Он был "непотопляемым" и "нерушимым", "самым большим судном на плаву и величайшим творением рук человеческих". А затем, в 1912 году, корабль столкнулся с айсбергом и затонул в Северной Атлантике, что привело к ужасающим человеческим жертвам. Я бы простил вас за то, что вы подумали, что это судно - "Титаник", трагическая история которого потрясла мир с тех пор, как на этой неделе исполнилось 112 лет с момента катастрофы. Но вы ошибаетесь. Ведь это был "Титан", корабль, о котором пророчески мечтал американский писатель Морган Робертсон в своем малоизвестном романе 1898 года. В романе "Крушение "Титана", или Тщетность", Робертсон зловеще предсказал одну из самых страшных морских катастроф в истории. Его роман начинался так: "Это был самый большой корабль на плаву и величайшее творение рук человеческих. - В ее строительстве и обслуживании были задействованы все науки, профессии и ремесла, известные цивилизации. "На его мостике находились офицеры, которые, помимо того, что были лучшими в королевском военно-морском флоте, сдали строгие экзамены по всем предметам... Они были не только моряками, но и учеными".
Он продолжил: "Непотопляемый — неразрушимый, он нес на борту столько лодок, сколько позволяли законы. - Их было двадцать четыре, они были надежно укрыты и прикреплены к своим креплениям на верхней палубе, и если их спустить на воду, то они могли вместить пятьсот человек. "На судне не было бесполезных, громоздких спасательных плотов, но, поскольку этого требовал закон, на каждом из трех тысяч спальных мест в каютах пассажиров, офицеров и экипажа имелись пробковые жилеты, а вдоль поручней было разложено около двадцати круглых спасательных кругов". Американец Робертсон, бывший моряк, опубликовал десятки романов, а также утверждал, что изобрел перископ. Как и "Титаник", "Титан" столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике, у берегов Ньюфаундленда, примерно в 1000 милях от побережья Нью-Йорка. И вымышленная катастрофа, и реальная трагедия произошли в относительно спокойном море, ночью, в апреле. На этом сходство не заканчивается. Вымышленное судно и реальный корабль двигались слишком быстро, и оба получили пробоину по правому борту.
Воображаемый корабль Робертсона принадлежал пароходной компании, главным акционером которой был богатый американец. "Титаник" входил в состав компании White Star Line, главным акционером которой был богатый американец Дж. Пирпонт Морган. Оба были пассажирскими лайнерами, которые были объявлены самыми большими и роскошными на плаву, а также "непотопляемыми". Когда затонул "Титаник", погибло более 1500 человек. Такие же ужасные человеческие жертвы были и при крушении "Титана" Робертсона, хотя он и не назвал конкретных цифр. Робертсон снабдил "Титан" 19 водонепроницаемыми отсеками и дверями-переборками, которые закрывались при попадании воды. На "Титанике" было 16 водонепроницаемых отсеков и дверей-переборок, которые были спроектированы таким же образом. По описанию, у "Титана" было три пропеллера. "Титаник" был первым кораблем, на котором было применено это новшество. Далее Робертсон писал, что мощность "Титана" составляла 40 000 лошадиных сил, а максимальная скорость - 25 узлов. У "Титаника" было 50 000 лошадиных сил и такая же максимальная скорость. На борту "Титаника" находилось 3360 человек, в то время как на "Титане" - 3000. Длина лайнера "Уайт Стар" составляла 882 фута, а у "Робертсона" - 800 футов.
На "Титанике" было 20 спасательных шлюпок вместимостью 1176 человек, в то время как на "Титане" было 24 шлюпки, достаточных для спасения 500 пассажиров. В своем описании катастрофы Робертсон написал: "Лед, - крикнул впередсмотрящий, - впереди лед. Айсберг. Прямо под носом." Первый помощник побежал в середину корабля, а капитан, который оставался там, бросился к телеграфу машинного отделения, и на этот раз рычаг был повернут. Но через пять секунд нос "Титана" начал подниматься, и впереди и по обе стороны от него сквозь туман можно было разглядеть ледяное поле, которое поднималось под уклоном на высоту ста футов. Музыка в театре смолкла, и среди этого столпотворения криков и воплей и оглушительного лязга стали, скрежещущей и разбивающейся о лед... своим килем, рассекающим лед, как стальной полоз ледохода, и своим огромным весом, опирающимся на днище правого борта, он поднимался из моря все выше и выше, пока гребные винты на корме наполовину не обнажились, а затем встретил легкий спиральный подъем во льду под собой по левому борту она накренилась, потеряла равновесие и рухнула на правый борт.'
Робертсон написал свой первый роман "Тщетность" в качестве предупреждения человечеству на фоне своей ярости по поводу того, что судоходные компании заботятся больше о прибыли, чем о безопасности пассажиров. Он утверждал, что верил в то, что, когда писал свой роман, им управлял дух, и что он слышал "приказы, отдаваемые шепотом" от "мастера" из "великой тишины за гранью". Автор родился в 1861 году в Освего, штат Нью-Йорк. Сын судоводителя с Великих озер, он ушел в море в возрасте 16 лет после внезапной смерти матери и сестры. В возрасте 25 лет он начал торговать табаком и подрабатывать, прежде чем решил заняться писательством. Из-за его странных представлений о духах-наставниках редакторы газет сочли его сумасшедшим. Он провел два месяца в отделении для психопатов в нью-йоркской психиатрической больнице Бельвью, но был освобожден после получения справки, подтверждающей его вменяемость. К своим 50-ти годам Робертон уже регулярно работал в New York Saturday Evening Post. Он продал права на экранизацию двух романов, а по двум рассказам позже были сняты немые фильмы - "Замыкание цепи" (1914) и "Повелители людей" (1923). Деньги, которые он получал от крупных авансов, уходили на красивую одежду и посещение баров. В 1909 году он написал о войне между США и Японией, спровоцированной внезапным нападением японцев на американские военно-морские суда.
В статье, по-видимому, предсказывалась бомбардировка Перл-Харбора в 1941 году, которая побудила США вступить во Вторую мировую войну. В других рассказах Робертсон писал о подводных лодках, дирижаблях и ракетах, участвовавших в войнах между Англией и Германией. Автор также обратился к научной литературе, предсказав рост популярности подводных лодок по сравнению с линкорами. В 1915 году, когда ему было 54 года и британские и немецкие подводные лодки участвовали в Первой мировой войне, Робертсон начал страдать от сильного ревматизма и нуждался в палке, чтобы ходить. В марте того же года он решил посетить Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, чтобы отдохнуть, но через день был найден мертвым в отеле. Его обнаружили стоящим, опершись рукой о комод. Автор умер, глядя на Атлантический океан через открытое окно. За несколько дней до этого он сказал своему другу Боузмену Балджеру, бейсбольному редактору New York Evening World: "Я моряк, который превратился в писателя и изобретателя. "С палубы меня усадили за письменный стол, а оттуда - в лабораторию, и теперь я чувствую, что возвращаюсь в море, которому мое место". В 1998 году малоизвестное на тот момент произведение было обнаружено банкиром Саймоном Хьюиттом, который переиздал его. Сейчас роман доступен в различных форматах в книжных магазинах и в Интернете.