Рапа-Нуи не так изолирован, как считалось ранее
|
|
Археологи проанализировали ритуальные помещения и монументальные сооружения по всей Полинезии, ставя под сомнение идею о том, что Рапа-Нуи (остров Пасхи) развивался изолированно после своего первоначального заселения.
|
|
Первые люди в Полинезии заселили острова с запада на восток, быстро распространяясь от Тонги и Самоа через море в центрально-Восточную Полинезию, а оттуда в отдаленные страны, такие как Гавайи, Рапа-Нуи и Аотеароа/Новая Зеландия.
|
|
После этой первоначальной колонизации считалось, что острова Восточной Полинезии, особенно отдаленный Рапа-Нуи, оставались изолированными от остального тихоокеанского мира. Однако, несмотря на их удаленность, в Восточной Полинезии наблюдались похожие ритуальные практики и монументальные сооружения.
|
|
Одним из таких примеров является строительство марае. Эти прямоугольные поляны были общественными ритуальными пространствами, которые в некоторых местах остаются священными и по сей день. Однако со временем на разных островах они менялись: на Рапа-Нуи были построены знамен
|
|
|
|
Чтобы по-новому оценить, как ритуальные выражения распространялись и развивались по всему региону, профессора Пол Уоллин и Хелен Мартинссон-Уоллин из Университета Уппсалы сравнили археологические данные и радиоуглеродные датировки поселений, ритуальных мест и памятников по всей Восточной Полинезии. Их результаты опубликованы в журнале Antiquity.
|
|
"Процесс миграции из основных районов Западной Полинезии, таких как Тонга и Самоа, в Восточную Полинезию здесь не оспаривается", - говорят авторы. "Тем не менее, статичная колонизация и расселение с запада на восток, характерная для Восточной Полинезии, и идея о том, что Рапа-Нуи был колонизирован только один раз в прошлом и развивался изолированно, оспариваются".
|
|
Авторы выделили три отдельные фазы ритуальной деятельности в Восточной Полинезии. Первая отражает экспансию с запада на восток, в ходе которой ритуальная деятельность была сосредоточена на таких действиях, как похороны и пиршества. Эти места были обозначены каменными столбами. Эти мероприятия были сформированы благодаря постоянным контактам в рамках сетей взаимодействия.
|
|
На втором этапе ритуалы получили более четкое воплощение благодаря сооружению марае. Радиоуглеродный анализ показывает, что идея сделать ритуальные места более заметными возникла на Рапа-Нуи, а затем распространилась на запад, в Центрально-Восточную Полинезию, благодаря существующим сетям обмена.
|
|
Наконец, третья фаза характеризовалась усилением изоляции, что привело к внутренним изменениям. Поскольку иерархические социальные структуры развивались независимо на Рапа-Нуи, Таити, Гавайях и т.д., для демонстрации власти были построены большие монументальные сооружения.
|
|
"Наиболее важным открытием является то, что, основываясь на датировке С-14, мы можем наблюдать первоначальное распространение ритуальных идей с запада на восток", - утверждает профессор Уоллин. "Однако сложные, объединенные ритуальные пространства (известные как марае) на востоке датируются более ранним периодом".
|
|
В целом, хотя полученные данные не ставят под сомнение идею о том, что Полинезия была заселена с запада на восток, они показывают, что последующие ритуальные изменения были намного сложнее, чем считалось ранее.
|
|
Это указывает на то, что сети взаимодействия между островами были прочными и, что немаловажно, новые идеи также передавались с востока на запад.
|
|
"Эта статья бросает вызов общепринятым представлениям о перемещении и развитии ритуальных храмовых сооружений в Восточной Полинезии", - заключает профессор Уоллин. "Полученные данные свидетельствуют о более сложной закономерности, чем считалось ранее. Первоначально было показано, что ритуальные представления распространялись с запада на восток. Позже на острове Пасхи появились более сложные храмовые сооружения, которые затем оказали влияние на другие части Восточной Полинезии в рамках движения с востока на запад."
|
|
Источник
|