Изгнать кикимор
|
17.03.2012
|
|
Одни возвращаются, другие уходят. Помимо того, что "Герасим-грачевник грача на Русь ведет", он еще одновременно и прогоняет с оной Руси кикимору. Сегодня чуть ли не единственный день в году, когда страдающие от нашествия кикимор могут изгнать их со своих квадратных метров. Спешите!
|
|
Пожалуй, что такое кикимора, нынешний россиянин знает еще хуже, чем гнездовья грачей. Тем временем, полезно узнать, что это за пакостная тварь и как от нее нужно избавиться. Ведь это можно сделать лишь раз в году. Следовательно, не стоит упускать шанс.
|
|
Этимология слова "кикимора" неясна. Предполагается, что первая часть — звукоподражательная, от слова "кикать". Этимологический словарь Фасмера находит аналог в литовском — kaukas ("домовой", "гном"). Вторая восходит к "мора/ мара" — нечистый дух, призрак, наваждение (смотрите английское nightmare, французское cauchemar, от которого, собственно, пошло русское "кошмар"). Словарь Фасмера приводит и другие родственные слова: болгарские — мора, морава ("ночной кошмар"); сербохорватское — мора ("домовой, кошмар"); словенское — mora; чешское — murа ("ночная бабочка", "ночной кошмар"); польские — mоrа, zmora, mara ("кошмар"); верхнелужицкое — murava; нижнелужицкое — mоrаvа.
|
|
Родственны, вероятно, латинское marnities ("навязываться"), ирландское Морриган (одно из кельтских божеств). Также кикимор называют "шишимора" ("шиш", "жиж" — корни, обозначающие нечистую силу, отсюда заклинательное "а вот шиш тебе") или, иносказательно, например, "соседка" (подобными эвфемизмами у шотландцев и англичан обозначаются фейри — "добрые соседи"). С той разницей, что, в отличие от фейри, кикимора — соседка далеко не добрая, да и выглядит далеко не так симпатично.
|
|
Первые приметы кикиморы — странная одежда, лохмотья, нелепый наряд (отсюда сравнение — "что ты вырядился, как кикимора") и нелюдимое, хмурое, злое выражение морды (поэтому хмурых людей называли "кикиморами"). Зачастую кикимору считают женой домового, но лично у меня это вызывает большие сомнения. "Одомашненность" кикиморы явно исторически не такая давняя — куда более прочно она ассоциируется с болотами. В этом случае она описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, обросшей шерстью. Она обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Кикимора такого рода описана у Алексея Толстого в "Русалочьих сказках".
|
|
Когда кикиморы стали переселяться в человеческие дома — сложный вопрос. Судя по тому, что кикимора появляется в основном в севернорусских сказках, причем не таких уж давних (рецепты изгнания кикимор восходят к XVIII веку), это произошло, можно сказать, "вчера" — каких-нибудь лет триста-четыреста тому назад, в связи с активным освоением русскими переселенцами территорий, ранее занятых финно-угорским и балтским населением. (Отметим, что С. Максимов отмечает представления о кикиморе, например, у обруселых коми-пермяков.)
|
|
Взаимодействовать с местными духами переселенцы не умели (несмотря на славянское название, кикиморы явно не славянского происхождения), а широкая сельскохозяйственная деятельность, сведение лесов и т.д. выгоняли кикимор из привычных мест обитания, заставляя переселяться в жилье. И вот чем, собственно, они в этом жилье занимались.
|
|
Как сообщает И.П. Сахаров, кикиморы в народном представлении появляются из незаконнорожденных детей, проклятых матерями еще в утробе, мертворожденных или убитых после рождения. Скитаясь по свету, эти духи выискивают себе подходящее жилье и поселяются там за печкой. У кикиморы голова с наперсток и тело тонкое, как соломинка. Переселившись в жилье, кикиморы обзаводятся одеждой — в отличие от болотных, запечная кикимора обычно описывается, как одетая в сарафан и платок. Заметим, однако, что кикимора далеко не всегда женского пола. У Даля, например, "кикимора" — мужского рода ("кикимора вошел").
|
|
Но, независимо от пола, кикиморы любят заниматься прядением и ткачеством, а также баловаться по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвать пряжу). Если кикимора дотронулась ночью до оставленной работы, ее потом трудно закончить — скажем, рубашку придется распарывать и шить заново, потому что шов будет ложиться неровно. (Те, кто работает на компьютере, будьте бдительны! Не оставляйте ваши рабочие файлы открытыми на ночь!)
|
|
Тесная связь кикиморы с пряжей и другими рукоделиями (ее почти всегда видят с веретеном) заставляет многих исследователей заподозрить в ней остатки культа Мокоши. В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний кикимору так и называли — "мокушей" или "мокошей" ("Русская мифология. Энциклопедия". — М., Эксмо, 2007). Заметим также, что нитки она прядет "наоборот", не в ту же сторону, что люди. По идее, узел платка тоже должен быть странным, но вряд ли кто-то так внимательно присматривался к кикиморам.
|
|
Кикимора может вредить домашним животным, в частности, курам, бросает и бьет посуду, мешает спать, шумит по ночам, щипает и тормошит маленьких детей, чтобы они плакали, может душить хозяев. Это беспокойная нечисть, которая может и вовсе выгнать хозяев из дома. "Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи, — живописует бедствия от кикиморы Сахаров. — Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. На зape-то утренней она, Кикимора, собирает столы дубовые, ставит скамьи кленовые, стелит ручники кумачные для пира неряженого, для гостей незваныих.
|
|
Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу: а и та печь не на месте, а и стол не во том углу, а и та скамья не по стене. Строит Кикимора печь по-своему, ставит стол по-нарядному, убирает скамью запонами шидяными. Выживает она, Кикимора, самого хозяина, изводит она, окаянная, всяк род человечь. А и после того, она, лукавая, мутит миром крещеныим: идет ли прохожий по улице, а и тут она ему камень под ноги; едет ли посадский на торг торговать, а и тут она ему камень в голову. Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой…"
|
|
По современным городским быличкам (где кикимору чаще называют "полтергейстом"), она изводит хозяев стуком по ночам, звуками шагов, скрипом мебели, сыростью, повышенной влажностью в квартире, звуком падающих капель и т.д. Из того, что кикимор чаще всего видели на Святках, можно предположить, что в человеческом жилье они обитают главным образом в холодное время года, с наступлением весны перебираясь обратно на болота или в лес. Интересно также, что, по некоторым поверьям, кикиморы так легки, что если выходят на улицу, их может унести малейший порыв ветра. Возможно, именно так они и расселяются с места на место — с ветром, как паучки на паутине.
|
|
Появление кикиморы может быть связано и со злым умыслом, и просто с неудачным выбором места для жилья. Например, она появляется в домах, построенных на нехорошем месте — скажем, там, где похоронен неотпетый покойник. Учитывая то, насколько часто жилые многоэтажки и больницы сейчас строятся на бывших кладбищах, кикимор там должно быть просто видимо-невидимо.
|
|
Есть также мнение, что кикимору в строящийся дом могут запустить строители, оставшиеся недовольными оплатой своего труда (те, кто нанимает ремонтные бригады, учтите это!). Для этого достаточно сделать куколку из щепок и лоскутков и заложить ее в стену, за притолоку и т.д., с особым наговором. Вот что бывает в таких случаях потом: "У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла — он на лавку, стол, везде… А то двери раскроются. Вдруг все двери, раз, открылись. Стали искать — куколка завязана" (цитата из книги "Русская мифология. Энциклопедия").
|
|
По другим версиям, кикимора может показываться в облике кошки, особенно серой. Также кикимора может быть предвестницей плохих событий. Севернорусское поверье гласит, что увидеть кикимору с прялкой на лавке — к смерти кого-то из домочадцев. Если слышен ее плач — тоже к несчастью (обратите внимание на аналог с ирландской банши). Намного реже ее появление предвещает добро. По архангельскому поверью, беду можно отвести, если, увидев кикимору, не растеряться, а сделать "относ" — рядом с ней положить пирожок или другое угощение. Тогда кикимора может, наоборот, принести прибыль, послать удачу.
|
|
Избавиться от кикиморы сложно. Помогает либо молитва, либо матерная брань (и то и другое несет сакральные черты, так что неудивительно). Можно также обвязывать солонку веточками можжевельника — тогда кикимора не сможет брать из нее соль и без соли не выдержит, уйдет. Незаменимым оберегом от кикиморы считался "куриный бог" — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача. Также рекомендовалось "от кикимор в доме положить верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давит — лечба та же, шерсть с рясным ладаном клади под шесток".
|
|
Некий капитан Жандаченко, начальник конно-этапной команды Харьковской губернии, в 1883 году подал на кикимору в суд. Дело о таинственных явлениях, происходивших в квартире капитана, рассматривалось в уездном и земском судах Харькова, однако было прекращено "за ненахождением причин необыкновенных явлений". И компенсацию за моральный и материальный ущербы истец так и не получил. С тем же результатом закончилось дело вдовы Раздьянковой, которая в 1814 году подала в один из уездных судов Симбирской губернии иск на "невидимый голос, необъяснимые стуки и бросание кирпичей и поленьев". Решением суда дело предали "суду Божию".
|
|
Главная дата в году для изгнания кикимор — как раз 17 марта по новому стилю, день Герасима Грачевника. Сахаров сообщает, что изгонять кикимор должны знахари, которые осматривают углы, обметают печь и читают заговоры. В "Русской мифологии" приводится даже заговор на изгнание кикиморы: "Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют".
|
|
Мария Новосильцева
|
|
http://www.pravda.ru/faith/confessions/nationreligions/17-03-2012/1111552-gerasim-2/
|