Вселенной Гарри Поттера исполнилось 20 лет
|
4 ноября 2001 года состоялась премьера картины «Гарри Поттер и философский камень» по книге Джоан Роулинг о юном волшебнике, который не подозревал о своих способностях, пока не получил письмо из школы чародейства и волшебства Хогвартс. В последующие годы серия романов британской писательницы получила ещё семь экранизаций и разрослась до масштабной франшизы, включающей многосерийный спин-офф «Фантастические твари», театральные постановки, видеоигры, парки развлечений, тематические сувениры, одежду и многое другое. Как создавался первый фильм серии — в материале RT. |
4 ноября 2001 года в Лондоне прошла премьера фильма «Гарри Поттер и философский камень» — первой части кинофраншизы, основанной на одноимённых романах британской писательницы Джоан Роулинг. В центре сюжета — школьник Гарри Поттер в круглых очках и со шрамом на лбу в виде молнии. Родители Гарри погибли много лет назад (якобы в автокатастрофе), а сам мальчик живёт вместе с вредными родственниками — дядей, тётей и двоюродным братом. Когда Поттеру исполняется 11 лет, он узнаёт, что обладает магическими способностями. С этого момента жизнь героя круто меняется. Вскоре он попадает в школу чародейства и волшебства Хогвартс, где встречает первых в жизни друзей и учится управлять своей силой. В будущем Гарри предстоит неоднократно встретиться с Волан-де-Мортом — убившим его родителей тёмным волшебником — и спасти от него мир. |
Идея книги появилась у Роулинг в 1990 году в поезде, следовавшем из Манчестера в Лондон. Автор рассказывала, что писала постоянно с шестилетнего возраста, однако ранее ни одна история так её не захватывала. «Все четыре часа, на которые опаздывал поезд, я просто сидела и думала, и в моём сознании возникали все детали, и этот щуплый черноволосый мальчишка в очках, который не догадывался, что он волшебник, становился для меня всё более реальным», — вспоминала Роулинг. |
В течение следующих пяти лет писательница сделала множество набросков будущих семи книг. В 1993-м были готовы первые три главы. В то время Роулинг устроилась работать учительницей, а в свободное время продолжала трудиться над «Гарри Поттером». Когда книга была написана, автор принялась рассылать её по издательствам, однако отовсюду получала отказ — до тех пор, пока рукописью не заинтересовались в Bloomsbury. Произведение впервые увидело свет в 1997-м и сразу получило признание критиков и широкой аудитории. В последующие годы вышло ещё шесть романов серии. Книги были переведены более чем на 80 языков и проданы по всему миру тиражом более 500 млн. На данный момент книжная серия «Гарри Поттер» является самой продаваемой в истории. |
Экранное воплощение волшебного мира |
Инициатором экранизации «Гарри Поттера» стал британский продюсер Дэвид Хейман. До сотрудничества с Роулинг он выпустил несколько проходных картин, сейчас его фильмография включает такие громкие проекты, как «Я — легенда», «Однажды в... Голливуде» и «Всегда говори «Да». В 1997 году кинематографист занялся поисками книги для детей, которая могла бы лечь в основу популярной ленты. Помощница Хеймана обратила его внимание на набирающее популярность произведение Джоан Роулинг. Продюсер был очарован книгой. |
«Это очень человечная, трогательная история. Гарри очень похож на каждого. Он родом из неблагополучной семьи. Не самый прилежный ученик. Более того, Хогвартс — это школа, в которую каждый из нас хотел бы попасть. Книга не была сентиментальной. В ней была острота. Она была до безобразия смешной. В ней бурлило воображение. Поэтому-то она мне и понравилась», — цитирует Хеймана Entertainment Weekly. |
Вскоре продюсер договорился об экранизации с Джоан Роулинг. После выхода «Гарри Поттера и тайной комнаты», второй книги, Хейман представил проект студии Warner Bros. и получил $700 млн — бюджет сразу на два фильма. В качестве сценариста к команде присоединился Стивен Кловз («Вундеркинды»). По его собственным словам, кинематографист боялся встречи с Роулинг. Она также была настроена негативно, воспринимая сценариста как человека, который собирался «зарезать» её «ребёнка». Однако в итоге Кловз и Роулинг нашли общий язык и работали вместе над всеми фильмами о Гарри Поттере. |
Непростой задачей стал выбор режиссёра картины. Первым о своём желании экранизировать «Гарри Поттера» заявил Брэд Силберлинг («Город ангелов», «Каспер»), а затем фильмом заинтересовался Стивен Спилберг. На тот момент он рассматривал ещё три проекта и в итоге выбрал тот, что был запущен в производство раньше. |
Тогда руководство Warner Bros. организовало встречу ещё с рядом постановщиков. Кандидатам предложили поделиться видением будущего проекта. Наиболее подходящими продюсерам показались идеи Криса Коламбуса («Один дома»), в итоге утверждённого на два фильма серии. Сцены в мире маглов режиссёру представлялись мрачными и унылыми, а эпизоды, связанные с волшебниками, Коламбус видел яркими и насыщенными. В качестве референсов он назвал фильмы Дэвида Лина «Большие надежды» и «Оливер Твист», снятые в 1940-х годах. |
«Когда мы входили в Волшебную страну — так мы всегда называли Хогвартс, — я хотел, чтобы каждый кадр был наполнен ощущением чуда», — говорил режиссёр. |
Перед Крисом Коламбусом встала сложная задача: придумать визуальное воплощение уже любимой миллионами истории и не разочаровать её поклонников со всего мира. На плечи постановщика лёг подбор актёров, снявшихся в последующих продолжениях. |
Кинематографист осознавал всю ответственность и сильно нервничал на съёмках, а первое время и вовсе ожидал, что его вот-вот уволят: «Реальность такова, что на нас давил весь мир — и на меня в особенности, потому что я знал, что если облажаюсь с этим фильмом, то всё будет кончено. Эту книгу нельзя испортить. Поэтому я должен был каждый день приходить на съёмочную площадку как бы с туннельным зрением — то есть не думая о внешнем мире». |
Значительная часть съёмок прошла на территории киностудии Leavesden Studios, расположенной неподалёку от Лондона. Там под руководством художника-постановщика Стюарта Крэйга («Английский пациент») были построены декорации. В их числе — Косой переулок и Большой зал Хогвартса. Антураж последнего был вдохновлён архитектурой английских соборов. Эта локация использовалась на съёмках всех фильмов франшизы. |
Некоторые сцены снимались на натуре. Стены Хогвартса и эпизоды на поле для квиддича были воссозданы на территории замка Алник. В кафедральном соборе Дарем нашли класс для проведения занятий по трансфигурации, а посольство Австралии в Лондоне на время стало банком «Гринготтс». Также на экране появились Оксфордский университет, школа «Хэрроу» и Глостерский собор. |
Сцены на платформе 9 3/4 снимались на вокзале Кингс-Кросс в Лондоне. Однако если в фильме проход к поезду «Хогвартс-экспресс» находится в кирпичной стене между платформами 9 и 10, то в действительности их разделяет железнодорожный путь. По этой причине для съёмок кинематографисты выбрали стену между платформами 4 и 5. |
В картине часто использовалась компьютерная графика, возможности которой в начале 2000-х были более ограничены. В числе прочего отрисовать пришлось парящие под потолком Большого зала свечи. Изначально кинематографисты планировали работать с сотнями настоящих свечей и даже сумели подвесить их на проволоку, однако огонь плавил металл, и свечи падали на столы. |
Связанные с квиддичем сцены создавались с использованием хромакея, а на этапе постпродакшена CGI-специалисты меняли зелёную ткань на необходимый фон. Вместо 142 движущихся лестниц в Хогвартсе на съёмках использовалась лишь одна. Также был подготовлен макет из нескольких маленьких лестниц. Актёров снимали на настоящих ступеньках, а дорабатывались сцены также на постпродакшене. |
Для создания движущихся портретов использовались как настоящие картины, так и изображения продюсеров, которые работали над проектом. |
А вот полувеликана Хагрида увеличивать с помощью компьютерных технологий не пришлось. Для съёмок нашли дублёра ростом более 2 м и построили две версии хижины героя: в маленькой снимали актёра, который и в самом деле в этих стенах казался великаном, а в большой — остальных героев. |
Важным элементом экранизации стала музыка. Композитором первого фильма был выбран Джон Уильямс, удостоенный премий «Оскар» за работу над проектами «Список Шиндлера», «Скрипач на крыше», «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда», «Инопланетянин» и «Челюсти». Прежде чем нанять композитора, ему предложили написать музыку для рекламы фильма. Вскоре он представил композицию, получившую название Hedwig’s Theme. В итоге она не только вошла в картину, но и легла в основу саундтреков следующих фильмов о Гарри Поттере, а также спин-оффов «Фантастические твари». |
«Я помню, когда впервые услышал заглавную музыкальную тему. Стало сразу ясно, что это то, что нужно. Она чувствовалась очень подходящей, в достаточной мере величественной и волшебной», — рассказывал один из продюсеров картины. |
Также Джон Уильямс выступил автором таких запоминающихся композиций, как Leaving Hogwarts, Harry’s Wondrous World, Nimbus 2000. Он работал над первыми тремя фильмами серии. |
Долгий кастинг и трудности работы с детьми |
Кастинг на роль Гарри Поттера занял практически год. Студия получила около 40 тыс. заявок от детей, желающих сняться в многообещающем фильме. За роль боролись в том числе такие известные дети-актёры, как Джейк Ллойд («Звёздные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза»), Лиам Эйкен («Мачеха»), Хэйли Джоэл Осмент («Форрест Гамп», «Шестое чувство»). Однако они граждане США, а Джоан Роулинг настояла, чтобы все роли в проекте исполняли британцы (за исключением тех, чья иная национальность обусловлена сюжетом). |
Роль Поттера досталась Дэниэлу Рэдклиффу, к тому моменту снявшемуся в мини-сериале «Дэвид Копперфилд». Крис Коламбус утверждал, что Рэдклифф — именно тот, кто ему нужен, да и сам мальчик мечтал об актёрской карьере. |
Однако родители Рэдклиффа выступили против его участия в съёмках, поскольку полагали, что слава может пагубно повлиять на ребёнка. Коламбусу и Хейману пришлось лично их уговаривать пойти навстречу кинематографистам. После того как режиссёр пообещал, что защитит их сына от давления, родители согласились. |
Рона Уизли и Гермиону Грейнджер, друзей Гарри Поттера, сыграли Руперт Гринт и Эмма Уотсон, которые до съёмок участвовали лишь в школьных спектаклях. Крис Коламбус отмечал, что работать с детьми первое время было непросто, поскольку они, будучи новичками в кино, «произносили реплику, смотрели в камеру и улыбались». «В первую неделю они были просто в восторге от того, что снимаются в «Гарри Поттере», для них это значило очень многое, поэтому они просто улыбались, как заворожённые», — рассказывал режиссёр. |
Ключевые роли в фильме также исполнили Ричард Харрис (Альбус Дамблдор), Мэгги Смит (Минерва Макгонагалл), Алан Рикман (Северус Снегг), Робби Колтрейн (Хагрид), Мэттью Льюис (Невилл Долгопупс), Том Фелтон (Драко Малфой). В продолжениях к команде проекта присоединились такие известные британские актёры, как Рэйф Файнс, Джейсон Айзекс, Гари Олдман, Дэвид Тьюлис, Эмма Томпсон, Миранда Ричардсон, Хелена Бонем Картер и многие другие. |
Фильм vs книга |
Джоан Роулинг принимала активное участие в экранизации «Гарри Поттера», а потому фильм представляет собой достаточно точное воспроизведение книги. Тем не менее поклонники нашли в киноленте много отличий от романа. |
По книге Поттер наследует зелёные глаза своей матери Лили, что неоднократно подмечают другие персонажи. Однако в фильме у Гарри в исполнении Дэниэла Рэдклиффа глаза голубые. Узнав, что на зелёные линзы у актёра проявляется сильная аллергическая реакция, Джоан Роулинг согласовала новый цвет глаз для главного героя. При этом писательница отметила, что сходство матери с сыном является важнейшим аспектом книги и должно быть учтено при кастинге на роль Лили Поттер: «(Очень важным было то, что) у него были глаза матери. Поэтому при подборе (актрисы) на роль Лили должно быть сходство». |
Позднее требование Роулинг всё равно нарушили: в фильме «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II» юную Лили сыграла кареглазая Элли Дарси-Олден. Ошибка не укрылась от пользователей социальных сетей, которые сделали из неё предмет для шуток. |
Среди других изменений, связанных с внешностью героев, можно отметить улыбку Гермионы Грейнджер: в книге её описывают как девочку с длинными передними зубами, из-за чего на съёмках Эмме Уотсон сперва предложили носить специальную накладку. Вскоре режиссёр отказался от этой идеи, поскольку с ней актриса с трудом говорила: «Я понял, что она никак не сможет весь фильм играть с этими огромными искусственными зубами во рту». |
Среди более серьёзных отличий фильма от книги — отсутствие в истории полтергейста Пивза. В картине «Гарри Поттер и философский камень» персонажа мог сыграть английский комик Рик Майял, который даже успел сняться в нескольких сценах. Тем не менее кадры с участием Пивза в фильм не включили, а на change.org впоследствии появилась петиция к Warner Bros. Pictures с требованием показать вырезанные сцены. |
В фильм также не вошли некоторые испытания, которые пришлось преодолеть волшебникам на пути к философскому камню. В экранизации Гарри и его друзья сталкиваются с меньшим количеством препятствий, чем в книге: среди исключённых сцен — логическая загадка профессора Снегга, которую решает Гермиона. |
Реакция кинокритиков |
Первый фильм о Гарри Поттере получил множество оценок со стороны зрителей и критиков, и далеко не все были положительными. |
Некоторые эксперты отметили точность, с которой режиссёр подошёл к экранизации книги. Ричард Корлисс, кинокритик Time, назвал картину «удивительно достоверной версией с хорошо подобранными по типажу актёрами», а Джами Бернард из Daily News описала ленту как «слишком правильную». Авторы сошлись во мнении, что стремление Коламбуса буквально воспроизвести книгу отчасти повредило фильму. «Он сделан исключительно по книге, и в этой роли спутника ему не хватает хотя бы частички собственной души», — полагала Бернард. |
Критик Los Angeles Times Кеннет Туран охарактеризовал картину как копию, имитирующую великое произведение: «От золота в «Гринготтсе», надёжном банке, управляемом гоблинами, до кентавра, скрывающегося в Запретном лесу, который примыкает к школе чародейства и волшебства Хогвартс, — всё показано настолько так же, как и написано, что «Гарри Поттер и философский камень» начинает напоминать одну из тех фантастически точных копий великих произведений искусства, над которыми трудятся художники-любители в галереях музеев». |
В то же время критик Variety Тодд Маккарти указал на высочайший уровень ожиданий, с которыми пришлось столкнуться авторам экранизации «Гарри Поттера»: Маккарти отметил, что такое же давление печатного оригинала было характерно разве что для «Унесённых ветром». По его мнению, Крис Коламбус с задачей справился. |
Несмотря на замечания, эксперты почти единодушно признали значимость первого фильма для судьбы всей франшизы. Тем более что съёмки второй части начались уже через два дня после выхода дебютной ленты. |
«Философский камень» — лишь первая часть, в ближайшие годы нас ждёт ещё больше волшебства. Но первое появление Гарри Поттера на экране — это сильный блокбастер», — писала Джами Бернард. |
Продолжение истории |
Всего по мотивам семи книг о Гарри Поттере вышло восемь картин (последняя часть «Гарри Поттер и Дары смерти» была разделена на две киноленты). После событий первого фильма главные герои продолжают обучение в школе Хогвартс и сталкиваются с новыми испытаниями в борьбе с лордом Волан-де-Мортом. По мере того, как юные волшебники совершенствуют свои знания и умения, противостояние становится всё серьёзнее — вскоре Гарри и его друзья оказываются в центре новой войны за магический мир. |
Поклонники серии отмечают, что с каждым новым фильмом история становилась всё более мрачной — не столько с точки зрения сюжета, но и визуально. Ощущение зрителей подтвердилось, когда сервис Moviebarcode опубликовал сжатые кадры из всех картин франшизы: цвет получившейся ленты переходит от тёплых тонов к холодным и тёмным кадрам финала. |
После Криса Коламбуса экранизацией книг занимались несколько режиссёров. «Узника Азкабана», третью часть франшизы, поставил Альфонсо Куарон, а «Кубок огня» — Майкл Ньюэлл. Затем за поттериану принялся Дэвид Йейтс. Ему принадлежат четыре последних фильма о Гарри Поттере, а также спин-оффы «Фантастические твари и где они обитают» (2016) и «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» (2018). |
В сиквеле о маге-зоологе Ньюте Саламандере рассказана история, произошедшая задолго до рождения Поттера. В фильмах фигурируют некоторые знакомые герои из старшего поколения волшебников — например, Альбус Дамблдор. На данный момент выпущено две ленты, ещё три находятся в разработке. |
Интересно, что ни один фильм о Гарри Поттере так и не получил премию «Оскар». Из всех картин, связанных с магической вселенной Роулинг, статуэтку дали только спин-оффу «Фантастические твари и где они обитают» - за лучшие костюмы. |
Кассовые сборы |
Несмотря на некоторые замечания рецензентов, сборы «Гарри Поттера» продемонстрировали однозначный успех картины. За первые выходные проката в США, Великобритании и Тайване, где фильм вышел раньше всего, лента собрала почти $114,2 млн. |
Общие сборы «Гарри Поттера и философского камня» в прокате составили $974 755 371, затем фильм несколько раз перевыпускали. После повторного запуска в Китае в 2020 году касса превысила $1 млрд. |
«Мы очень рады, что фильм «Гарри Поттер и философский камень» нравится новому поколению зрителей, — отмечал Эндрю Криппс, глава отдела международной дистрибуции Warner Bros. Pictures. — Популярность фильма среди зрителей в Китае, которые открывают его для себя впервые, подтверждает универсальность и вневременной характер этих историй». |
Среди миллиардеров кинопроката присутствует и другой фильм о волшебнике: финальная часть истории «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II» собрала $1 342 321 665. Суммарно поттериана принесла Warner Bros. более $7,7 млрд и вошла в число самых кассовых серий в истории кино. |
Коммерческие успехи и высокая популярность франшизы обеспечивают её постоянное развитие. Так, The Hollywood Reporter сообщали о том, что HBO Max и Warner Bros. планируют запуск сериала по мотивам книг и фильмов о Гарри Поттере. И хотя компания не подтвердила эти слухи, СМИ называют расширение магической вселенной приоритетной задачей для студии. |
Доказательством этого тезиса можно считать скорый запуск ролевой игры «Хогвартс. Наследие», релиз которой намечен на 2022 год. Действие развернётся в Хогвартсе в 1800-е, до рождения Гарри Поттера и до событий, описанных в книгах Роулинг. Писательница прямого участия в создании сюжета не принимала. Игру выпустит Warner Bros. Games под маркой Portkey Games. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|