Все тайны питерской Кунсткамеры
|
|
Кунсткамера — первый и, возможно, самый необычный музей в России. Учрежден он был более 300 лет назад, 31 января 1714 года, и сегодня носит имя Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук. С ним и его удивительными экспонатами, многие из которых уникальны, связано немало загадочных и даже мистических историй.
|
|
С чего началась Кунсткамера в Санкт-Петербурге
|
|
В основу коллекции "кунштов" (редкостей) легла экспозиция по анатомии и эмбриологии, выкупленная некогда Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйша. Она представляла собой емкости с заспиртованными образцами биологических и анатомических отклонений.
|
|
В частности, это были эмбрионы и младенцы, появившиеся на свет с различными патологиями. Также царь обещал денежное вознаграждение тем, кто сможет принести интересные экспонаты для коллекции.
|
|
Первоначально экспозиция была выставлена в Зеленом кабинете Летнего сада, куда Петр перевез экспонаты из Аптекарской канцелярии в Москве. В 1718 году коллекция переехала в Кикины палаты на Васильевском острове. Прежний владелец их, вельможа Александр Кикин, был казнен за причастность к делу опального цесаревича Алексея.
|
|
Кстати, не случайно для расположения "кабинета редкостей" был избран именно Васильевский. Легенда гласит, что именно там на глаза Петру попалась аномальная сосна. Одна из ее веток вросла в ствол, образуя петлю наподобие ручки от кружки. Ветку вместе с куском ствола аккуратно отпилили, и она тоже стала одним из экспонатов Кунсткамеры.
|
|
Карлики в Кунсткамере
|
|
Как-то Петр привез из Франции великана Николя Буржуа. Рост Буржуа составлял 226,7 сантиметра. Какое-то время Николя служил при царе в должности гайдука. После того как в 1724 году он скончался от апоплексического удара, его скелет и сердце передали в Кунсткамеру.
|
|
Встречались среди экспонатов и живые люди. 16 лет при Кунсткамере прожил карлик Федор Игнатьев. Его рост составлял 126 сантиметров, но самое главное — на правой руке Федора и на ногах было всего по два пальца, из-за чего конечности напоминали клешни. Петр любил лично здороваться с карликом за руку…
|
|
Головы казненных любовников и Кунсткамера
|
|
Около полувека в подвале Кунсткамеры хранились в больших стеклянных сосудах со спиртовым раствором две человеческие головы — мужская и женская. По одной из версий, мужская принадлежала бывшему возлюбленному Екатерины I Виллиму Монсу, а женская — бывшей любовнице Петра I, англичанке Марии Гамильтон.
|
|
Казнив любовника жены, Петр якобы заставил ее смотреть на его голову, насаженную на шест… Что же касается леди Гамильтон, то она была камер-фрейлиной при Екатерине. Кроме Петра, у нее были шашни с его денщиком Иваном Орловым. Трижды Мария беременела от Орлова. Дважды ей удавалось избавиться от плода, а на третий не получилось, и она убила новорожденного младенца, а тельце велела захоронить привратнику… Однако все вскрылось.
|
|
К тому же, при обысках у Гамильтон обнаружили ценности, украденные ею у императрицы. 14 марта 1719 года Марию Гамильтон казнили на Троицкой площади, отрубив ей голову.
|
|
Голова Монса вроде бы до сих пор находится в запасниках Кунсткамеры. А вот голова Гамильтон загадочным образом исчезла. При этом весь спирт из пробирки оказался выпит… Правда, есть версия, что пропавшая голова принадлежала вовсе не Марии, а 15-летнему подростку.
|
Пожар в помещении Кунсткамеры
|
|
Кунсткамера размещалась в Кикиных палатах вплоть до 1728 года. Новое, отдельное здание для нее выстроили лишь к 1734 году, когда Петра I уже не было в живых.
|
|
5 декабря 1747 года в помещении Кунсткамеры случился пожар. Причиной вроде бы стало неисправное отопительное оборудование. Полностью сгорела деревянная башня у западного крыла галереи, в котором располагалась обсерватория. Так, от знаменитого Готторпского глобуса сохранились только дверца и металлический остов. Было также уничтожено несколько шкафов с этнографическими коллекциями.
|
|
Опасаясь, что огонь перекинется на все здание, служители выбросили часть документов, книг и экспонатов на улицу, и их растащили прохожие. Оставшиеся экспонаты перевезли в находившиеся неподалеку дома Демидова и Строганова. Лишь в конце 1766 года здание удалось отремонтировать и экспозиция вернулась на свое законное место. А башня была восстановлена заново только через 200 лет с момента пожара.
|
|
С пожаром в Кунсткамере связана одна таинственная легенда. Дело в том, что у скелета великана Буржуа пропала голова. Ему "приставили" новую, однако люди стали поговаривать, что теперь скелет ночами ходит по музейным залам и ищет потерянный череп…
|
|
http://www.yoki.ru/anomalous/legends/25-02-2015/433773-kunst-0/
|