
|
Турне началось с Варшавы, где некий доктор Очорович организовал несколько десятков сеансов, в которых, кроме обычных трюков, демонстрировалось: появление отпечатков на глине, левитация предметов и медиума, игра невидимого духа на музыкальных инструментах и даже «электрические разряды».
|
|
Любопытно, что вначале фокусы Эвсапии вызвали большое сомнение, однако потом эксперты либо перестали посещать сеансы, либо стали голословно соглашаться с мистификациями. Причём два польских фокусника, нашедших нити для «левитации» и провода от батареи для «рукотворных молний», вообще куда-то исчезли…
|
|
Общество психических исследований
|
|
В 1894 году Эвсапию пригласило британское Общество психических исследований. Организацией сеансов занимался известный исследователь спиритизма Оливер Лодж.
|
|
Все условия проведения сеансов диктовались итальянскими менеджерами Эвсапии. При этом команда медиума категорически настаивала на том, чтобы участники представлений строго следовали согласованным правилам, в противном случае Эвсапия приходила в дикую ярость и отказывалась выступать.
|
|
Сеансы проводились поздно вечером или даже ночью, в темноте или полумраке. Эвсапия в глухом длинном платье располагалась в угловом «кабинете» за маленьким столиком, отгороженным чёрными шторами. Рядом находился стол с различными музыкальными инструментами.
|
|
Она начинала сеанс с вхождения в состояние транса, когда тело её извивалось и корчилось. В ходе сеанса слышалось постукивание, стол левитировал, и предметы, такие как маленький столик, выдвигались из кабинета и поднимались в воздух. Музыкальные инструменты играли и появлялись странные руки. Временами сидящих щипали за руки и за ноги.
|
|
После лондонских выступлений которые сопровождались постоянными скандалами команды медиума, Эвсапию пригласили в Кембриджский университет. Эвсапия, после долгих совещаний со своими «импресарио», согласилась, но ультимативно потребовала новых ограничений на условия освещения и поведение зрителей. Так, наблюдателям категорически запрещалось ощупывать окружающее пространство и прикасаться к «материализующимся» и «левитирующим» предметам.
|
|
Первое же представление вызвало оглушительный скандал. Оказалось, что Эвсапия и прячущиеся за шторами её ассистенты широко пользуются руками, ногами и специальными тростями-удочками. Медиум поочередно высвобождала свои руки и тут же начинала выполнять различные трюки.
|
|
Эксперты из кембриджских учёных заключали, что она участвовала в очевидном обмане, систематически усовершенствованном за годы усердной практики. Это не только объясняло все «паранормальные способности» итальянского медиума, но и давало серьёзные подозрения в обмане при демонстрации других «сверхъестественных явлений».
|
|
Выяснилось, что Общество специально дало Эвсапии полную свободу для мошенничества, и медиум воспользовалась ею для выполнения своих фокусов и трюков. Критики спиритуалистических сеансов в Кембридже были настолько убедительны в своих выводах, что Общество психических исследований резюмировало полную несостоятельность сверхъестественных способностей и явное жульничество итальянского «мага».
|
|
Парижская гастроль
|
|
После полного фиаско в Кембридже и осуждающих выводов британского Общества психических исследований команда Эвсапии стала действовать гораздо осмотрительнее. В то же время газеты (особенно итальянские) продолжали восхищаться паранормальными способностями выдающегося медиума, и мнения серьёзных учёных (как это часто происходит и сегодня) не принимались в расчёт. Гонорары Эвсапии непрерывно росли, и денежный поток в кассу неаполитанской «Каморры» не ослабевал.
|
|
В 1905 году авторитетный парижский Институт психологии создал специальный комитет для исследования малоизученных и отчасти необъяснимых явлений человеческой психики. В него вошли многие видные учёные, в том числе и выдающиеся физико-химики Пьер и Мария Кюри (в статусе наблюдателей).
|
|
Входе последующих заседаний комитета были рассмотрены многие сверхъестественные способности всяческих магов, целителей и магнетизеров. Все они после всестороннего анализа были признаны умышленными фальсификациями, включающими явные попытки обмана.
|
|
К 1907 году Эвсапия объездила все крупные европейские центры спиритизма и стала настоящей знаменитостью в мире исследователей потусторонних сил, хотя в целом её слава была в высшей степени сомнительной. Решив закончить европейский тур и переместиться в Новый Свет, кураторы медиума пожелали организовать последнюю гастроль в Париже.
|
|
Однако давать представления на Елисейских Полях и полностью игнорировать присутствие членов комитета Института психологии было никак невозможно.
|
|
После долгих уговоров Палладино согласилась провести несколько сеансов перед парижскими экспертами, оговорив своё представление беспрецедентно жёсткими условиями (одно из которых включало отсутствие журналистов и последующего публичного обсуждения) и внушительным гонораром, который выплачивался безвозвратным авансом.
|
|
Комитет психологов честно выполнил все требования, и поэтому мы и сегодня не знаем все подробности происшедшего. В кратком коммюнике лишь обезличенно указывалось, что исследования Института психологии целиком и полностью подтвердили предыдущие выводы британского Общества психических исследований, касающиеся медиумов, которых уличили в преднамеренном обмане.
|
|
Подобные действия потворствуют вредной практике и препятствуют научным исследованиям. И тут задача комитета вместе с британским Обществом — остановить поток гонораров, с «неослабевающим избытком» текущий в руки трюкачей.
|
|
Трагическая развязка
|
|
Поль Ланжевен, выдающийся физик и друг семьи Кюри, в своих воспоминаниях с большим юмором писал, что, когда погас свет и при свете огарка свечи Великая Эвсапия начала медленно воспарять в воздух, на сцену неожиданно выскочил Пьер Кюри. Длиной тростью с изогнутой рукояткой он провёл под «левитирующим медиумом» и, что-то зацепив, с силой дёрнул на себя.
|
|
Раздался громкий треск, Эвсапия рухнула на пол, и на неё посыпались, запутавшись в нитях, «летающая мандолина», «парящий барабан» и «магический бубен». Кто-то включил свет, и перед поражёнными экспертами предстала пытающаяся выползти из-под портьеры «медиум» и два её помощника с набором восковых рук, ног, языков и голов…
|
|
Хохот стоял такой, что стекла демонстрационного салона дребезжали, а поздние прохожие с изумлением оглядывались на солидное учреждение — Институт психологии.
|
|
Ранним утром следующего дня на парижском вокзале в отправляющийся римский экспресс садилось несколько угрюмых смуглых людей, злобно сверкающих глазами на журналистов. Среди отъезжающих выделялась женщина в тёмном платье, истерически понукающая замешкавшихся носильщиков и непрерывно извергающая потоки площадных итальянских ругательств…
|
|
Между тем месть «Каморры» не заставила себя ждать. Как-то раз, возвращаясь поздно вечером с научного собрания, Пьер Кюри заметил у крыльца своего дома в трепетном огне газового фонаря лужу маслянистой жидкости. Пытаясь обойти неожиданное препятствие, он поскользнулся и рухнул на брусчатку мостовой прямо под колёса неожиданно появившейся ломовой телеги.
|
|
Смерть наступила мгновенно…
|
|
А через несколько дней полиция нашла на парижской окраине распряжённую, тяжело гружённую камнем повозку с колёсами, забрызганными кровью великого учёного, открывшего тайны радиоактивности…
|
|
В новом свете
|
|
Вернувшись в Неаполь, Палладино еженедельно проводила сеансы в роскошном отеле «Виктория». Несмотря на отголоски европейских скандалов, выступления неизменно сопровождались аншлагом и восторженными газетными комментариями.
|
|
Теперь все выступления Эвсапии сопровождал американский исследователь Хиуорд Каррингтон.
|
|
Он активно договаривался об американских гастролях медиума и подготавливал почву, отсылая пространные репортажи в «Нью-Йорк таймс», «Нейшнл инквайер» и «Бостон глоуб». В них он писал, что «единственный вывод, который может сделать современная наука, — это то, что реально существует до сих пор неопределенная сила, высвобождаемая в присутствии Эвсапии».
|
|
Наконец. Каррингтон стал официальным агентом Эвсапии и организовал ей турне по Соединённым Штатам. Надо заметить, что впоследствии он полностью посвятил себя спиритуалистическим и медиумическим исследованиям Палладино.
|
|
Кроме процента американского импресарио, он получал солидные гонорары за десятки книг, посвящённых данной теме, и этим обеспечил себе безбедное существование. Первый из опусов Каррингтона, вышедший ещё в 1909 году, так и назывался «Эвсапия Палладино и её феномен».
|
|
В 1910 году Палладино прибыла в США. К этому времени её медиумические способности явно пришли в упадок, и сообщений о явных попытках жульничества с её стороны было множество. Но по-прежнему появлялись и заказные газетные статьи с восторженными описаниями её «истинных материализации».
|
|
Однако «Каморра» не могла уже оказывать своё покровительство криминальному медиуму. В Америке возникала новая итальянская мафия — «Коза ностра», и неаполитанцы здесь влияния не имели. Кроме того, в Нью-Йорке существовал ещё и «Клуб разоблачителей», куда входили такие знаменитые иллюзионисты, как Гарри Гудини и Говард Терстон.
|
|
Их скандальные разоблачения поставили последнюю точку в карьере Великой Эвсапии, которая лишилась всех своих покровителей и до конца дней влачила жалкое существование, фактически вернувшись к ремеслу провинциальной гадалки и прорицательницы.
|
|
http://paranormal-news.ru/news/evsapija_palladino_medium_pod_pokrovitelstvom_mafii/2015-10-05-11382
|