Дом, который построил Бог
|
|
Что с точки зрения современной науки скрывается за сотворением мира?
|
|
В свое время «Илиада» Гомера стала путеводной звездой для археолога Генриха Шлимана, отыскавшего легендарную Трою, руководствуясь исключительно текстами древнегреческого стихотворца. Точно так же библейское сказание о сотворении мира способно помочь исследователям решить многие загадки истории нашей планеты.
|
|
В Библии говорится, что Бог сотворил мир за 6 дней. Но значит ли это, что именно тогда Бог и создал Землю? Согласно фактам, накопленным наукой, и ее теориям развитие Земли длится вот уже примерно 4,5 млрд. лет.
|
|
Конечно, библейские аллегории понимать буквально нельзя. Они нуждаются в интерпретации. Например, в первой книге Библии «Бытие», которая начинается рассказом о сотворении мира, говорится, что первые люди на Земле жили по 1000 лет. Мы знаем, что биологически это невозможно. Поэтому прежде всего возникает вопрос: что понимается в Библии под годом - земным годом? И что означает библейский день?
|
|
Современная геологическая наука делит историю развития Земли на шесть крупных эр. Вспомните, мы когда-то учили их в школе: догеологическую, архейскую (древнейшую), протерозойскую (первичной жизни), палеозойскую (древней жизни), мезозойскую (средней жизни) и кайнозойскую (новой жизни).
|
|
А ведь и библейских дней сотворения мира тоже шесть. Правда, надо сказать, что рубежи эр и дней в одних случаях совпадают, а в других - нет. По мнению геолога Анатолия Кузнецова, это объясняется несовершенством геологического познания.
|
|
Историческая геология находится пока в стадии развития. Многое в ней неясно и спорно, тогда как Библия - незыблемый догмат веры. И Анатолий Кузнецов позволил себе предположить, что, если геология вслед за Библией ставит и решает одни и те же задачи о сотворении Земли, логично допустить, что под библейским днем сотворения мира подразумевается некий этап историко-геологического развития нашей планеты.
|
|
Итак, обратимся к Библии.
|
|
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Бог сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью.
|
|
Как считает А. Кузнецов, наша планета, вероятно, существует не менее 7 млрд. лет. День первый сотворения мира отождествляется с ранним периодом догеологической эры, которая длилась 2-2,5 млрд. лет. Из них от ста до нескольких сот миллионов лет современные ученые отводят на формирование Земли, Луны и других планет Солнечной системы из первичного газопылевого облака, вращавшегося вокруг Солнца. С образованием земной тверди возникает понятие неба. А под разделением света (дня) и тьмы (ночи) подразумевается вращение Земли вокруг ее оси и одновременно вокруг светила - Солнца.
|
|
Перейдем ко ВТОРОМУ ДНЮ. Бог создал твердь небесную «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью».
|
|
На языке науки это соответствует процессам, происходившим в поздний период догеологической эры, когда завершалось формирование земной атмосферы, гидросферы, первичной земной коры, мантии и ядра. Объем планеты постепенно увеличивался за счет поглощения частиц густого газопылевого облака, а разогрев достиг такой степени, что отдельные участки ее поверхности стали плавиться и возникли очаги магмы. Постоянно происходили излияния горячей лавы из недр, землетрясения; вулканические, атомные и термоядерные взрывы сотрясали планету. Из Космоса на земную поверхность обрушивались ливни метеоритов. Из недр земли били ядовитые струи сероводорода, выделялись пары серы, хлора, фтора, углекислоты и водяные пары. Молодая, только начавшая формироваться атмосфера была до отказа насыщена электричеством. Невиданной силы ураганы и грозы свирепствовали на планете. Мощный слой облаков закрывал солнечный свет, атмосфера была насыщена пылью. Когда более 5 млрд. лет назад из атмосферы стали выпадать жидкие осадки, они, едва коснувшись раскаленной поверхности земли, тут же испарялись. Земная кора начала коробиться впадинами и возвышенностями, где впоследствии, когда планета стала остывать, заплескались волны океанов и возникли материки.
|
|
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Бог собирает поднебесную воду в одно место и являет сушу. Называет сушу землей, а собранные воды - морями. Создает растительность.
|
|
Совершенно очевидно, что третий день отвечает длительному периоду, охватывающему архейскую эру, а также ранний и средний периоды протерозойской эры. Каждая эра длилась порядка 2 млрд. лет, а периоды, соответственно, - по 600 и 300 млн. лет.
|
|
Когда около 4,3 млрд. лет назад закончились процессы формирования первичной земной коры, состоящей из базальтов, а также океанов и морей, появились необходимые предпосылки для зарождения жизни. В эпоху возникновения первичной жизни атмосфера и воды морей Земли были бескислородными, а солнечный свет не достигал поверхности планеты. Очевидно, древнейшие жизненные формы были вирусоподобными. Их жизненные процессы шли при помощи тепла, выделяемого из недр Земли, а также радиоактивного и космического излучений. Первичные организмы, вероятно, паразитировали на массе органики, которой была насыщена водная среда. Появились бактерии, затем сине-зеленые водоросли, способные жить в условиях острого дефицита кислорода и солнечной радиации. Они оказались способны выделять кислород.
|
|
Конец протерозойской эры ознаменовался мощными горообразовательными движениями, разрастанием материков и общим повышением суши. С появлением кислорода в воде и атмосфере зарождаются простейшие насекомые, бурно развиваются водоросли. Суша представляла собой сложенные из лавовых потоков пустынные плоскогорья, над которыми возвышались конусы гигантских вулканов и остатки лунообразных кратеров, обрамленные по краям складчатыми горами, разрушаемыми водой и ветрами. На дне мелководных морей появились черви, кораллы, губки, иглокожие, морские звезды, моллюски, медузы. Произошло еще одно важное событие: на Земле резко похолодало.
|
|
Тут просто невозможно не отметить, что в отношении континентов и океана сходство Божьих деяний во время третьего дня сотворения мира и реального этапа истории Земли - идеальное. Но в Библии сказано: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так».
|
|
В отношении описания растительности есть разночтения. Какой была растительность, в Библии говорится слишком общими словами. Ученым же известно, что в девонском периоде палеозойской эры, длившемся 405-345 миллионов лет, появились предки плаунов, примитивные папоротники и хвощи. Это были травянистые растения, а представители древесных пород возникли лишь в конце девона. Но Библия использует понятия «семя», «дерево», «плод», из чего любой специалист должен сделать вывод, что имеются в виду высшие голо- и покрытосеменные растения. Первые из них появились в палеозойскую эру, вторые - в мезозойскую, то есть много позже раннего и среднего протерозоя. Они требовали для существования насыщенной кислородом атмосферы наличия озонового слоя и достаточной солнечной радиации. Поэтому, надо полагать, нельзя понимать применительно к Библии эти термины буквально. Книга книг - не научное исследование, а рассказ о развитии жизни на Земле, очень простой рассказ, понятный людям далекого прошлого.
|
|
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды».
|
|
Четвертый день, по мнению геолога Кузнецова, совпадает с поздним периодом протерозойской эры, который длился примерно 1030 млн. лет. На этом этапе атмосфера Земли становится прозрачной, земная твердь после длительного мрака предыдущих этапов обогревается лучами Солнца, освещается светом Луны и звезд. Поэтому аллегорическое описание божественного деяния четвертого дня становится вполне естественным и понятным. Иначе зачем потребовалось бы Богу заново создавать Солнце, отделять день (свет) от ночи (тьмы)? Ведь это деяние было проделано им в первый день сотворения мира.
|
|
На ПЯТЫЙ ДЕНЬ Творец заселяет моря пресмыкающимися и рыбами, а землю - птицами.
|
|
Этот день охватывает палеозойскую эру, ранний и средний периоды мезозоя. Палеозой длился 330, а мезозой - 173 млн. лет. Просветление атмосферы и ее азотно-кислородный состав обусловили эволюционный взрыв в развитии земной жизни: появление рыб, рептилий и птиц. До того жизнь 3 млрд. лет «топталась» на уровне вирусов, бактерий и простейших водорослей.
|
|
И, наконец, ДЕНЬ ШЕСТОЙ. Бог создает скотов, гадов, зверей, а затем - человека.
|
|
Шестой день соответствует позднему периоду мезозойской эры и кайнозойской эре, который длился 67 млн. лет. В позднем мезозое, в меловом периоде, зародились млекопитающие, а затем, в плейстоцене, продолжавшемся 2 млн. лет, появился человек.
|
|
И только на СЕДЬМОЙ ДЕНЬ «человек разумный» заселил Землю. Тогда, собственно, и завершилось библейское сотворение мира. Возможно, с этого времени следует начинать отсчет седьмого библейского дня, когда Бог почил «от всех дел Своих».
|
|
Обычно после такого рассказа ученого-геолога ему задают вопрос: каким образом древние люди, не владевшие фундаментальными научными знаниями, могли описать столь точно грандиозную картину сотворения мира? Описать так, что и спустя тысячелетия она находит свое подтверждение в исторической геологии? Анатолий Кузнецов отвечает: древние ничего не смогли бы описать без помощи Всевышнего. Все знания, которые поражают нас, когда мы читаем Библию, были даны избранникам путем прямого откровения (или, как говорят сегодня, контакта) Всевышнего.
|
|
В поисках души
|
|
Многие люди полагают, что именно наука в первую очередь подтверждает материалистический взгляд на Вселенную и человека. Но соответствует ли это истине? Если обратиться к собственным (оригинальным) высказываниям выдающихся ученых последних нескольких столетий, то выясняется, что они никогда не противопоставляли Бога и науку. Бог всегда стоял над Миром, ибо создал его. Об этом пишут те, кто в науке, быть может, «приблизился» к Богу ближе всего: великие исследователи мира Альберт Эйнштейн, Нильс Бор и многие другие. Ведь великие физики старались понять, по каким законам устроена Вселенная, иначе говоря, по каким законам ее устроил Бог. Но исследуют они этот вопрос, конечно, не в учебниках для средней и высшей школы.
|
|
Несколько слов о самом материализме. Понятие это очень общее, расплывчатое, каждый человек вносит в него свой собственный смысл. И мало кто задумывается или знает, что на самом деле материализм по своей сути ничем не отличается от какой-либо религии, потому что в основе его тоже лежит вера. Абсолютно непостижимая вера в материю как единственный источник всего бытия мира и человека.
|
|
Итак, материализм - это признание источником нашей жизни не Бога, а материи. Данная вера тоже имеет своих «пророков», учителей, праведников, свои доктрины, реликвии, «ереси» - буквально все то, что и религия. Есть лишь одно отличие: религия дарует человеку вечную жизнь, а материализм лишает ее.
|
|
Но самое опасное в материалистическом взгляде на мир даже не это. Вера в материю, как абсолютный источник бытия, полностью уничтожает нравственный смысл жизни. Материя равнодушна к добру и злу, не может взывать к высотам духа, никогда не искала и не станет искать ни от кого любви, преданности, верности. Она не обличает зла, не открывает смысла жизни и не ограничивает человеческого бессмыслия.
|
|
Всему этому учит только вера в Бога, стремление к духовному совершенству, боязнь посмертного наказания за грехи. Чтобы понять это, достаточно представить, каким был бы мир, в котором действуют исключительно материальные законы и взгляды: если нет ни доброй воли, ни страха перед Высшей силой, значит, все дозволено. К чему это приводит, хорошо можно понять на примере России, где складывавшаяся веками культура была уничтожена большевиками, а их идеология, в свою очередь, сметена тем, чему название одно - смутные времена....
|
|
Так почему же мы еще не уничтожили друг друга? Быть может, потому, что наш подлинный Создатель, подлинный Источник Жизни - Бог, одухотворяя плод в чреве матери, дает человеку не только тело, но и дух. Не просто верящий, но знающий правду и о Творце, и о подлинном мироустройстве, его законах, о добре и зле. Это его голос - голос собственного духа, мы считаем голосом совести.
|
|
Материализм, как любое отступление от истины, присущее нашему разуму, не в состоянии заглушить голос духа окончательно. К тому же атеистический взгляд на мир на самом деле куда «моложе», чем принято думать. Во всяком случае, идолом человеческой истории он сделался совсем недавно. В древние века люди поклонялись материи в ее раздельных видах: отдельно камню, отдельно дереву, золотому тельцу, огню, звездам, «богам», сделанным собственными руками. И только благодаря стараниям французских энциклопедистов XVIII века, а затем немецких натуралистов XIX в Западной Европе возникла вера в материю, как последний источник добра, мудрости, всех законов и всей правды жизни. Правды ли?
|
Михаил БУРЛЕШИН,
|
кандидат геолого-минералогических наук
|
|
18,Тайная Власть 2005
|