Судебные процессы над ведьмами закончились в 18 веке
|
В 16 и 17 веках широко распространялась охота на ведьм против людей, обвиняемых в колдовстве. В Норвегии около 750 человек были обвинены в колдовстве и около 300 из них приговорены к смертной казни, многие из них были сожжены на костре, и многие из них были саами. В Северной Норвегии и Финнмарке исследователи провели обширное изучение этих судебных процессов, в том числе выяснили, кто был обвиняемым, за что они были осуждены и каково было наказание. Их исходным материалом были судебные протоколы. Из 91 человека, приговоренного к смертной казни в Финнмарке за этот период, 18 были саами. Южный саамский район До сих пор остается много вопросов о том, что на самом деле произошло в Центральной Норвегии и на юге саамского региона, поэтому историк Эллен Альм из Норвежского университета науки и технологии (NTNU) попыталась собрать как можно больше информации. Изучив судебные протоколы, она обнаружила, что трое саамов были обвинены в колдовстве: Финн-Кристин, Анна Аслаксдаттер и Хенрик Мерокер, последний из которых был приговорен к смертной казни. Поскольку имена многих саамов звучат по-норвежски, возможно, их было больше. |
Кандидат наук и историк NTNU Анна-Софи Шетнер Скаар (Anne-Sofie Schjotner Skaar) в настоящее время занимается изучением дел о колдовстве и магии, которые рассматривались в окружных судах Индерея, Намдалена и Стьера - и Вердалена в 18 веке. Внимательно читая и изучая судебные протоколы округа Норд-Тренделаг, она обнаружила новую интересную информацию. Она исследует, как в 18 веке постепенно отменялось судебное преследование за колдовство. "Почти не проводилось исследований того, как завершилось судебное преследование по делам о колдовстве и его феномене, поэтому это интересно исследовать. Я также изучаю, подвергались ли в 18 веке преследованиям саамы в южных районах саами", - сказал Шьетнер Скаар. Пока что, просматривая судебные протоколы, она не нашла саамов, которые были обвинены или осуждены за колдовство в 18 веке в Норд-Тренделаге, но она еще не просмотрела все записи. Это кропотливая работа; записи составлены готическим шрифтом, и у каждого секретаря также есть своя особая манера письма. |
"Я изучала готический шрифт в Университете Осло, когда писала магистерскую диссертацию о колдовстве в Море и Рендалене в 17 веке. Теперь я довольно хорошо читаю готический шрифт, но на то, чтобы просмотреть все документы, требуется время", - говорит она. В дополнение к судебным протоколам, она также изучает отчеты миссионеров того же периода. Есть несколько причин, по которым ужасающее судебное преследование за колдовство было окончательно прекращено в 18 веке. Во время процессов над ведьмами в 16 и 17 веках применение пыток для получения признаний было незаконным, и осужденным преступникам также не разрешалось выступать в качестве свидетелей. Это означало, что теоретически осужденная "ведьма" не могла назвать имена других "ведьм". "Однако в делах о колдовстве нередко закрывали глаза на закон; применялись пытки, и осужденных "ведьм" заставляли назвать своих сообщниц. Буква закона интерпретировалась и применялась на практике совершенно по-разному, и это привело к многочисленным судебным процессам над ведьмами в тот период", - сказал Шьетнер Скаар. |
"В конце 17-го века судебная практика начала меняться. Некоторые юристы стали более строгими, требовали надлежащих доказательств и перестали допускать применение пыток. Юристы также стали более образованными и профессиональными, они оказали влияние на местных окружных судей и обучали их", - сказала она. К концу 17-го века все больше и больше судей действительно начали следовать закону, и именно тогда стало трудно передавать дела о колдовстве в суд. "Как можно доказать вымышленное преступление, если принудить кого-либо к признанию уже неприемлемо?" она сказала. Практика принудительного обжалования также была введена Норвежским кодексом Кристиана V от 1687 года. Это означало, что строгие наказания могли быть обжалованы в апелляционном суде, чтобы обвиняемый мог рассмотреть свое дело в более профессиональном суде. В 18 веке Европа вступила в эпоху Просвещения, когда наука, разум, терпимость и прогресс получили широкое распространение, что помогло изменить восприятие и установки. |
Однако, когда судебное преследование за колдовство прекратилось, появился другой механизм, позволяющий контролировать религию саами и то, как она практикуется, и бороться с ней: на сцену вышли миссионеры. "Похоже, что миссионеры взяли верх над судебной системой, чтобы "разобраться" с религией саами и ее обрядами", - говорит Шьетнер Скаар. Об этом есть убедительные свидетельства в отчетах миссионеров 18-го века. "Некоторые из этих рассказов миссионеров просто ужасны для чтения. Мы находим описания саамов, занимающихся "колдовством дьявола". Рассказы миссионеров показывают, что религия саами все еще интерпретировалась некоторыми как колдовство и происки дьявола, даже несмотря на то, что судебная система, казалось, больше не была заинтересована в судебном преследовании за это", - говорит она. Священник Йохан Рандульф, автор рукописи "Нерей", пишет, что "у южных саамов много разных богов, но все они принадлежат дьяволу". "Я знаю, что он, наряду со всеми другими [саамскими богами], является самим дьяволом". Так священник описывает одного из южносаамских богов, а также называет джойк "песней сатаны". |
Начиная с раннего средневековья, на большей части территории Северного региона предпринималось множество попыток обратить саамов в христианство, но по-настоящему миссионерская работа началась только после создания Миссионерского колледжа в Копенгагене в 1714 году. Одним из самых ревностных миссионеров был Томас фон Вестен (1643-1727) из Тронхейма. Его прозвали саамским апостолом. В 1716 году Томас фон Вестен был назначен руководителем и организатором саамской миссии, и с тех пор Тронхейм зарекомендовал себя как центр поддержки саамской миссии благодаря обучению саамских миссионеров фон Вестеном. Томас фон Вестен постоянно заботился о том, чтобы христианское образование для народа саами проходило на его родном языке — саамском — и чтобы обращение было личным и искренним. Томас фон Вестен и другие миссионеры беседовали с саамами и подробно расспрашивали об их верованиях и обычаях. Миссионеры многому научились в ходе этой работы, но они заметили, что не все саамы осмеливаются говорить о своих верованиях и обычаях. "В конечном итоге это привело к тому, что фон Вестен объявил амнистию для саамов, чтобы их нельзя было преследовать по закону о колдовстве, что бы они ни говорили миссионерам. Это было задумано как своего рода страховка для народа саами, чтобы он осмелился более открыто разговаривать с миссионерами", - говорит Шьетнер Скаар. Однако амнистия не помешала демонизации саамской культуры. |
Среди наиболее жестоких методов, применявшихся фон Вестеном и другими миссионерами на протяжении всего миссионерского периода, были конфискация церемониальных саамских барабанов, уничтожение мест жертвоприношений и священных мест в природе. Усердный миссионер был ответственен за конфискацию более 100 церемониальных саамских барабанов. Большая часть барабанов была отправлена в Копенгаген, и многие из них, к сожалению, погибли во время большого пожара в 1728 году. Однако некоторые из барабанов, конфискованных миссионерами, оказались в других музеях или у частных коллекционеров. Одним из них был фолльдальский барабан, который фон Вестен конфисковал в Намдалене. В конечном итоге этот барабан оказался в музее Майнингена в Германии. В 2023 году он был, наконец, возвращен в южносаамский регион и в настоящее время выставлен в музее саамских островов в Сносе. Томас фон Вестен также был активным сторонником введения запрета на алкоголь. |
"1 февраля 1723 года норвежский миссионер Томас фон Вестен появился на местном собрании в Оверхалле. Он считал, что употребление алкоголя саамами препятствует их обращению в христианство, и приказал норвежцам прекратить продажу им крепких напитков и пива. По словам фон Вестена, когда народ саами впитал в себя "озеро дрич Затана", они вскоре начали практиковать свою языческую религию и колдовство". Томас фон Вестен завершил свою речь требованием запретить саамские "языческие" обычаи погребения в горах и призвать всех норвежцев, у которых в домах есть дети-саамы, к тому, чтобы они получали христианское образование, и ни один саам не должен оставаться без постоянной работы. "В рамках исследовательского проекта меня также интересует отношение к религии южных саамов, которую норвежцы часто называют колдовством и идолопоклонством", - сказал Шьетнер Скаар. Обвинения в колдовстве, выдвинутые против Маргареты Мортенсдаттер Трефо, относятся к числу дел, которые она хотела бы изучить более внимательно. |
"Я не совсем уверена в этнической принадлежности обвиняемого, поскольку местный окружной судья называет его "финном", что, наряду с "лапландцами", часто использовалось для обозначения саамов. Маргарета сказала, что она родом из Восточной Финляндии. Это известный случай, но он ранее не анализировался, поэтому я собираюсь включить его анализ в свою диссертацию", - говорит она. Маргарета Мортенсдаттер Трефо была нищенкой, которая, по словам очевидцев, ходила вокруг, желая людям зла, накладывая на них заклинания, если они не давали ей денег, еды или жилья. Это дело было впервые рассмотрено на местном собрании в Вердалене и упоминается в судебных протоколах в период 1711-1712 годов. "Затем Маргарета сопровождала местного окружного судью и судебного пристава во время их визитов в суды и была представлена в нескольких окружных судах, где многие люди свидетельствовали, что она желала им зла", - говорит Шьетнер Скаар. Источником является судебный протокол № 6 окружного суда Стьера и Вердала за 1709-1715 годы. "Затем ей было предъявлено обвинение в причастности к злому колдовству, но я пока не знаю, чем закончилось это дело, потому что я больше ничего не нашел о приговоре в источниках", - сказал Шьетнер Скаар. Она также изучает, в какой степени и в какой форме магические практики и верования существовали на протяжении всего столетия. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|