ШАМАНЫ ЗАЩИТИЛИ ИРКУТСК ДРЕВНИМ ОБРЯДОМ
|
Для таинства была выбрана поляна на берегу Ангары, возле села Олонки
|
|
В минувшее воскресенье в Боханском районе за селом Олонки на берегу Ангары собралось более ста бурят из Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов. Большую часть прибывших составляли шаманы. Они провели обряд поклонения духу и хозяину реки Иркут, который называется тайлган (или тейлран). Цель обряда — защитить всех людей, которые живут в руслах Иркута, Ангары и Лены, на ближайшие пять лет от любых бед и неприятностей. Особняком стояла защита Иркутского аэропорта от авиакатастроф.
|
|
По мнению бурят, Иркутск назван именно так от Эрхуу — бурятского названия реки Иркут и одноименного духа-хозяина. Поэтому обряд поклонения Эрхуу считается самым важным у шаманов.
|
|
На этом молебне всегда производится жертвоприношение животных — баранов и коней. В бурятской традиции конь считается другом, поэтому обряд, в котором производят его жертвоприношение, считается очень важным и значимым.
|
|
На тайлган ехали целыми семьями. Колонна из двадцати легковых машин растянулась на несколько километров по Александровскому тракту. Сначала предполагалось проводить обряд в тайге под Иркутском, потом место долго выбирали в стороне от Качугского тракта, наконец окончательно остановились на поляне за селом Олонки, на берегу Ангары.
|
|
По бурятским верованиям и традициям отбор людей на присутствие при обряде проводился очень жестко. Не допускалось присутствие людей, у которых в семье у женщины в это время идет менструация. Накануне обряда нужно было устроить дома генеральную уборку. Надо было взять из дома семейный кухонный нож, чтобы резать себе мясо сваренного жертвенного животного. Некоторые везли с собой для этих целей старинные семейные серпы ручной ковки.
|
|
Женщины на проведение обряда не допускались — они сидели более чем в ста метрах от места проведения обряда своим кругом и за отдельным столом. Им предписывалось быть с покрытой головой, обязательно в юбках или платьях и в закрытой обуви — никакие босоножки не допускались. Буряты очень трепетно относятся к соблюдению мельчайших деталей и запретам при проведении обряда тайлган — в противном случае считается, что он не будет иметь силы, грубо говоря духи-хозяева мест его не посчитают совершенным.
|
|
По дороге следования к Ангаре из машин выбрасывались щепотки риса. Один из шаманов объяснил это так: как есть посты ГАИ на дорогах, так есть и незримые посты хозяев этих мест, где проходит дорога. Чтобы в дороге ничего не случилась плохого, нужно сделать им приношения — деньгами, рисом, побрызгать молоком или водкой. Но не все знают, где именно находятся такие посты, поэтому буряты делают приношения по всей трассе. А временами останавливаются и брызгают молоком и водкой на придорожные деревья или километровые столбики.
|
|
Тайлган проводился по веками устоявшимся традициям. На поляне около реки выбирают несколько кустов, образующих периметр. На них повязывают ленточки — это место, внутри которого могут находиться только шаманы. Все мужчины становятся позади этого периметра в линию — между шаманами и рекой никому не позволено находиться. Все стоят лицом к води, при этом глядя строго на восток, туда, где восходит солнце. Шаманы по-бурятски читают молебен поклонения духу Иркута и просят его о защите народа, который живет на его берегах.
|
|
Потом были принесены в жертву два барана. Живых баранов укладывают на спину и взрезают им брюхо. Потом человек, который приносит животное в жертву, просовывает в разрез руку, разрывает диафрагму и аорту. После этого барана разделывают, снимая с него шкуру как пальто. Баранов варят в огромных чанах, без соли и специй. Потом часть мяса шаманы сжигают, проводя вторую часть молебна и прося о защите уже конкретных семей.
|
|
Накануне проведения обряда люди составляли списки семей целыми деревнями. В списки вносились имена главы семейства, его жены и сыновей. За дочерей семейств шаманы не молятся, объясняя это тем, что девочка выйдет замуж и ее буду охранять духи предков главы этого дома. Эти списки на молебне представители деревень держали в руках и во время сожжения мяса, а позднее, когда в отдельном костре сжигали кости жертвенных баранов, махали ими от костра на себя, как бы собирая дым, и читали фамилии вслух. Считается, что люди, за которых молились, будут в течение нескольких следующих лет находиться под особым покровительством духов, охраняя их от любых бед.
|
|
По традиции полагается сжигать эти списки в огне с костями жертвенных животных. Считается, что с дымом сожженных списков люди разговаривают с духами предков. Однако воскресный обряд был предварительным — окончательный, с жертвоприношением двух коней, прошел в среду в Листвянке, на берегу Байкала. На нем и были сожжены списки.
|
|
Обряд тайлган проводится раз в три-пять лет. Хотелось бы верить, что его провели по всем правилам и в ближайшие годы как минимум не будет авиакатастроф, которыми Иркутск уже печально известен во всем мире. Возможно, кто-то считает, что все это мракобесие, а у бурят есть более респектабельная религия — буддизм. Но мы живем в местах проживания коренного бурятского населения, и шаманизм имеет никак не меньше прав на существование, чем любая другая религия.
|
|
Берт Корк, «СМ Номер один». Фото Алексея Головщикова
|
|
http://pressa.irk.ru/sm/2007/25/004008.html 28.06.2007
|