Каменная Могила сильнее "Града"
|
|
|
"Трибуна", 12.05.2004, Москва, n81, стр.2
|
|
Автор: Сергей Ильченко
|
|
|
_*Мощные боеприпасы, пять дней (6-11 мая 2004 г.) вылетавшие из пламени пожара на артиллерийских складах под Мелитополем, не разрушили в окрестных селах ни одного дома.
|
|
Более того, никто не убит. Хотя сегодня уже известно, что все эти дни в зоне поражения находилось до восьмисот человек.*_
|
|
Их считали пропавшими без вести. Однако они живы. Когда начали рваться снаряды, селяне спрятались в погреба. Отказались бежать на военных грузовиках, потому что не захотели бросать хаты и скотину. Потеря домашнего хозяйства для большинства означает голодную смерть, а это еще страшнее, чем гибель под артобстрелом.
|
|
Зарплата украинского механизатора - двадцать долларов в месяц. Пенсии в три раза меньше, чем в России. Существовать на такие деньги практически невозможно. Спасает домашнее хозяйство. За земельные паи дают зерно и комбикорм. Коровы, красавцы-кабаны, птица есть на каждом дворе. Летом сады завалены падалицей абрикос и груш. Свиньи объедаются фруктами, сало получается сладким, нежным, необыкновенно вкусным. Как можно оставить эту мычащую и хрюкающую жизнь?
|
|
От взрывов тряслась земля, осыпались стенки погребов, осколки секли ветки черешен и под корень рубили виноградные лозы. А люди выбирали мгновения между разрывами, чтобы метнуться из погреба в сарай, подоить корову, кинуть в кормушки буряков и сена. Говорят, перепуганная животина не тронулась умом только потому, что хозяева были рядом. Если хочешь понять украинскую ментальность, лучшего примера не найти.
|
|
Пятнадцать сел в зоне поражения. Ударной волной вынесло все стекла, побиты крыши - но стены стоят. Зато сады и поля вокруг с дикой силой перепаханы металлом. Смертоносные "Грады" падали буквально рядом, при этом никого не задев! Свое неимоверное везение местные жители объясняют Божьей помощью и заступничеством Каменной Могилы.
|
|
Есть под Мелитополем уникальное место. Среди степной равнины возвышаются каменные напластования фантастической, какой-то инопланетной красоты. Все побывавшие здесь свидетельствуют о мощной энергетике этих дискообразных глыб. Народы приднепровской степи, от скифов до запорожских казаков, издавна поклонялись Каменной Могиле. Тут было ритуальное место сбора орды Крымского хана, именно отсюда после молений они уходили в набеги на Русь или Польшу.
|
|
Сейчас Каменная Могила стала заповедником. Ее посещают продвинутые московские и питерские интеллектуалы, спецы по биоэнергетике, уфологии и прочим загадочным вещам. Как бы то ни было, многие запорожцы убеждены, что это священные камни дали защиту окрестным селам. А главное, ни единого снаряда не упало на территорию Запорожской АЭС, которая стоит всего-то в сорока километрах от эпицентра беды.
|
|
Для тех, кто не верит подобного рода мистическому везению, есть более реалистичное объяснение спасения населенных пунктов вокруг сгоревшего артиллерийского склада: "Почему дома не порушило? Да хреновые у нас снаряды..."
|
|
Возможно, так оно и есть. Зато люди - золото. Кто-то из селян остался под огнем, но большинство все-таки были эвакуированы. Без документов, без одежды и еды их привезли в Запорожье. Город поднялся на помощь в первый же день.
|
|
Предприниматели разгружали машины продуктов, запорожцы волокли кастрюли с борщом и консервы. Постельные принадлежности, памперсы, женские прокладки - все оказалось нужным. 22 пункта приема помощи областного Красного Креста работали круглосуточно. Пришлось по радио специально благодарить и говорить: "Спасибо, хватит..."
|
|
По эвакуированным прошел слух: "Мародеры грабят хаты!" Действительно, в зоне поражения были задержаны две банды мародеров. Их на месте преступления взяли патрули МВД. Милиция сработала героически. Бронетранспортеров не хватало, служивые закрывали бронежилетами крыши своих "Жигулей" и ехали под осколки охранять чужое добро.
|
|
Под стражу взяты и двое военных, якобы виноватых в пожаре. Официальная версия стандартна - офицер и прапорщик резали железо автогеном, чтобы сдать в металлолом. То же самое сказали полгода назад, когда сгорели артсклады в Донецкой области. Среди начальства виноватых не нашлось.
|
|
Сергей Ильченко, д. Новобогдановка, Мелитопольский р-н, Запорожская обл.
|
|
+ + +
|
|
Каменные могилы - загадка Приазовья
|
|
Предыстория
|
|
Прежде всего следует оговориться, что данный заповедный комплекс, - это отнюдь не тот самый археологический памятник "Каменная Могила", расположенный под Мелитополем. Но впрочем, все по порядку.
|
|
Первоначально на май месяц действительно планировалась поездка в Мелитополь для установления истинности утверждений московского шумеролога А. Кифишина относительно зарождения шумерской, а значит, и индоевропейской цивилизации именно в том месте.
|
|
Однако во время поиска более полной информации выяснилось, что в Украине кроме мелитопольской "Каменной Могилы" существуют также "Каменные Могилы" на границе Запорожской и Донецкой областей. Наличие двух мест-синонимов, к тому же относительно недалеко друг от друга не могло не заинтересовать. Поездку в Мелитополь решено было перенести на следующее лето.
|
|
Историческая справка
|
|
Заповедник "Каменные Могилы основан 5 апреля 1927 г как особенная природоохранная территория местного значения. Его площадь составляет около 400 га, из них 300 га в составе Донецкой обл. и 100 га в Запорожской.
|
|
По площади и высоте - это наибольшая интрузия в Донбассе и Приазовье. Ее уникальные граниты не имеют аналогов в Мире. Их возраст около 2 млрд. лет. Цепь гор представлена Западной и Восточной грядой.
|
|
Среди почти 500 видов растений заповедника деревей голый и василек ненастоящебледночешуйчатый являются узкоареальными эндемиками, которые кроме территории заповедника больше нигде не встречаются. А папоротник-вудсия альпийский, кроме заповедника, не встречается ближе, чем за 1000 км от него.
|
|
На сегодня известно, что в древние времена это горное образование было культовым для представителей ямных, катакомбных и срубных культур. По всему периметру его окружает венок скифских курганных захоронений.
|
|
Легенды и действительность
|
|
Увы, как оказалось впоследствии, историческая ценность заповедника значительно преувеличена и носит пафосный характер. Каменные бабы, заботливо расставленные вдоль экскурсионного маршрута с культурами, населявшими окрестности "Каменных Могил" общего имеют довольно мало. Заповедник создавался в эпоху индустриализации и культивации степей под посевные площади, и поэтому к нему свозились все, что казалось историческими памятниками. Причем до попадания в заповедник большинство каменных скульптур служили фундаментами в строениях и другим целям. Поэтому очевидно, что привязки к местности у них не было и реальное историческое значение утрачено. Гипотезы историков о том, что именно "где-то тут" произошла знаменитая битва на речке Калке тоже не внушают доверия, поскольку не имеют достоверных археологических подтверждений.
|
|
Основываясь на легендах, историк Я.П. Новицкий писал:
|
|
_"До цихъ могылъ, було часто завертав архырей Гаврилъ въ трыдцятыхъ годахъ. Билля могилъ, кажуть, був колысь татарскый городъ, та запорожци зруйнувалы. Ямы та бугры, де булы татарськи мечети, и теперъ знать"._
|
|
Из местных легенд наиболее распространенная гласит про существование на месте Каменных Могил целой "горной страны" (!). Столица этого образования была заколдована злым колдуном, и развеять чары может только тот, кто принесет цветок папоротника, цветущего ночью.
|
|
Очевидно, что эта легенда появилась вследствие смешения и гиперболизации знаний предков и украинских народных обычаев.
|
|
Загадочные надписи
|
|
Наибольшей достопримечательностью заповедника Каменные Могилы, безусловно, является камень на вершине горы Острая, западная сторона которого покрыта загадочными письменами.
|
|
Увы, несмотря на явную уникальность символики и стиля исполнения камень не внесен в путеводитель по заповеднику и не упоминается ни в одном справочнике либо энциклопедии по украинской культуре и истории . Если первое еще объясняется тем, что камень принадлежит к "запретной" части заповедника, то второе скорее вызвано ничтожными ассигнованиями, выделяемыми отечественной археологии и довольно низкой читаемостью надписей.
|
|
Линейные размеры камня 130 на 80 см. Борозды, составляющие надписи, шириной около 1 см и глубиной до 1 см. Края углублений относительно гладкие и ровные. Камень целиком из розового гранита, поверхность на 80% покрыта различными видами мхов, что особенно усложняет анализ. Основной загадкой является ярко выраженный трезубец с симметричными размерами в центре композиции.
|
|
Цифры, начертанные слева от "трезубца" - предположительно 1828 либо 828. Вправо от "трезубца" находим литеры "Г" и (предположительно) "Д". Однако если эти числа означают дату создания надписей, то налицо две нестыковки. Первая состоит в том, что в 828 году славянская письменность только зарождалась и в украинских землях была сосредоточена только в Переяславе-Хмельницком.
|
|
Если же взять датой создания надписей 1828 год, то сразу возникает проблематика присутствия трезубца, поскольку во времена восстания декабристов эта часть украинских земель была под российской властью, которая подавляла любые проявления национализма. Тем более что трезубец вызывает намного больше вопросов, чем сами надписи. Его пропорции (см. схему) значительно отличаются от канонических пропорций украинского герба. Характерное исполнение с овальным равносторонним треугольником в центре не встречается нигде более. Поэтому можно высказать предположение, что надписи по обе стороны и ниже от трезубца были сделаны позднее. Это косвенно подтверждается тем, что многие буквы не вмещаются в пределах фронтальной стороны камня.
|
|
Относительно самих надписей. Как уже упоминалось, дешифровка сильно затрудняется тем, что камень, на котором они нанесены (как впрочем, и все гранитные образования заповедника) почти целиком покрыт различными видами мхов. Кроме того, на надписях сказалось действие выветривания. В отличии от "трезубца", литеры надписей выполнены без выдержки пропорций и в довольно примитивном стиле.
|
|
|
Надписи состоят из четырех строк без учета строки, содержащей трезубец. Первичный анализ позволяет сделать следующие выводы:
|
|
1. Литеры явно славянские, однако затруднительно могут быть отнесены к поздней кириллице.
|
|
2. Четко выделяющаяся на общем фоне литера "Х" имеет специфическое исполнение из двух парабол, нехарактерное для древнеславянской письменности.
|
|
3. То, что многие литеры не вмещаются в пределах лицевой стороны камня и довольно значительно отличаются по размерам, свидетельствует о том, что исполнитель надписей не просчитывал предварительно их расположение и работал без эскиза.
|
|
Итак, вот результаты дешифровки:
|
|
Нулевая строка: 1828(_ 828)
<трезубец>
Г...Д(?)
|
|
Первая строка: Н А Р(?) С О(?) Х Ъ(?)
|
|
Вторая строка: Р(О) Ь I(L I) О (б) И Ц (I Щ) О Ь (L) Х
|
|
Третья строка: Л(?) Ь(L) О(?) Р Ш Ь(?) Р(?)
|
|
Четвертая строка: Н Ь ...(Я?) И(?) С(?) d(?) В
|
|
Пояснения к таблице.
|
|
Ввиду замечаний к распознаванию символов, они в таблице представлены без учета относительных размеров и взаиморасположения. Наиболее четкое исполнение имеет первая строка, наиболее сложная к распознаванию - четвертая. В скобках указывается альтернативный вариант дешифровки. Знак вопроса в скобках после литеры означает сомнение в ее интерпретации. Наличие троеточия - отсутствие интерпретации (нулевая строка), попытка сопоставить символ кириллице (четвертая строка). Литера, записанная как "d" (четвертая строка) на самом деле представляет собой полукруг, который примыкает к широкой дуге в ее середине.
|
|
Гипотезы
|
|
Главная загадка наскальных надписей Каменных Могил состоит не в том, с какой целью, а когда и кем они были нанесены, в особенности трезубец.
|
|
Ведь он, по своему функциональному назначению, является атрибутом сугубо рыбного промысла. С вершин Каменных Могил хорошо видна река Кальчик. Некогда широкая в русле и полноводная, она не только обеспечивала водой и пищей близлежащие племена, но и являлась транспортной артерией, соединявшей их с азовским побережьем. Тогда трезубец могли нанести на камне племена, занимавшиеся рыбным промыслом. Также, именно через Приазовье проходил знаменитый путь "из варягов в греки". Поэтому трезубец вполне могли начертать приезжие варяги, а еще вероятнее - греки-колонизаторы, которым рыбный промысел был много ближе.
|
|
Однако возможен и иной вариант.
|
|
Еще Платон упоминал об атлантах - жителях затонувшего континента Атлантиды. Он называл их "детьми Посейдона". А символом Посейдона, как известно, был именно трезубец. Возможно, после гибели Атлантиды, часть ее обитателей сумела спастись, и поселилась на необжитых, но плодородных приазовских землях? Да и название праславян - анты, дает лишний повод задуматься о нашем с вами происхождении...
|