Для майя разбитые зеркала были путем в потусторонний мир
|
|
Некоторые люди опасаются, что разбитое зеркало может привести к семи годам несчастий. История этого суеверия, возможно, восходит к древним грекам и римлянам, которые приписывали отраженным изображениям таинственную силу. Как специалист по религиям коренных народов Америки, я знаю, что древние майя по-другому относились к треснувшим зеркалам. В первом тысячелетии нашей эры майя использовали такие зеркала — в городах от южной Мексики до западного Гондураса — скорее как каналы сверхъестественного общения, чем как косметические принадлежности. Большинство зеркал древних майя были сделаны не из стекла, а из темных кусков полированной железной руды, склеенных в виде мозаики на куске сланца или дерева. Знать майя носила зеркала на спине, украшала ими троны и устанавливала их в гробницах. Употребляя галлюциногены, эти знатные люди смотрели на свои отражения в поисках мистических переживаний. Трещины между фрагментами привели к появлению раздробленных, искаженных отражений, через которые, как считалось, люди могли разговаривать с божественными существами.
|
|
Знать надеялась обрести мудрость в землях по ту сторону зеркал, которые у них ассоциировались с богами, предками и другими духами. Художники часто изображали этих духов в виде фантастических зверей и химер на картинах и скульптурах. Иногда они изображали знатных людей, беседующих с химерами; в других случаях они представляли этих существ посредниками в беседах с предками и богами. Эти беседы происходили во сне, в трансе и галлюцинациях, часто между двумя существами, использующими зеркала. Художники майя изображали эти беседы удивительными и пугающими — или даже причудливыми. Наиболее подробно взаимодействие богов и смертных изображено в скульптуре из Йашчилана, что в мексиканском штате Чьяпас. Надписи свидетельствуют о том, что в восьмом веке правитель этого города построил здание с тремя входными дверями. Вместо деревянных балок—перемычек, которые были установлены в верхней части каждой двери, были каменные. Эти перемычки образовали триптих, описывающий различные события из жизни короля и его жены, включая аудиенцию у их бога-покровителя.
|
|
Это здание в Мексике, ныне известное как Структура 23, к сожалению, было лишено своих оригинальных скульптур. Первые две — перемычки 24 и 25 — выставлены в Британском музее; третья — перемычка 26 — находится в Национальном музее антропологии в Мехико. В обоих этих музеях перемычки висят на стене. Однако в классический период их было бы видно снизу. Слова и изображения на перемычках 24 и 26 описывают то, что, как считалось, происходило до и после аудиенции у бога. На изображениях на перемычке 24 изображен правитель, держащий горящий факел, в то время как его жена совершает болезненный обряд: она продевает тонкую, украшенную обсидианом веревку через свой язык. Эти фрагменты остывшей лавы, которые, как считалось, были духовно заряжены в религиях древней Мексики, могли привести к потере огромного количества крови — они показаны на Линтел 24 в виде капель вокруг ее лица. Ее кровь также попадает в чашу, наполненную бумагой, которую король должен поджечь. На перемычке 26 показаны последствия, когда король и королева стоят рядом. Все еще истекая кровью, королева вручает своему мужу церемониальный шлем и готовит его к битве.
|
|
Хотя действия на этих перемычках и привлекают внимание, они происходят в пределах обычного мира. Действие на перемычке 25, однако, происходит в другом месте. Тексты на этой перемычке описывают цепочку магических событий, приведших к появлению бога-покровителя города. Визуально "Перемычка 25" раздвигает границы между реальным и фантастическим. На изображениях виден дым, поднимающийся из чаши, и в этом дыму появляется большая, похожая на скелет змея. У змеи две головы, через которые бог путешествует из своего царства в царство королевы. Когда-то он, возможно, был реальным человеком, мумифицированным после смерти, но здесь он - обожествленный бог-воин, появляющийся из пасти змеи. На перемычке 25 показано, как он снимает маску, в то время как королева удерживает череп на руке. Она указывает на дым и поднимает глаза. Как и во многих заклинательных текстах, в "Перемычке 25" подразумевается, что она искала указаний у мертвых, но скульптура не раскрывает того, что было сказано. Однако есть еще один сюрприз: большая часть текста на перемычке 25 написана задом наперед и, вероятно, была предназначена для того, чтобы древние маги майя, прорицатели или оракулы могли смотреть на нее в зеркало. С точки зрения архитектуры, часть текста должна была находиться за порогом двери. Эта часть написана слева направо, как было принято в древних надписях майя.
|
|
Но как только посетитель переступал порог и поднимал глаза, все менялось. Слова и изображения были написаны наоборот, потому что считалось, что посетитель перешел из мира людей в сверхъестественное пространство. "Перемычка 25" - одна из немногих надписей в зеркальном отражении, которые были задуманы как интерактивный объект, с помощью которого древние посетители могли, образно говоря, отправиться в страну по ту сторону зазеркалья. Если вы встанете с зеркалом под перемычкой 25, это улучшит впечатления от путешествия: посетители смогут увидеть то, что видят боги (надпись в обратном порядке), и то, что видят люди (обычная надпись) одновременно. Глядя в свои треснутые зеркала, посетители смогут перешагнуть границу между человеческим и божественным. По иронии судьбы, несмотря на современный акцент на интерактивность, зеркальные надписи и другие скульптуры майя сегодня больше похожи на картины эпохи Возрождения - неподвижные изображения, висящие на стене, — чем на двери в другие миры, каковыми некоторые из них и были. Посетители не смогут увидеть удивительный, пугающий и причудливый мир сверхъестественного, как того хотели древние майя. Возможно, если бы они это сделали, треснувшее зеркало вызывало бы скорее удивление, чем страх.
|
|
Источник
|