Самые таинственные пропажи дизельных субмарин
|
Подводные лодки с момента своего появления были и остаются грозным оружием. Субмарина способна пройти незамеченной на глубине в несколько сотен метров, нанести смертельный ракетный или торпедный удар, выставить минное заграждение и уйти незамеченной. |
Впрочем, скрытность не всегда идет на пользу – часто подлодки пропадают вместе со своими экипажами, а причины их катастрофы так и остаются невыясненными. Так, 4 марта 1970 года при необычных обстоятельствах погибла французская подводная лодка S-644 Eurydice ("Эвридика") и все 57 членов ее экипажа. 42.TUT.BY вспомнил четыре самые загадочные катастрофы дизель-электрических подводных лодок. |
Бермудский треугольник в Средиземном море |
2326 (бывшая немецкая U-2326), S-644 Eurydice и Sibylle (бывшая английская типа "S"), Франция |
Целых три подлодки ВМФ Франции пропали недалеко от Тулона по невыясненным причинам. Первой стала субмарина 2326 (бывшая немецкая U-2326), которая исчезла 7 декабря 1946 года во время учений в Средиземном море. Причина исчезновения лодки не установлена до сих пор – во многом из-за того, что сама субмарина так и не была найдена. |
23 сентября 1952 года недалеко от места гибели 2326 исчезла подлодка Sibylle. Спасатели смогли найти только масляное пятно, саму же лодку обнаружить так и не удалось. Не менее загадочной была и гибель S-644 Eurydice 4 марта 1970 года, поиски которой продолжались порядка 1,5 месяцев, хотя было точно известно место, откуда субмарина передала свою последнюю радиограмму. |
В итоге удалось обнаружить только несколько крупных обломков субмарины, которые были разбросаны на глубинах от 600 до 1000 метров. Но самой странной находкой стал крупный фрагмент кормовой части S-644, который лежал в центре… огромной воронки диаметром 30 метров. Металлические останки субмарины были странным образом перекручены и деформированы. |
Ученые до сих пор не могут дать объяснения произошедшему и выдвинуть хоть сколько-нибудь логичной версии гибели лодки. |
Возможно, виноват НЛО? |
INS Dakar 77, Израиль |
Гибель подлодки "Дакар" не менее загадочна, если учитывать показания очевидцев. 26 января 1968 года моряки, находившегося поблизости рыболовецкого судна, наблюдали странное явление: над морем проплывал большой и ярко светящийся овальный объект, который вплотную подошел к их судну, прошел около правого бока и улетел на северо-восток. |
А утром стало известно, что пропала подводная лодка "Дакар", как раз в том районе, где рыболовы наблюдали НЛО. На борту субмарины находились 69 человек экипажа, которыми командовал опытный капитан 3-го ранга Яков Раанан. |
Лодка пропала через некоторое время после того, как с ее борта сообщили об отсутствии неисправностей. На поиски были брошены все силы израильских ВМС, но тщетно, поэтому 4 февраля 1969 года "Дакар" был объявлен пропавшим без вести. |
Поиски лодки продолжались почти 30 лет, а за ее обнаружение была объявлена награда в $300 тыс. долларов. В итоге "Дакар" смогли обнаружить специалисты американской фирмы "Неотикус" – лодка лежала на глубине 3000 метров. |
Сразу после обнаружения было выдвинуто несколько версий: "Дакар" потоплен во время советско-египетских учений, столкнулся с миной времен Второй мировой войны или это техническая ошибка экипажа. Первые две версии оспариваются многими специалистами хотя бы потому, что обшивка корпуса подлодки не носит следов повреждений, характерных для глубоководных бомбардировок. А третья – экипаж и так опережал график, поэтому капитан дал приказ сбавить ход: на лодке все шло в штатном режиме. |
Другой вопрос, что недалеко от гибели "Дакара" погибли при невыясненных обстоятельствах три французские подлодки, о которых мы писали ранее. А ранее до "Дакара", 28 января 1968 года, в этой акватории погибла еще одна подлодка французов – "Минерва", которая успела сообщить, что преследует неопознанный объект, засеченный гидролокатором. |
Проклятие советской подлодки |
К-129 СССР |
Вооруженная ядерными ракетами подлодка К-129 не должна была выходить в море. Субмарина только что вернулась из похода, экипаж был вымотан длительным плаванием, материальная часть требовала ремонта. Часть офицеров была отозвана из отпуска, недостающий состав набрали с других подлодок, также в экипаж добавили матросов-учеников из подплава. |
В итоге, когда 8 марта 1968 года К-129 не вышла на связь, на КП эскадры даже не было списка экипажа. Подлодку искали десятки кораблей Камчатской флотилии и авиация Северного флота, при этом, привлеченные маневрами советских судов, американцы точно указали координаты масляного пятна, образовавшегося после гибели лодки. Но ВМФ СССР отыскать лодку так и не смогли, по прошествии 73 суток спасательная операция была прекращена, а родственники подводников получили похоронки с надписью "признан умершим". Главком ВМФ СССР С. Г. Горшков отказался признать гибель экипажа и субмарины, что де-факто сделало лодку бесхозным имуществом, а о существовании К-129 и ее моряков страна просто забыла. |
Судно "Гломар Эксплорер", используемое для поднятия К-129, представляло собой плавучую платформу водоизмещением свыше 36 000 тонн. |
Позже этим воспользовались американцы ("Проект Азориан"), которые после семи лет подготовительных работ и затрат порядка 350 млн долларов смогли поднять К-129 с глубины 5000 метров. Операция заняла почти 40 суток, при подъеме субмарина разломилась на две части. В носовой были обнаружены тела шести подводников, которых американцы похоронили согласно морскому обычаю: саркофаг с телами был накрыт флагом ВМФ СССР и опущен в море под звуки государственного гимна Советского Союза. |
Правда, желаемого военные США так и не достигли – им нужны были шифры, но их не оказалось в положенном месте. Дело в том, что перенести шифр-рубку в ракетный отсек во время ремонта подлодки попросил ее командир – капитан 1-го ранга В. Кобзарь, которому было очень неудобно в маленькой каюте второго отсека. |
"Проклятие К-129" повлияло на всех троих высокопоставленных персон, участвующих в операции по подъему лодки: миллиардер Говард Хьюз сошел с ума, президент Ричард Никсон был смещен с поста, а директор ЦРУ Уильям Колби покинул разведку по невыясненным причинам. |
Сегодня доподлинно неизвестно, почему погибла К-129. Существует несколько версий произошедшего: столкновение с подлодкой США USS Swordfish (SSN-579), срабатывание двигателей ракет РД-21, взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей и затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей – согласно официальной версии ВМФ СССР. |
Китай хранит молчание |
№208, КНР |
Построенная для ВМС Китая подводная лодка проекта 629, получившая название №208, утонула в Южно-Корейском море по невыясненным причинам. Экипаж лодки насчитывал более 100 человек, плюс к этому на борту находились гражданские специалисты. Точное количество погибших неизвестно до сих пор – власти КНР хранят молчание, а вся информация об инциденте до сих пор засекречена. |
Изуродованные торпедные аппараты "К-10" после возвращения на базу. Крышки аппаратов оторвало в момент удара, а там ведь были торпеды с ядерными зарядами. |
Присутствие китайских ученых и инженеров на борту подлодки связано с испытаниями новейшей на то время китайской баллистической ракеты JL-1.Китайская сторона не выдвинула никаких версий гибели подводной лодки №208, как и не сообщила подробностей. Но существует версия, что китайская субмарина столкнулась с советской АПЛ К-10. Косвенно это подтверждает запись в бортовом журнале "К-10" о столкновении в Южно-Китайском море с неизвестной субмариной. |
http://42.tut.by/438184 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|