Иногда одинаковые видения посещают несколько человек сразу
|
Иногда человека посещают видения, а иногда одинаковые видения посещают сразу некоторое количество людей... |
Человечество достаточно часто сталкивалось с этим явлением, которое, по мнению одних еще не получило исчерпывающего рационального объяснения,2 а по мнению других,3 - хорошо изучено... |
В книге Э. Парриша «Галлюцинации и иллюзии» (1897 г.) рассматривается известный случай видения: через несколько дней после смерти судового кока члены экипажа одного находившегося в море судна увидели и безошибочно узнали силуэт кока, который, хромая (одна нога у него была короче другой), шел к ним по воде. |
![]() |
Когда видение приблизилось, оно неожиданно превратилось в кучу плававших обломков, оставшихся после кораблекрушения. |
Э. Парриш предположил, что сначала кто-то один подумал, размышляя о потере друга, что видит его, и, поделившись об этом с другими, внушил им это предположение. Как считал Э. Парриш, это могло послужить объяснением того, как возникают привидения. |
Но не все можно объяснить так легко. |
В. М. Бехтерев рассказывал, как во время одного религиозного праздника в Сарове богомольцы вдруг начали видеть на дне заброшенного колодца святого — отца Серафима. Причем некоторые даже замечали движение руки. |
Продолжалось это до тех пор, пока не подошла одна богомолка, не знавшая о «чуде». И она сказала, что на дне ничего, кроме мусора и камней, нет. |
И тут «видение» (массовая галлюцинация) мгновенно кончилось, и все стали видеть только камни и мусор... |
В книге «Призрачные образы» (1930 г.) профессор Э. Р. Йенш попытался объяснить случай оживших статуй и картин. Он утверждал, что речь шла об устойчивых зрительных образах, которые накладываются на нормальное зрение. |
Пытаясь объяснить массовые галлюцинации, в отношении которых не существует никаких определенных предположений, некоторые авторы выдвигали теорию телепатического контакта. Согласно ее первоначальному варианту, изложенному в книге Кроу «Таинственные стороны природы» (1854 г.), зритель, воспринимающий видение, может, установив контакт с другими членами группы, заставить и других заметить это видение. |
Например, знаменитый индийский фокус с канатом... |
В книге Андри Пухарича «По ту сторону телепатии» (1962 г.) опубликованы наблюдения двух исследователей-психологов, которые видели этот фокус вместе с сотнями других зрителей. |
Фокус заключается в том, что вверх по канату залезает мальчик, за ним с ножом в руке влезает фокусник и оба они исчезают где-то наверху. Слышны крики, и потом на землю градом падают разрезанные на куски части тела. |
Фокусник спускается с окровавленным ножом, складывает куски в ящик, и потом из него выскакивает улыбающийся мальчик. На некоторых представлениях зрители видят собаку, которая пытается утащить ногу или руку, но ее заставляют вернуть добычу. |
Психологи также видели, как, собрав части мальчика в корзину, фокусник поднимался с ней по канату и спускался с живым мальчиком. |
Просмотрев это представление, отснятое на кинопленке, они были поражены: на экране факир и мальчик все время безразлично стояли подле веревки, свернутой кольцом на земле. |
Весь спектакль оказался воображаемым! |
А. Пухарич делает вывод, что «галлюцинация возникла у факира... она была телепатически возбуждена и передана нескольким сотням зрителей». |
В 1934 г. этот фокус был дважды повторен в Лондоне, причем второй сеанс организаторы сняли скрытыми кинокамерами. На проявленной пленке был виден лежащий на земле канат и удирающий в сторону кустов мальчик. Присутствовавшие зрители стали свидетелями события, которого в реальности не было. |
В 1980 г. Уильям Сибрук описал к журнале «Лейдис хоум джорнэл» вариант этого фокуса, который он видел в Западной Африке: «Рядом со мной находилось два живых ребенка, которых я мог потрогать руками. На таком же расстоянии от меня находилось двое мужчин, вооруженных... стальными трехгранными острыми клинками. |
Дальше было то, что я «видел» собственными глазами, однако ниже вы поймете, почему я говорю об этом с неохотой и почему я не понимаю, что означает слово «видеть». |
Оба фокусника крепко держали клинки в левой руке острием вверх и, подбросив детей выcоко в воздух, поймали их на это острие... Крови не было... Зрители закричали и упали на колени. |
Одни закрыли глаза руками, другие оставались на земле без движения. |
Фокусники прошли сквозь толпу (каждый из них нес над головой ребенка, наколотого на клинок) и скрылись в жилище колдуна.» |
Позже У. Сибрук видел и ощупывал детей, которым это испытание не причинило никакого вреда. Фокус оказался иллюзией, продемонстрированной зрителям, которые не могли поверить своим глазам. |
Файвишевский В., комментируя эти случаи, говорит, что «зрительные галлюцинации настолько хорошо воспроизводятся под гипнозом, что возможность их возникновения не вызывает сомнений. Но для успеха внушения необходима готовность к нему или, говоря современным языком, психологическая установка.». |
Д. Н. Узнадзе, руководитель грузинской психологической школы писал: «При наличии потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как склонность, как направленность, как готовность к совершению акта, могущего удовлетворить эту потребность». |
Надо сказать, что всякого рода установки сплошь и рядом направляют наше поведение. Причем иногда они заставляют нас видеть совсем не то, что есть на самом деле! Например, в одной школе был проведен такой эксперимент. Учитель перед уроком договорился со всеми учениками, кроме одного, что они будут утверждать: линии, которые на самом деле разной длины, равны. Сначала этот один ученик недоумевал, пытался убедить остальных, что отрезки разные. |
Но постепенно под влиянием общего мнения он согласился и действительно начал «видеть», что отрезки равны по длине! |
Такое поведение, когда человек бессознательно подчиняется мнению окружающих, называется внушаемостью. Оно проявляется в представлениях, эмоциях, ощущениях, действиях. Крайность — это безынициативность, пассивность, некритичность. |
В большей или меньшей степени все мы внушаемы. С 1950-х годов эту область человеческих отношений стали внимательно изучать психологи и социологи. Выяснилось, что подверженность человека настроениям окружающих зависит от многих факторов. В первую очередь от свойств личности: степени внушаемости, устойчивости самооценок, уровня самоуважения, интеллекта, потребности в одобрении окружающих... |
У детей внушаемость гораздо выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин. Кроме того, имеет значение отношение человека к окружающим — как он воспринимает свое положение среди них, их значимость для него, насколько ему «позволено» отличаться от всех и т. д. |
Примером очень высокой коллективной внушаемости является паника, охватывающая огромные массы людей. Это хорошо описал В. Гюго в романе «Отверженные»: |
«Армия вдруг дрогнула со всех сторон одновременно... За криками «Измена!» последовало «Спасайся!». Разбегающаяся армия подобна оттепели. Все оседает, дает трещину, колеблется, ломается, катится, рушится, сталкивается, торопится, мчится... |
Люди давят, теснят друг друга, ступают по живым и мертвым. Несметные толпы наводняют дороги. Нет уже ни товарищей, ни офицеров, ни генералов — царит один невообразимый ужас». |
Такое возможно тогда, когда люди проникнуты общим настроением и чувствами. И тогда достаточно появиться искре, чтобы вспыхнул все сметающий пожар. Особенно это характерно для периодов религиозных подъемов в истории человечества. |
Когда люди находятся в толпе, у каждого обычно пропадает ощущение самостоятельности, пробуждается рефлекс подражания. Возникает своеобразное взаимное заражение, в результате создается общее эмоциональное состояние, оно передается мимикой, движениями, выражением глаз, ритмом дыхания и т.д. и воспринимается часто на так называемом субсенсорном уровне (когда впечатление не достигает уровня сознания) |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|