Предсказания в хрустальном шаре
|
Принято считать, что хрусталь — это благородный материал для изготовления сосудов и ваз. Но это ещё и инструмент провидцев, способных увидеть на гладкой поверхности будущее. В начале XX века в Европе распространилось увлечение так называемым гейзингом рассматриванием объектов из хрусталя или стекла с целью увидеть там заранее заданный сюжет. Появились люди, которые утверждали, что хрусталь открывает им свои тайны, и они способны увидеть то, что недоступно глазу обыкновенного человека. |
Именно тогда, на рубеже XIX и XX веков, и появилась профессия «кристаллгейзер» (в буквальном переводе: стеклогадальщик) — так называли предсказателей и ясновидцев, якобы способных разглядеть в хрустальном или стеклянном предмете различные сцены из жизни, картины преступлений: краж и убийств. Многие гейзеры уверяли, что с помощью изделий из стекла они могут путешествовать во времени и пространстве, видеть другие страны и эпохи и даже раскрывать преступления. Они заявили о себе в 1890-е годы, и к ним сразу же потянулись клиенты — сотни людей желали узнать, что произошло с их близкими и что ожидает их самих. |
Волшебный дар мистера Бурга |
Лондонец фон Бург был настоящим профессиональным гейзером. О его фантастических способностях ходили легенды. Именно он раскрыл знаменитое «дело Фоксуэлла», после которого лондонцы поверили в чудо гейзинга. |
Однажды исчез знаменитый лондонский маклер Фоксуэлл. Полиция пришла к выводу, что он уехал по делам в США. Такое действительно могло случиться, но жена Фоксуэлла заподозрила неладное и обратилась к «кристаллгейзеру». При рассматривании хрустального яйца фон Бург увидел тело, плывущее по Темзе, и пред-гкячяп, когда оно будет обнаружено. Более того, хрустальная картинка позволяла даже определить место, где мог быть найден труп. |
Как-то к фон Бургу обратилась хозяйка гостиницы, в одном из номеров которой произошла кража. |
Едва взяв в руки кристалл, фон Бург увидел пёстрый ковёр — «пошла картинка». Но гейзер испытал ощущение какой-то странной раздвоенности. Он заключил, что речь идёт о парном предмете. Оказалось, что похищены серьги, которые вскоре были обнаружены. А вскоре удалось опознать и похитителя. У фон Бурга были свои оригинальные методы работы. Например, он предлагал клиентам встать возле себя и наблюдать за поверхностью яйца, которое он держал в руках. Именно так было во время поисков тела англичанки Мэри Маней. Она была убита в поезде. Сеанс хрустального видения, отчёт о котором появился в газетах 30 сентября 1905 года, проходил в доме погибшей. Вглядевшись в кусок хрусталя, родственники мисс Маней увидели в толще вещества страшную сцену, в которой убийца наносит девушке удар. |
Впоследствии они вспоминали, что видения сменяли друг друга. В хрустальном яйце по очереди мелькали разные эпизоды: преступник, хватающий жертву, тело, выпадающее из вагона. Среди этих сцен две сестры погибшей с удивлением увидели крупный план светофора, бросающего тень на проходящий мимо поезд. Фон Бург предположил, что у светофора может находиться человек, знающий что-либо о подробностях убийства. |
Вскоре полиция действительно «вычислила» железнодорожника, который видел трагическую сцену, и допросила его. Его рассказ приобщили к делу. А тело девушки нашли в том самом месте, которое высветилось в яйце. |
Хрустальное зрение в творчестве писателей |
В Россию гейзинг пришёл через произведения художественной литературы. Английский журнал «Стрэнд мэгэзин», в котором сотрудничали Герберт Уэллс и Конан Дойл, продавался в Москве и Петербурге, а многие рассказы из него переводились на русский язык. |
Уэллс одним из первых затронул тему гейзинга в фантастике. Его рассказ «Хрустальное яйцо» был хорошо известен в нашей стране, в середине 60-х годов XX века на ленинградском телевидении появился телеспектакль по этому рассказу. В те годы на телевидении не было спецэффектов в современном понимании этого слова, однако в спектакле получился словно «телевизор в телевизоре» — отдельно снятые виды экзотических стран промелькнули перед зрителями, словно в хрустальном яйце. |
Почему гейзинг привлекал писателей? Дело в том, что ещё в начале 1890-х годов талантливые люди провидчески чувствовали приближение эры кино и телевидения, пробовали фантазировать на эту тему. Многие фантасты довольно точно предугадали формы телевизионного экрана и архитектуру современных кинотеатров. И образ магического кристалла помогал им в этом. |
Гейзинг и живопись |
Гейзингом увлеклись нетолько писатели, но и художники. Вот, например, в творчестве М. Врубеля есть образы, увиденные словно в глубине хрустального яйца. Этот удивительный эффект производил завораживающее впечатление, и не случайно многие коллекционеры мечтали приобрести работы Врубеля, написанные именно в этом стиле. Например, картина «Жемчужина», полная тайн и мистических откровений, стала реакцией Врубеля на сверхъестественные явления, о которых тогда много писали. |
Врубель был отрешённым от жизни человеком, и им постоянно владели какие-то полумистические настроения. 90-е годы XIX века эпоха бурного развития спиритизма. Художники-символисты, творчеством которых очень интересовался Врубель, много внимания уделяли спиритическим сеансам, проектировали столики для вызывания духов и отражали полученные на сеансах впечатления в своём творчестве. |
Врубель тщательно изучил европейский символизм и во многом ему подражал. В его картинах все чаще появлялись фантастические существа, устремленные ввысь. Мистические настроения все более властно овладевали душой художника, и результатом этого стал цикл работ о Демоне. |
Долгие годы считалось, что «Жемчужина» — единственное в России произведение живописи, напоминающее о хрустальном гадании. Но нельзя игнорировать и полотна К. Петрова-Вод-кина, имеющие в основе придуманный художником принцип обратной перспективы. Петров-Водкин изображал окружающий мир словно увиденным изнутри прозрачного кристалла овальной формы. Он во многом полагался на методы живописцев эпохи ВозрЪждения, но можно предположить, что культ хрустального гадания оказал на художника определённое воздействие. Все изображённое художником слегка искажено, словно он смотрит на мир сквозь линзу. Не было ли это данью хрустальному видению? |
Упадок гейзинга |
Со временем хрустальные гадатели стали всё чаще проникать в личную жизнь людей. Это устраивало далеко не всех. В итоге число публикаций о хрустальном гейзинге пошло на убыль. Рассказ Уэллса «Хрустальное яйцо» остался самым значительным литературным памятником, рассказывающим об этом явлении. |
После Первой мировой войны писать о нём вообще перестали. Мы не знаем, как сложилась судьба наиболее талантливых гадателей по хрусталю, ибо они не оставили мемуаров. Нет ни одной книги или статьи о Врубеле, где бы был хотя бы намёк на то, что знаменитый художник отдал дань «хрустальному зрению», а Петрова-Водкина так ругали за авангардизм, что с конца 1920-х годов он надолго замолчал и не делился своей творческой кухней почти ни с кем — его уникальный метод был под настоящим обстрелом сталинистской критики. |
Картины символистов считаются просто красивыми композициями, и мало кто задумывается над тем, почему некоторые персонажи увидены словно сквозь стекло. А крупные хрустальные яйца можно теперь встретить только в музеях и у антикваров. |
Источник: издание Тайны 20-го века №47, ноябрь 2007 года |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|