Сумасшедшедшие гении
|
|
"Человек дождя", "Карточный домик", "Восход Меркурия" - все эти фильмы объединяет общая особенность главных героев - аутизм. Название этого заболевания происходит от латинского слова autos - «сам». Аутизм – погружение в себя - встречается не так уж редко: по данным Всемирной организации здравоохранения — до 10-15 случаев на 10.000 детей, и эта тревожная цифра из года в год растет.
|
|
|
|
|
|
Странные люди
|
|
Аутисты – странные люди: их часто принимают за дебилов и даже определяют в специальные школы для умственно отсталых детей. Но там выясняется: ребенок обладают рядом интеллектуальных возможностей, не свойственных «обычным» людям. Это – гении, похожие на сумасшедших. Поэтому Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) приступило к исследованию необычных способностей аутиста Кима Пика, ставшего прототипом главного героя фильма "Человек дождя".
|
|
- "Человеку дождя" выполнят компьютерную и магнитно-резонансную томографию головного мозга, сравнив эти результаты с полученными в 1988 году, - рассказал журналистам руководитель программы доктор Сэмюэль Моррисон. - С помощью полученных данных ученые из НАСА намерены составить трехмерное изображение мозга Кима Пика. Тем самым они надеются установить природу гениальности аутиста, который проявляет выдающиеся способности сразу в 15 дисциплинах, в том числе в истории, литературе, математике, географии и музыке. Он с легкостью запоминает длинные ряды цифр, даты, телефонные номера, умножают и делит многозначные цифры, возводит их в любую степень и извлекает корни.
|
|
В то же время Пику с трудом даются самые простые действия: например, ему сложно одеваться самостоятельно, поддерживать разговор на повседневные темы, он не может сам сходить в магазин и боится переходить улицу.
|
|
Медики во всем мире бьют тревогу: в последнее время все чаще детям ставят диагноз "аутизм". В чем причина? Чтобы дать ответ на этот вопрос, надо понять, что скрывается в физиологии человека за интуитивными представлениями о гениальности. Существуют ли ограничения для роста мозга как основы разума человека?
|
|
В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, - Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн и Ньютон - ярчайшие примеры. Эйнштейн в детском возрасте держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем - от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела - патентное бюро в Берне. Именно там чиновник выполнил работы по специальной теории относительности.
|
|
На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем. Для аутичных личностей это не редкость. Научные результаты смогли закрепить только те из них, кому повезло в материальном плане. Питер Митчелл, автор одного из самых значимых открытий ХХ века - электрического объяснения энергетики жизни, что привело к Нобелевской премии, сумел закончить работу и опубликовать ее на свои средства только потому, что неожиданно получил наследство.
|
|
|
|
Погружение в себя
|
|
Понятие "аутизм" было впервые введено Э. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как "разобщенность человека с внешним миром".
|
|
Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг.
|
|
Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать, что скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет - во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения беременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.
|
|
В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, становится с каждым годом растет. Однако, неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия "аутичности".
|
|
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза); он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.
|
|
Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.
|
|
Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности - иногда просто гениальные - к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название "островков знания", а тех, кто ими обладает, называют "учеными аутистами". Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.
|
|
Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией - боязнью всего нового. Впрочем, у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией - например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.
|
|
Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.
|
|
Речь отличает негибкость "сделанность", "механистичность", "попугайность". Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка - эхоларирование, часто - отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.
|
|
При диагностике аутизма основным критерием является то, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребенка после 5 лет. Таким образом, если перечисленные отклонения обнаруживаются в более зрелом возрасте, следует в первую очередь подумать о шизофрении, а не об аутизме.
|
|
|
|
Сим-Сим, откройся!
|
|
Сейчас существует масса методик и наработок, направленных на лечение или коррекцию аутизма. Например, терапия общения помогает выработать у ребенка независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Здесь важно также способствовать выработке навыков общения посредством языка жестов и других различных методов (невербального общения).
|
|
Аудио-вокальная тренировка и аудио-обучение направлены на последующую адаптацию ребенка-аутиста так же, как и терапия конфликта, основным методом которой служит насильственное объятие "forceal holding", или холдинг-терапия. Этот метод также носит название "форсированной поддержки" и был впервые предложен М. Welch. Он состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т.к. именно отсутствие этой связи нередко считается основным нарушением при аутизме.
|
|
Аутизм нельзя называть ни болезнью, ни даже неполноценностью в обычном смысле этих слов. По мнению профессионалов, аутичные дети часто обладают незаурядными талантом и умом. Как сказал один из врачей отчаявшемуся родителю: «Вы должны достучаться до его внутреннего мира, поверьте, он стоит того». У этих детей замечательные творческие способности к музыке, поэзии, живописи, математике и т. д.
|
|
Многие воспитанники специалистов по аутизму после долгих лет трудной работы как бы «раскрываются», выносят в мир то, что так долго копили в себе. Некоторые из этих ребят учатся в консерватории, в элитных вузах, ибо обладают нетривиальной системой мышления. У аутизма есть несколько степеней сложности, но даже самые трудные дети дают надежду на адаптацию в том случае, если спохватиться уже при первых признаках неблагополучия.
|
|
Если аутизм у ребенка в легкой форме, то мама может ликвидировать все проблемы самостоятельно. В сложном случае без специалиста обойтись будет трудно, а иногда даже невозможно. В Москве этой проблемой занимаются пока только в трех учреждениях: в Центре лечебной педагогики, Центре психического здоровья и в Институте коррекционной педагогики.
|
|
И, конечно, самое главное - не терять бодрости духа и уверенности в победе своей и ребенка, у которого есть шанс реализовать свои незаурядные способности с вашей помощью. Один из специалистов по аутизму сказал: «Да вы загляните в МГУ, там же сплошь наши бывшие клиенты, причем в основном среди профессуры!»
|
|
|
|
Ю.Бабаева, А.Войскунский,
|
МГУ, факультет психологии.
|
|
На грани невозможного 26(357),2004
|