Опасность слишком большого внимания к тестам IQ
|
Многие люди возражают против тестов интеллекта. Некоторые говорят, что результатами тестов IQ слишком часто злоупотребляют. Они говорят, что несправедливо, что когда дети «проваливают» эти тесты, это может означать, что они получают худшее среднее образование, чем их более успешные сверстники, что обрекает их на пожизненное лишение свободы. Некоторые возражают против тестов на IQ по вполне личным причинам и помнят, какой стресс они испытывали, проходя тест. Многие сомневаются, что их результат был справедливым отражением их будущего потенциала. Но насколько на самом деле полезны тесты IQ и какие навыки и качества они упускают? Более 30 лет назад я обнаружил полузабытый уникальный архив, содержащий более 89 000 тестов IQ, датированных 1932 годом, 76 лет. Моя цель была проста: найти местных жителей, соответствующих архиву, и сравнить их нынешние умственные способности с результатами тестов 1932 года. Быстро появилась картина, связывающая более низкие показатели IQ с более ранним, чем ожидалось, возрастом смерти и более ранним началом слабоумия. |
Вторая мировая война принесла с собой несколько сильных неожиданных аномалий. Молодые мужчины с более высокими детскими показателями IQ чаще погибали на действительной службе. Девушки с более высокими баллами чаще уезжали из района. Я ездил на велосипеде по Абердину, чтобы узнать больше о его социальной истории, знакомясь с начальными школами, где дети сдавали экзамены в 1932 году. Средние показатели IQ часто существенно различались в разных школах. Учащиеся, посещающие школы в перенаселенных районах, как правило, показывали худшие результаты на тесте. Наше более позднее исследование показало, что люди с более высоким IQ занимались более интеллектуально стимулирующей деятельностью, например, чтением сложных романов или изучением музыкальных инструментов. Но мы не можем знать, побуждает ли людей высокий IQ искать такие занятия или интеллектуально любознательные люди развивают более высокий IQ, потому что на протяжении всей жизни они выполняют когнитивно сложные задачи. И это важный вопрос. Люди из более бедных семей, например, из неблагополучных районов Абердина, могут не иметь возможности заниматься интеллектуальными интересами из-за нехватки времени и ресурсов. |
Чтобы лучше информировать свою работу, я обратился к местным жителям с большим опытом преподавания в Абердине. Их точку зрения поддержали нынешние работники общественного здравоохранения и психологии. Учителя предупреждали меня не забывать, что тесты IQ на протяжении многих лет использовались для пропаганды «научного расизма» и что они опасаются, что в ближайшее время правые сторонники тестирования IQ захотят использовать эти вновь открытые шотландские данные для поиска генетических основе интеллекта. Встревоженный и теперь предупрежденный, я оглянулся на причины проведения в 1932 году исследования умственных способностей шотландских школьников. Опрос финансировался Обществом евгеники (евгеника — наука об улучшении человеческой расы посредством отбора «хороших» наследственных черт) при некоторой помощи Фонда Рокфеллера. Их общим приоритетом было показать связь между размером большой семьи и умственными способностями ниже среднего. В то время эту отрицательную связь между IQ матери и наличием детей было легко показать. Но образовательные реформы после 1945 года, которые привели к тому, что больше девочек получили высшее образование, привели к гораздо более сложным взаимосвязям между материнским IQ, образовательными достижениями, возрастом при рождении первого ребенка и рождаемостью в течение всей жизни. |
Это усилило обеспокоенность современной общественности тем, что средние умственные способности населения в целом снизились из-за потери такого большого количества молодых людей с предполагаемыми способностями выше среднего во время Первой мировой войны. Газеты утверждали, что школьников необходимо будет оценить и отобрать, чтобы лучше обучать тех, кто, скорее всего, получит от этого пользу. Это лишь доказывает, что, хотя тесты IQ могут рассказать нам кое-что об академических успехах или риске деменции, они упускают множество нюансов. Нельзя отрицать, что они уже давно используются по неясным причинам – часто как предлог для направления меньшего финансирования на определенные типы школ, создавая тем самым двухуровневую систему. Большинство детей, тех, кто не сдает и не сдает вступительные экзамены в стиле IQ в частные или начальные школы, будут обладать многими качествами, которые не измеряются тестами IQ. Они также могут быть просто опоздавшими разработчиками. Так что же упускают тесты IQ? Исследования показывают, что показатели IQ росли примерно на 3 балла за десятилетие на протяжении большей части 20-го века, но, возможно, снизились за последние 30 лет или около того. |
Некоторые эксперты утверждают, что это отражает изменения в школьной программе или, возможно, просто сложность современной жизни. Приобретение «содержательных знаний» (чтение и запоминание) когда-то составляло краеугольный камень государственных экзаменов и связано с результатами тестов IQ. Например, мы знаем, что рабочая память связана с результатами тестов IQ. Но с тех пор исследования показали, что самодисциплина на самом деле лучше предсказывает результаты экзаменов, чем IQ. Сегодня детей на Западе учат коллективному решению научных задач в сочетании с навыками межличностного общения и командной работой, что требует меньшего запоминания (зубление). На самом деле это может снизить вероятность того, что учащиеся будут набирать высокие баллы по тестам IQ, хотя эти методы помогают человечеству в целом стать умнее. Знания продолжают расти, часто в результате гигантского исследовательского сотрудничества. Этот тип «процедурного обучения» приводит к зрелому самосознанию, эмоциональной стабильности, распознаванию мыслей и чувств других и пониманию влияния человека на работу группы. Крайне важно, что отсутствие этих навыков может препятствовать рациональному мышлению. Исследования показывают, что когда мы игнорируем или не понимаем свои чувства, они легче манипулируют нами. |
Высокий IQ также не обязательно защищает от предвзятости или ошибок. Фактически, исследования показывают, что люди с высоким IQ могут быть особенно уязвимы для таких ошибок, как обнаружение закономерностей, даже если их нет или они не имеют значения. Это может привести к предвзятости подтверждения и трудностям с отказом от идеи, решения или проекта, даже если они больше не работают. Это также может помешать рациональному рассуждению. Но такие слабости не учитываются тестированием IQ. Многие великие прорывы в человеческой изобретательности были вызваны творчеством, сотрудничеством, соревнованием, интуицией или любопытством, а не просто индивидуальным IQ. Возьмите Альберта Эйнштейна, которого часто называют гением. Он никогда не проходил тест на IQ, но люди постоянно размышляют о его IQ. Тем не менее, он часто считал любопытство и интуицию основными движущими силами научного успеха, а эти качества не измеряются тестом IQ. |
Идея современной школы совершенно справедливо не обусловлена предпочтением обучать только тех детей, которые при отборе соответствуют минимальным стандартам умственного теста. Школы признают, что результаты обучения определяются не только какими-либо врожденными способностями, но в равной степени зависят от всего предыдущего опыта, который влияет на эмоциональные компетенции, мотивацию, интеллектуальное любопытство, проницательность и интуитивное мышление. Когда местных участников опроса 1932 года давали интервью в пожилом возрасте, они тепло рассказывали о своих школьных годах, особенно о дружбе. Однако они редко упоминали о своем образовании. Изучение содержания знаний с угрозами физического наказания просто не ценилось. Некоторые вспомнили, как проходили тест на IQ в 1932 году, и были рады, что большинство школ больше не тестируют детей таким образом. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|