Делали ли алхимики золото?
|
Этот наивный вопрос вызовет, скорее всего, прямо противоположные ответы. Немногочисленные энтузиасты будут утверждать: конечно же, делали! И даже сейчас еще существуют монеты, на которых написано, что они сделаны из золота, полученного алхимическим способом. Другие, представляющие рационалистически мыслящее большинство, не менее убежденно будут твердить: все алхимики были в лучшем случае шарлатанами, а в худшем - мошенниками, и алхимия вообще не наука, а сумасшедшая мать примерной дочери - химии.
|
|
Чтобы не ввязываться сразу в бурную полемику, попробуем начать с более простого вопроса: а можно ли получить золото из чего-то другого?
|
|
Простейший ответ, вроде "нет, ведь если бы кто-то знал, как это делается, то наделал бы его в огромных количествах", нас не устроит. Ведь несомненно, что сегодня мы не знаем многих секретов, которые были известны мудрецам и магам древности и даже простым ремесленникам. При всей мощи и совершенстве современной строительной техники мы не в состоянии соорудить пирамиды, повторяющие египетские, хотя они возведены тысячи, а то и десятки или даже сотни тысяч лет назад.
|
|
То, что мы сейчас не можем воспроизвести многие алхимические опыты, не должно приводить нас к выводу, что это невозможно в принципе. Конечно, превращения свинца или ртути в золото невозможно добиться в химических реакциях. Но это говорит только о том, что "дочке" химии еще очень далеко до ее "матери".
|
|
Более того, составляющие вещество химические элементы в процессе химических реакций не изменяются "по определению" - на этом основана вся химия. Например, если в реакции участвует поваренная соль (NaCl), состоящая из натрия и хлора, то в результате мы получим вещества, которые будут содержать и натрий, и хлор, причем точно в тех же количествах, что и до реакции. Так что с точки зрения химии превращение свинца в золото просто абсурдно.
|
|
Но! Возьмем два куска урана-235 и соединим их друг с другом. Если их суммарная масса окажется больше критической, то последует взрыв. Реакция деления урана, которая идет в нем постоянно, становится цепной, лавинообразной, и вызывает бурное выделение энергии, дающее взрыв. Но если бы после взрыва нам удалось собрать все осколки и все, что получилось в результате, то мы бы с удивлением обнаружили, что там не хватает урана, зато появились другие элементы таблицы Менделеева, которых не было раньше. Среди них будут и продукты деления урана, и более тяжелые, чем уран, элементы. Они возникают в результате интенсивного облучения нейтронами, выделяющимися при делении урана.
|
|
Таким образом, вместо одного химического элемента мы получаем целый набор элементов, которые мы "создали" из исходного урана.
|
|
Более того, для природы в этом процессе нет ничего необычного, просто в естественном состоянии концентрация урана в породе очень мала, и процесс деления, при котором точно так же создаются новые элементы, идет тысячи лет. Соединяя же уран в определенную критическую массу, мы ускоряем природные процессы в миллионы раз, и образование новых элементов идет столь бурно, что сопровождается взрывом. Таким процессом очень сложно управлять, что показывают некоторые аварии на атомных электростанциях. Но получается, что с позиции наших современных знаний о природе преобразование одних элементов в другие не является чем-то невероятным, выходящим за рамки физических законов.
|
|
Так что, признав физическую возможность получения одних химических элементов из других, мы должны признать и принципиальную возможность превращения некоторых веществ в золото.
|
|
Таким образом, поставленный в заголовке статьи вопрос переходит в плоскость доверия к тем или иным историческим источникам, так как на сегодняшний день нам не известны люди, которые могли бы продемонстрировать подобные трансмутации на практике. И тут энтузиасты алхимии получают мощную поддержку - ведь истории известны многочисленные случаи подобных опытов, часть из которых была проведена или зафиксирована весьма уважаемыми учеными.
|
|
Что же до случаев разоблачения лже-алхимиков, то мошенников и шарлатанов во все времена существовало множество. Многие стремились к алхимии, чтобы разбогатеть, получить власть при помощи золота, но никто в этом не преуспел. Однако если алхимия была только обманом или заблуждением, то почему она просуществовала тысячи лет? Ведь ее корни уходят в Древний Египет.
|
|
Алхимики верили во внутреннее единство природы, в то, что все связано со всем, и все это движется, эволюционирует. И, как утверждают многочисленные источники, это была не просто вера, а знание, которое давало человеку власть над материей. Основная идея алхимиков - существование единой первичной материи, из которой состоит все; это и дает основу для всеобщей трансмутации веществ и элементов.
|
|
Согласно алхимии, все металлы являются ступеньками одной лестницы, ведущей к совершенству. На вершине этой лестницы - золото, самый совершенный, самый благородный металл, не подверженный коррозии, удивительно пластичный и в то же время прочный, сам цвет которого - золотой, как цвет Солнца, - говорит о совершенстве.
|
|
На нижней ступеньке - свинец, металл наиболее далекий от совершенства. Алхимики считали, что в природе происходит постепенное движение от менее совершенного к более совершенному, идет эволюция веществ. А раз так, то этот процесс можно значительно ускорить в алхимической лаборатории, позволив свинцу поскорее превратиться в золото.
|
|
И тут на сцену выходит философский камень, или, как его еще называли, "камень философов". Многие современные исследователи считают его просто неким катализатором, который помогает идти алхимическим процессам, - и отчасти, наверное, так оно и есть. Но суть философского камня - в другом.
|
|
Для алхимиков не было разделения на "живую" и "неживую" природу - вся природа живая, всюду идет жизнь. И эволюция всех веществ - это не простое механическое улучшение их физических качеств, а, если можно так выразиться, их "духовный рост".
|
|
Если читателя смутит подобное выражение применительно к тому, что он считал неживой материей, пусть он вспомнит, например, о том, что мы естественно называем некоторые металлы благородными, хотя само слово "благородство" подразумевает наличие неких внутренних качеств, которые мы обычно связываем с человеком. А может быть, золото и серебро не подвержены коррозии именно благодаря своему внутреннему "благородству"?
|
|
Алхимия превращает в совершенное то, что природа оставила несовершенным, и очищает все вещи силой духа, который содержится в них. И философский камень представляет собой скорее некий "духовный субстрат", квинтэссенцию духовной эволюции или того самого "внутреннего благородства", нежели просто вещество, хотя он и существует материально - его описывают как некое вещество, обычно красноватого цвета. Его можно образно представить себе как частичку чистейшего духа, или духовного начала, "пойманную" в веществе.
|
|
Тогда можно понять, почему добавление мельчайшей части философского камня в неблагородные металлы преображает их, делая благородными, - духовное начало, содержащееся в нем, облагораживает их, заставляя "бежать" по ступеням эволюции. Можно понять, почему из философского камня изготовляется панацея, универсальное лекарство от всех болезней, - ведь стоит "прибавить" в человеке духовное начало, и все болезни отступают. И можно понять, почему философский камень служит основой алкагеста, универсального растворителя, ибо дух всегда сильнее материи, и никакая материя не может устоять против него.
|
|
Откуда же берется эта суть "камня философов", этот субстрат духовного начала? Как ни парадоксально это звучит - из души алхимика, а точнее, из его бессмертного духа.
|
|
Алхимики всегда утверждали, что в процессе изготовления философского камня человек сам должен внутренне преобразиться. Можно сказать, что эти два превращения - создание философского камня и трансмутация, духовный рост алхимика - просто две грани одного и того же процесса, одной и той же эволюции. А получившийся в результате многолетних трудов философский камень - это всего лишь зримое подтверждение духовного пути алхимика, которому после этого уже не нужны ни золото, ни почести, ничто материальное. В подтверждение этого история рассказывает нам о сказочно богатых алхимиках, которые тратили свои огромные состояния на помощь бедным, на общественное благо, оставляя себе только необходимое.
|
|
После всего этого становится понятно, что алхимия - это путь немногих. И на этом пути никого нельзя обмануть, ведь если ты пришел только за золотом, ты не получишь ничего, а если ты пришел стать Человеком, ты получишь все, если, конечно, дойдешь до конца.
|
|
Могли ли алхимики делать золото? И могли, и делали: но само золото не играет тут никакой роли!
|
|
Интересна история шотландского дворянина Сетония. В 1602 году он совершил в Голландии ряд удачных трансмутаций. Это принесло ему славу, и несколько лет спустя он оказался в Страсбурге, где поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгофера, которому оставил немного философского камня. Император Рудольф II пригласил Гюстенгофера в Прагу. Но философский камень, оставленный Сетонием, скоро был израсходован, и неудачному трансмутатору, не умевшему изготовлять золото, пришлось умереть в тюрьме.
|
|
Самого Сетония судьба занесла в Саксонию, где Христиан II заточил его в темницу. Несмотря на неимоверные пытки, доведшие его почти до смерти, алхимик упорно хранил свою тайну. Из тюрьмы его вызволил поляк Сендзивой и привез в Краков. Здесь Сетоний умер от нанесенных ему увечий, но перед смертью дал Сендзивою свой философский камень, не открыв секрета его изготовления. С помощью этого средства Сендзивой обращал разные металлы в золото при дворе Сигизмунда III в Кракове, о чем существуют несомненные исторические свидетельства, и был приглашен в Прагу, где император Рудольф, получив от него немного порошка, сам совершил чудесную перемену.
|
|
В Вюртемберге князь Фридрих принимал Сендзивоя с высокими почестями, но позавидовавший ему алхимик Мюленфельс тайно захватил его, отнял философский камень и посадил в темницу. Когда это было открыто, Мюленфельс в наказание был повешен, но Сендзивой камня обратно не получил, сам сделать его не умел и обратился в простого авантюриста.
|
|
После Роджера Бэкона в Европе многие занимались алхимией. Расцветом ее считается XIII век. Разносторонний ученый Альберт Великий, Арнольд из Виллановы, Раймунд Луллий - целая плеяда знаменитых ученых, опиравшихся на знания своих предшественников, в частности на работы арабского ученого X века Джафару (Гербера), посвятили все свои силы поставленной проблеме, которая была одобрена таким авторитетом, как Фома Аквинский.
|
|
Раймунд Луллий - философ, писатель, автор нескольких сотен сочинений, разработчик первой логической машины - при жизни пользовался репутацией искуснейшего алхимика, достигшего при помощи алхимии всего, что она может дать. Он утверждал, что с помощью философского камня можно превратить любое количество ртути в золото.
|
|
"Возьми кусочек этого драгоценного медикамента величиной с боб. Брось его на тысячу унций ртути - последняя превратится в красный порошок. Прибавь унцию этого порошка к тысяче унций ртути - и она также превратится в красный порошок. Если из этого порошка взять одну унцию и бросить на тысячу унций ртути - все превратится в медикамент. Брось унцию этого медикамента на новую тысячу унций ртути - и она превратится в золото, которое лучше рудничного".
|
|
"Заметь очень хорошо, - писал Луллий, - материал камня философов дешев. Его находят повсюду".
|
|
Известный голландский ученый-химик Ян Баптист ван Гельмонт (1579-1644) писал в своей книге "О жизни вечной": "Я не раз видел и держал в руках камень философов: по цвету он похож на шафрановый порошок, только тяжелый и блестящий, как размельченное стекло".
|
|
И там же: "Однажды мне была дана 1/4 грана (граном я называю 1/600 часть унции). Я соединил эти четверть грана, завернутые в бумагу, с 8 унциями ртути, нагретой в реторте. И сразу же вся ртуть с шумом застыла, перестав кипеть. После того как все остыло, осталось 8 унций и немного меньше 11 граммов чистого золота".
|
|
В другом своем сочинении ван Гельмонт описывает, как несколько раз превращал подобным же образом ртуть в золото при помощи крупиц философского камня. "Я делал эти превращения собственной рукой при помощи одного грамма порошка на 1000 граммов горячей ртути, и опыт увенчался успехом на огне, как и описывалось это в книге, к величайшему восторгу всех, кто стоял вокруг меня..."
|
|
Ван Гельмонт признается, что состав философского камня так и остался не известен ему. Оба раза он получал его из рук человека, которого не знал.
|
|
Йоганн Фредерик Гельвеций, известный врач и ученый XVII века, утверждал, что в 1666 году его посетил некий незнакомец, обнаруживший высокие познания, который показал ему три кусочка камня, "каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледного серого цвета". После долгих уговоров незнакомец согласился оставить Гельвецию кусочек этого камня. На следующий день Гельвеций ожидал, как было условленно, прихода незнакомца, но тот так и не появился.
|
|
Тогда Гельвеций, решив, что это был какой-то проходимец и лжец, и желая удостовериться в этом, растопил, как ему было сказано, 6 драхм олова и в присутствии сына и жены высыпал туда полученный порошок.
|
|
"Когда состав остыл, - писал Гельвеций, - он сиял, как золото. Мы немедленно отнесли его к ювелиру, который сразу сказал, что это самое чистое золото из всех проб, когда-либо попадавшихся ему, и тут же предложил заплатить за него по 50 флоринов за унцию".
|
|
Когда об этом случае стало известно Баруху Спинозе, философ лично разыскал ювелира, купившего это золото, который подтвердил рассказ.
|
|
"После этого, - рассказывает Спиноза в одном из писем, - я отправился к самому Гельвецию, который показал мне и самое золото, и плавильник, изнутри еще покрытый золотом".
|
|
Зодиак 45,2004
|