Путь отшельника
|
|
С незапамятных времен Тибет притягивал умы ученых и мистиков со всех концов света. Лабсанг Рампа по сути является единственным человеком, который смог прикоснуться к тайнам Тибета настолько, насколько это возможно для европейца. Его книги автоматически становились бестселлерами, и, тем не менее, сам автор заявляет, что он раскрыл лишь малую долю того, о чем молчат посвященные Тибета.
|
|
Школа терпения
|
Среди мировых религий буддизм, по мнению многих богословов, является самой мирной религией. Действительно последователи Будды, то есть Просветленного, никогда не навязывали своей веры другим, не обращали неверных в истинную веру, не устраивали завоевательных походов во славу своей религии.
|
Основатель религии Будда будучи принцем Гаутамой из племени Шакья создал свою религию на основе индуистских вед. Он принес новое учение о совершенствовании скрытых возможностей человека, но при этом не отрицал старых богов индуистского пантеона. Буддизм никогда не насаждался огнем и мечом, но при этом приобрел огромное количество последователей у разных народов.
|
|
Монахи немногочисленных тибетских монастырей ведут замкнутый и довольно размеренный образ жизни. С внешним миром они сообщаются только тогда, кода в обитель приходит очередной караван с продовольствием. Никаких других средств общения с внешним миром у монахов не существует. Жизнь монастыря размеренна и нетороплива. День начинается с молитвы и ей же заканчивается. Между молитвами монахи выполняют необходимую для существования монастыря работу и предаются медитациям, то есть уходу в другие слои реальности.
|
|
Жизнь монастыря напоминает потусторонний мир. Кроме молитв невозможно услышать ни одного лишнего слова. В одной из своих книг Рампа отмечает необыкновенную замкнутость монахов. Можно потратить часы на разговор с монахом, при этом он будет внимательно слушать собеседника, но не произнесет ни одного слова.
|
|
Действия монахов не лишены смысла. Своим молчанием они проверяют стойкость собеседника. По мнению монахов мир суетен и добиться понимания высшего смысла можно лишь терпением. А человек нетерпеливый, желающий знать все и сразу, не достоин владеть высшим знанием. И поэтому Рампе потребовались долгие месяцы терпеливого молчания, чтобы просто поговорить с тибетскими монахами о простых повседневных вещах.
|
|
Это тяжелое испытание помимо этического несет и сакральный, мистический смысл. Казалось бы отрешенный неземной взгляд монаха, направленный в иные пласты реальности, на самом деле смотрит в души собеседника и читает его самые сокровенные мысли. Если, человек пришел в обитель, гонясь за очередной сенсацией или просто ради любопытства, то тайны останутся сокрытыми для него навсегда. Только пришедшему ради знания, ради совершенствования своей души будут открыты тайны Тибета.
|
|
В добровольном заточении
|
Об отшельниках монахи всегда отзываются с уважением. Избравший этот путь монах уже при жизни считается подобием христианского святого. Об отшельниках тибетские монахи говорят крайне мало и неохотно, поскольку это является одной из самых сокровенных тайн. Собирая скупые сведения из обрывков разговоров, Рампа пытался понять, что представляют собой отшельники.
|
|
Монахом одного из тибетских храмов может стать далеко не каждый. Здесь не играет роли социальное положение. Все мирское остается за стенами храма. И кроме одежды, теплого одеяла и миски монах ничего не имеет.
|
|
А отшельниками становятся единицы из тех немногих, кто был принят в один из буддистских храмов Тибета. Не существует ни посвящения в отшельники, ни специальных критериев отбора. Просто однажды к настоятелю храма приходит один из послушников и говорит, что хочет стать отшельником. Слово у монахов имеет ту же силу, что и мысль, поскольку помыслы монахов открыты друг другу. И печать избранности хорошо видна настоятелю.
|
|
Отшельников условно можно разделить на два типа, каждый из которых является сугубо индивидуальным путем ищущего просветления. Этот путь выбирает не сам человек, а его высшая сущность, душа. Она выбирает не самый короткий, а самый оптимальный путь к познанию. Часть отшельников удаляется в пещеры, коих в Тибете существует очень много. Эта категория отшельников не дает обет молчания. Они общаются с приходящими.
|
|
Стоит отметить, что обычные люди относятся к монахами, а тем более, к отшельникам, с огромной долей почтительности. Еда для отшельника доставляется бесплатно. Более того, нередко купеческие караваны специально прокладывают путь таким образом, чтобы попасть к отшельнику. Встреча с ним дарует не только безопасность на горных тропах, где постоянно случаются обвалы, но и приносит мудрость. Ибо в каждом его слове есть частичка просветления. А попусту отшельники слов не тратят.
|
|
Но самым суровым испытанием для тела и духа является второй тип отшельничества. Избравший его, добровольно позволяет себя замуровать в небольшой хижине, лишив не только общения, но и солнечного света и свежего воздуха. Обет молчания навечно закрывает уста избранного и только молчаливый страж приносить пищу в узкое отверстие в стене.
|
|
Решивший добровольно заточить себя, должен сообщить об этом настоятелю храма. После этого будущий отшельник из числа монахов избирает себе стража, человека, от которого будет в последующем зависеть его жизнь. В древние времена отшельник и страж сами строили хижину. После этого в одну из комнат заходил отшельник, а страж закладывал ее камнями, оставляя лишь небольшое отверстие для того, чтобы передавать ему воду и еду.
|
|
Помещение для жизни очень маленькое - всего пару шагов в длину и ширину. Свет туда проникает через небольшое отверстие в замурованной стене, когда страж приносит еду. Происходит это раз в неделю. Пища самая простая – на неделю миска тцампы и кружка воды. И больше ничего! Воздух в комнате обновляется всего лишь один раз в неделю. Так что отшельник помимо голода и холода испытывает постоянную нехватку кислорода.
|
|
По мнению цивилизованного человека, подобное истязание плоти бесчеловечно и не может нести никаких духовных ценностей. Однако тибетские монахи считают - чем больше страдает плоть, тем сильнее становиться дух.
|
|
Отшельник, «отключенный» от окружающего мира, начинает видеть его по-иному. Зрение отбирает темнота, но обостряется слух. Со временем он начинает слышать, как бежит кровь по венам, а звук отодвигаемого кирпича в стене становиться похожим на звук камнепада. Мышцы постепенно атрофируются, и единственное, на что остается способен монах, подойти и взять порцию еды. Недостаток кислорода погружает его в состояние транса и постепенно он обретает духовную свободу, ради которой принял добровольное заточение.
|
|
Освобождение души
|
Человек рожден свободным, он вправе выбирать свой жизненный путь, поскольку душа не может находиться в заточении. Все наши действия - это всего лишь попытки души реализовать себя через бренное тело. Но что станет с душой, когда тело заточено в добровольной неволе, не может общаться с себе подобными и реализовывать себя?
|
|
Жизнь еще теплиться в человеке, но для прочих он уже мертв. Руки едва могут взять в руки миску, глаза давно уже не видели ничего кроме темноты, слух улавливает малейшие вибрации. И тогда душа, не в силах стерпеть одиночества, вырывается на свободу. Тибетские монахи считают, что лишь таким образом, сохраняя физическое существование на гране смерти, можно позволить душе путешествовать, возвращаясь для того, чтобы раз в неделю помочь материальной оболочке существовать и дальше.
|
|
Сначала душа отшельника путешествует по знакомым по прежней мирской жизни местам. Это своего рода адаптация, позволяющая разуму обрести контроль над своей духовной сущностью. Настоятели тибетских монастырей не скрывают, что общаются с душами отшельников. Это подтверждает и тот факт, что в обители с удивительной точностью узнают о смерти отшельника и посылают монахов для совершения обряда.
|
|
Обитель и хижина расположены далеко друг от друга и потому узнать о смерти ее хозяина можно лишь в тот момент, когда душа приходит проститься. Для тибетских монахов это стало частью реальной жизни и лишь у посторонних вызывает удивление. Страж вместе с монахами разбирает кладку и вытаскивает тело отшельника. Местность Тибета камениста и поэтому похоронить в земле не представляется возможным, дрова же слишком ценны для живых, чтобы их тратить на мертвых. Тело умершего расчленяют и оставляют грифам. Буквально через считанные часы от него не остается и следа.
|
|
Но перед тем, как его тело сожрут голодные стервятники, отшельник успевает многое. Его душа, незримо обойдя Тибет, устремляется дальше. Перед освобожденной душой открывается вся Земля. В считанные мгновения душа перемещается между континентами. Она способна заглянуть в любой уголок земли. Ведь расстояния для чистого духа не имеют преград. А за пределами нашего мира для души открываются бесконечные пространства иных миров, населенные совершенно другими существами, живущих по своим собственным законом.
|
|
Со смертью душа отшельника обретает большую свободу. Считается, что смерть для заточенного не является мучительным и страшным переходом, как для большинства смертных. Ведь по сути дела сам отшельник давно уже мертв и лишь забота о бренном теле заставляет его возвращаться в замурованную комнату. Таким образом преодолев физические страдания, душа оказывается более подготовленной для мира иного, тем самым избавив себя от более страшных духовный страданий.
|
|
Как отмечает Рампа, Тибет хранит множество загадок и тайн. Эти загадки бесконечны. И казалось бы неспешная жизнь монастырской обители открывает новые возможности духа, Просветления, о котором учил Будда. Однако знание это опасно для непосвященных, и потому даже самым терпеливым искателям открывается лишь малая доля непознанного.
|
|
|
|
Сергей Ветров
|
|
На грани невозможного 5,2006
|