Шаманы Якутии
|
В 2008 году на жителей небольшой деревни Бетюнь в Амгинском улусе Республики Саха-Якутия свалилась напасть. Их дома стали уходить под землю, а на поверхность начали один за другим выходить гробы. Сельчане пришли в ужас от нашествия мертвецов и дружно вспомнили о проклятии, которое наложили на Бетюнь шаманы. |
Гробы как грибы |
Жители деревни вспоминают тот год с ужасом. Покойники возникали в самом центре Бетюни! То черепа, то кости, то скелеты. Такого страху все натерпелись, что словами не передать. А случилось все после того, как летом в Якутии наступила небывалая жара. Казалось бы, при чем тут мертвецы? Оказывается, посреди деревни в многолетнемерзлых породах образовались так называемые клинья вечной мерзлоты. |
При высокой температуре впервые за много лет они принялись таять, земля стала опадать, в ней образовались провалы. Сначала на деревню обрушилась одна беда – в провалы падали дома. А потом на краю провала сошел небольшой сель, и из открывшейся породы начали выпадать гробы. Они летели на дно увеличивающегося прямо на глазах оврага. Гробы бились о землю, раскалывались, из них вываливались человеческие останки. Деревенские собаки грызли кости и разносили черепа по Бетюни. Ближе к осени природа одумалась, и в Якутии ударили привычные морозы. Гробы вмерзли в землю. Зрелище не для слабонервных: прямо из земли торчали черепа с пустыми глазницами. Голливуд с его ужастиками отдыхал. |
Экологи били во все колокола: всему виной бездумное использование природных ресурсов Якутии, а именно то, что в советские годы отсюда грузовиками увозили гравий для строительства новой дороги, вот земля и «прохудилась». Надо срочно принимать меры, засыпать провалы землей, укреплять склон оврага, чтобы не «расходился» дальше. В противном случае, твердили специалисты, на всей деревне можно поставить крест, еще одного аномально жаркого лета она не переживет. |
У стариков было свое мнение. Жители Бетюни сами виноваты, не следовало тревожить покой древних шаманов, нашедших последний приют на местном кладбище. Они якобы и прокляли деревню и ее обитателей. Зоя Алексеевна Дуранова, известная якутская предсказательница и шаманка, подтвердила эти подозрения и еще больше напугала местных. По ее словам, земля вот-вот обрушится там, где похоронен великий шаман, и когда это случится, его дух выйдет наружу, и тогда мало никому не покажется. |
На деревенском сходе бетюнцы решили срочно принимать меры, не дожидаясь милости от властей. Все ледяные линзы засыпали опилками, сверху закидали землей, овраг укрепили и повторно захоронили вышедших на поверхность покойников. Во время похорон пригласили якутских шаманов для специального погребального обряда. От лица всех сельчан шаман попросил у мертвецов прощения и задобрил духов с тем, чтобы они не гневались на живых и вернулись в свой загробный мир. |
Дух-зверь |
Якуты – особый народ. Вера в сверхъестественные способности шаманов в Якутии сильна так же, как и в старину. Со смертью шамана его сила никуда не девается, его дух-зверь триста лет «дежурит» у его могилы, охраняя его покой. Беспокоить старое шаманское захоронение – значит навлечь проклятие. Тогда дух может натворить столько бед! |
Места упокоения шаманов считались священными. Народ саха всегда опасался шаманских могил, старался обходить их стороной. Самую большую опасность могилы представляли для тех, кто не являлся шаману родственником. |
Захоронения шаманов в земле стали практиковать относительно недавно -- лишь с ХVII века, что связано с распространением христианства. А до того колдунов хоронили в лесной чаще высоко над землей в специальных деревянных сооружениях – аранас. Место выбирали глухое, вдали от жилья и дорог. По представлениям якутов, лес считался обиталищем духов природы, тут же находилось пограничье между миром живых и миром мертвых. Для сооружения «воздушной» могилы выбирали четыре рядом стоящих дерева и на высоте примерно полутора метров соединяли перекладинами, предварительно отпилив вершины. На помост ставили гроб, укрепляли его деревянными шестами. Часто шесты украшали скульптурами птиц – символом духа шамана и его грядущего возрождения. Для гроба выдалбливали колоду из двух половинок цельного ствола крупной лиственницы. Шаманов хоронили со всеми атрибутами и одеждой, а бубен, разломав, вешали над могилой. |
Тело шамана находилось в лесу до тех пор, пока само собой не разрушалось. На это уходило обычно лет сто. Потомки мага тщательно ухаживали за его захоронением – обновляли фигурки птиц, укрепляли помост, приносили угощение. Если могила приходила в негодность, полагалось хоронить шамана заново по всем традициям. |
Новое захоронение строили девять девственных юношей, а также приносили в жертву черного жеребца с белой мордой. На его могиле другой шаман проводил обряд камлания. Через сто лет останки шамана следовало снова предать захоронению по всем древним обрядам. А в третий раз его прах предавали земле. |
Нарушить покой |
Мертвый шаман считался таким же сильным, как и живой. К его духу обращались за помощью в трудных ситуациях. Тогда любой человек шел к его могиле с дарами и обращался к нему мысленно. Просьбы были разные – родить здорового ребенка, отвести болезнь от близкого человека, наказать врага. Сила шамана была столь велика, что он мог наслать ураган на обидчика и разорить его жилище, поразить его молнией или лишить ума. Самое страшное для якутов – неуважительное отношение к могиле шамана, забвение. Стоило такому случиться, как шаман напоминал о себе – насылал проклятия, болезни, голод, падеж скота. |
Но самое страшное – это беспокойство могилы шамана из праздного любопытства. Всякий якут знает страшную историю о том, как дух обошелся с двумя молодыми парнями, которые ради потехи осквернили его могилу. Компания друзей расположись в лесу недалеко от места захоронения шамана. Один из парней подначил своего друга посреди ночи пойти к могиле и воткнуть в нее якутский нож. Дабы не показаться трусом, парень так и сделал. Он выполнил условия спора и вернулся обратно к палатке. Затем началось светопреставление: поднялся ветер, завыли волки, а потом раздались странные звуки -- пение и удары бубна. Но самое страшное случилось дальше, когда вокруг палатки начал кто-то ходить и бить колотушкой в бубен. Кошмар продолжался до рассвета. Утром молодые люди выбрались из своего укрытия и бросились в соседнюю деревню. Сельчане открыли рты – все парни как один были седые. Вечером того же дня нарушитель спокойствия погребенного шамана умер от остановки сердца, а вскоре за ним последовали и его друзья из-за разных болезней. Ужас был в том, что все они еще вчера были здоровы и крепки. |
Вторая история тоже передается в Якутии из уст в уста. Началось все со строительства в одном рабочем поселке взлетно-посадочной полосы. Старики обратились в администрацию с просьбой прекратить стройку или перенести ее в другое место, потому что тут покоится в земле шаман. Власти поселка не вняли советам старейшин. Взлетно-посадочная полоса была построена в срок. Первый же вертолет с деревенскими и их ребятишками рухнул брюхом на землю. К счастью, никто не пострадал. Это был первый сигнал. Увы, к нему не прислушались. Второй раз вертолет в воздухе потерял высоту и упал, частично развалившись. Пострадали все три человека, находившися на борту, один из них серьезно, врачи диагностировали у него перелом ребер, сотрясение мозга. Аэродром закрыли, как оказалось, насовсем. Специальная комиссия установила, что она была построена с нарушениями. А ее строители позже все, включая бригадира, утонули в речке. |
Такие рассказы в Якутии не редкость, и это доказывает тот факт, что шаман не утрачивает своей силы и после кончины. Более того, после смерти его связь с космосом усиливается. Именно поэтому даже пожары не приближаются к захоронениям шаманов. Исторический факт: страшные пожары в Вилюйском улусе 1948 года сожгли целые деревни, но обошли могилы великих шаманов стороной. |
Сергей ШАПОВАЛОВ |
Ступени №22 (ноябрь)/2016 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|