Конан Дойл и потустороннее
|
|
Мистификации, осуществлявшиеся на глазах у знаменитого автора книг о Шерлоке Холмсе, легко вводили его в заблуждение, но вера в возможность общения с потусторонним миром не оставляла Конан Дойла. Какой урок нам извлечь из этого, задается вопросом Би-би-си. 21 марта 1919 года в маленькой квартире в лондонском районе Блумсбери собралась комиссия. Среди ее членов были исследователь паранормальных явлений, виконтесса, телепат, сыщик из Скотленд-Ярда и судмедэксперт.
|
|
«На протяжении многих лет я ездил по миру, разоблачая фальшивых медиумов и сеансы спиритизма, — объявил хозяин квартиры. — И вот наконец я столкнулся с настоящим медиумом». Нижняя половина лица женщины, которая вслед за этими словами вошла в комнату, была закрыта вуалью. Она приступила к сеансу, в начале которого продемонстрировала способность к ясновидению. Каждого из членов комиссии попросили принести с собой небольшую личную вещицу или написанное письмо. Перед тем, как женщина-медиум вошла в комнату, вещи положили в сумку, которую затем закрыли в ящике.
|
|
Медиум держала этот ящик у себя на коленях. Собравшиеся внимательно следили за ее действиями. Женщина не только перечислила все предметы, что были внутри, но и детально описала их. Волшебным образом она узнала, что среди прочего там было кольцо, принадлежавшее покойному сыну исследователя паранормальных явлений, и даже прочитала, что на нем написано.
|
|
Следующим пунктом программы была материализация духа. Члены комиссии привязали медиума к стулу, освещение в комнате приглушили. Медиум, как казалось, впала в транс, и у нее за спиной соткалась светящаяся туманная фигура — старой женщины, как позже утверждал один из членов комиссии. Призрак проплыл по комнате — впечатление, что он прошел медиума насквозь — и затем испарился сквозь стену. Было ли это настоящим отсветом мира, лежащего за пределами нашего? Мнения членов комиссии разделились.
|
|
Имена большинства из них ничего вам не скажут, но вы наверняка слышали об исследователе паранормальных явлений: это сэр Артур Конан Дойл. Создатель Шерлока Холмса объявил, что демонстрация ясновидения произвела на него глубокое впечатление, но ему хотелось бы еще раз увидеть духа, чтобы убедиться в паранормальности этого явления.
|
|
Ныне Конан Дойл больше всего известен своими детективными рассказами, но этот знающий врач к тому же был знаменитым исследователем паранормальных явлений своего времени. Исследователем, который часто не хотел видеть, как у него на глазах происходит явная мистификация.
|
|
Широко известна история о том, как его одурачили фотографией, на которой были изображены дети в окружении маленьких фей. Он посещал сеансы спиритизма и заявлял, что был свидетелем того, как медиумы вступали в прямой контакт с духами умерших.
|
|
Сеанс с женщиной в вуали тоже в итоге оказался мистификацией. Но я, как психолог-экспериментатор и иллюзионист, считаю, однако, что одна из мистификаций, жертвой которых пал знаменитый писатель, позволяет нам понять истоки на первый взгляд необъяснимой доверчивости Конан Дойла. Да и не только его — многих из нас.
|
|
В каждом из случаев действовали иллюзионисты. В отличие от медиумов-спиритуалистов, они называли себя «честными обманщиками», которые демонстрируют свои трюки ради развлечения публики, и их аудитория прекрасно понимает, что видит отлично исполненные фокусы.
|
|
Многие иллюзионисты — включая одного из друзей Конан Дойла, Гарри Гудини, — с большим скептицизмом относились ко всему паранормальному. Некоторые из них даже занимались разоблачением фальшивых медиумов, как в интересах общественности, так и для саморекламы.
|
|
Первый случай, который мне хотелось бы разобрать, произошел с участием фокусника Уильяма С. Марриотта. Время, свободное от работы иллюзионистом, он посвящал разоблачению методов фальшивых медиумов.
|
|
Особенно его раздражали «фотографии духов» — и утверждения, что дух мертвого человека может быть запечатлен на фото. Он старался показать, что снимки, которые выдаются за настоящие, — это подделка.
|
|
И хотя такие спиритуалисты, как Конан Дойл, вполне допускали, что какие-то из фотографий могут быть, как сказали бы сейчас, фейком, они надеялись, что, внимательно контролируя процесс фотографирования и проявления, можно с помощью науки предотвратить мистификацию.
|
|
Аргумент Конан Дойла напоминал рассуждения Шерлока Холмса: «Когда вы отсекаете все невозможное, то все, что останется, — это правда, какой бы невероятной она ни казалась».
|
|
5 декабря 1921 года Марриотт решил продемонстрировать, что «отсечь все невозможное» гораздо сложнее, чем хотелось бы верить Конан Дойлу.
|
|
План такой: пригласить знаменитого писателя и еще трех свидетелей, чтобы те наблюдали за Марриоттом, как он снимает Конан Дойла и потом проявляет фотографии.
|
|
Приглашенная комиссия тщательно осмотрела фотоаппарат и затем следила, как Марриотт делает два снимка Конан Дойла.
|
|
В итоге свидетели, в число которых входил опытный фотограф, подтвердили, что не заметили ничего подозрительного в действиях иллюзиониста.
|
|
Тем не менее, когда фотографии проявили, на первой видна полупрозрачная призрачная фигура, а на второй — хоровод пляшущих фей. Ничего этого, конечно, свидетели не наблюдали, когда Марриотт снимал Конан Дойла.
|
|
Британская газета Sunday Express с радостью поместила на своих страницах оба снимка, упомянув «вторжение призрака» и «любимых фей Конан Дойла». Они также опубликовали заявления свидетелей вместе с утверждениями Марриотта о том, что произошедшее — не более чем ловкость рук, благодаря которой он манипулировал вниманием присутствующих.
|
|
Между тем, Конан Дойл по своему обыкновению любезен с фокусником и с радостью принял на память фото с феями.
|
|
Он писал: «Господин Марриотт ясно доказал, что обученный иллюзионист способен — под внимательным наблюдением трех критически настроенных людей — поместить на фотографическую пластину поддельное изображение. Мы должны безоговорочно подтвердить это».
|
|
Но, продолжал Конан Дойл, моя вера в спиритическую фотографию остается непоколебимой. С парадоксальной логикой Шерлока Холмса он предлагал своим читателям обратить внимание на руки Марриотта.
|
|
«Фокусникам, — писал он, — свойственны некоторые определенные физические характеристики». Такие, как «длинные, нервные, артистические пальцы рук».
|
|
У тех медиумов, которые, как верил Конан Дойл, способны фотографировать духов, руки «короткие, толстые и со следами физического труда».
|
|
В случае с женщиной в вуали все еще более интересно, и это прекрасный пример того, как работало желание Конан Дойла верить в мир духов.
|
|
Хозяин, пригласивший к себе домой членов комиссии, на самом деле профессиональным фокусником Перси Томасом Тибблсом, выступавшим под артистическим псевдонимом П.Т. Селбит.
|
|
Роль медиума играла начинающая иллюзионистка Молли Винтер, которая специализировалась на трюках фальшивых медиумов. Селбит изображал ее менеджера.
|
|
Для демонстрации ясновидения использовалась вуаль, скрывающая не только нижнюю половину лица Винтер, но беспроводное радио.
|
|
Члены комиссии уверены, что видят именно тот ящик, где лежат принесенные ими предметы. На самом деле на коленях Винтер стоял другой, на который заменили настоящий.
|
|
Ее помощник в другой комнате в это время открыл ящик с вещами и рассказывал Винтер о его содержании. Она слышала его голос в наушнике.
|
|
«Материализация духа» осуществлена с помощью еще одного помощника. Акробат, одетый в черное трико, залез по стене через окно в квартиру уже после того, как члены комитета осмотрели комнату.
|
|
Как рассказывали потом иллюзионисты, «призрак» использовал бинт, покрытый светящейся краской, которым он размахивал, перемещаясь по комнате.
|
|
Чтобы доказать свои слова, иллюзионисты повторили это представление перед более внушительной аудиторией. Реакция Конан Дойла на это особенно интересна: он еще больше утвердился в своей вере.
|
|
Писатель не только настаивал на том, что видел во время первого сеанса вовсе не то, что рассказывали потом иллюзионисты. Он еще и утверждал, что даже если второе представление — действительно работа фокусников, то ничего не доказывает, что первый спиритический сеанс был ненастоящим.
|
|
Короче говоря, он скептически отнесся к объяснениям скептиков. Возможно, говорил он, фокусники на самом деле экстрасенсы, но просто обманывают себя по поводу собственных паранормальных способностей.
|
|
Он выразил протест против того, как газеты освещали вторую демонстрацию. «Пришло время доказать нашу правоту, — писал он. — Время покажет, что те, кто искажает наши взгляды, играют с огнем. Не они оценивают Незримое. Незримое оценивает их».
|
|
Когда я читаю сегодня эти слова, меня поражает, насколько естественно они бы смотрелись в XXI веке у кого-нибудь в Твиттере.
|
Мысли о мыслях
|
|
В одном из последующих телеинтервью Конан Дойл попытался объяснить свои взгляды.
|
|
«Когда я говорю на эту тему, я не говорю о том, во что я верю. Я не говорю о том, о чем я думаю. Я говорю о том, что я знаю. Существует огромная разница, поймите, между верой во что-то и знанием чего-то, с чем я имел дело, что я видел, что я слышал собственными ушами. И всегда, имейте в виду, в присутствии свидетелей».
|
|
«Я никогда не допускал риска галлюцинаций. Обычно в большинстве случаев у меня было шесть, восемь или 10 свидетелей, каждый из которых видел и слышал то же самое, что и я».
|
|
Исходя из этого объяснения, кто-то может усомниться в научных расследовательских способностях самого Конан Дойла, но я считаю, что он был по-настоящему выдающимся человеком.
|
|
Помимо того, что он достиг в литературе, он еще и оказывал людям юридическую помощь, применяя методы Шерлока Холмса для оправдания и освобождения из тюрьмы тех, кто попал туда по ложным обвинениям.
|
|
Да, реакция Конан Дойла на мистификации спорна. Но она прекрасно иллюстрирует психологический феномен, называемый «метакогнитивные иллюзии».
|
|
«Метапознание» — это способность человека думать о своем мышлении, знать о знании, осознавать осознание. В более широком смысле метакогнитивные иллюзии случаются, когда человек придерживается ошибочных представлений о своей собственной когнитивной системе.
|
|
Всем нам кажется, что уж в чем — в чем, а в природе собственных взглядов и воспоминаний мы разбираемся. В конце концов, мы имеем с ней дело на протяжении всей жизни, ежедневно.
|
|
Однако во многих случаях наша интуиция может быть на удивление ненадежна — мы далеко не всегда настолько наблюдательны, как нам хочется считать, и наша память, наши воспоминания на удивление пластичны.
|
|
Опросы показывают, например, что более половины населения согласны со следующим утверждением: «Память работает, как видеокамера, точно записывающая то, что мы видели и слышали, и позже мы можем к этому вернуться и просмотреть».
|
|
Хотя наши воспоминания действительно могут напоминать запись, сама идея — не более чем метакогнитивная иллюзия.
|
|
Человеческую память надо рассматривать как процесс восстановления, а не воспроизведения. Воспоминание о событии — это не проигрывание записи в мозгу, а создание истории.
|
|
Люди легко вставляют в прожитое элементы, рассказанные им другими, и потом для них это выглядит так, словно это действительно произошло с ними. Их даже можно заставить поверить в то, что они совершили преступление.
|
Слепота к слепоте
|
|
Конан Дойл страдал еще одной поразительной метакогнитивной иллюзией — она называется «слепота к слепоте к изменениям». Но прежде чем объяснить ее суть, опишем феномен, на котором она базируется.
|
|
Слепота к изменениям — это феномен, при котором наблюдатели не в состоянии заметить перемены (порой довольно значительные) в визуальном пространстве.
|
|
Один из способов, это продемонстрировать называется «парадигма мерцания», когда испытуемому один за другим демонстрируются два изображения, отличающихся друг от друга всего одной-двумя деталями.
|
|
Оказывается, заметить изменения очень трудно. Это так удивительно, что, когда в середине 1990-х коллектив психологов под руководством Рональда Ренсинка впервые попытался опубликовать исследование на эту тему, рецензенты поначалу назвали его результаты невозможными.
|
|
Сам факт того, что люди могут страдать слепотой к изменениям, казался настолько противоречащим здравому смыслу, что даже ученые сомневались в реальности феномена.
|
|
Сегодня слепота к изменениям — неотъемлемая составляющая когнитивной психологии. Ученые даже ввели в обиход термин «слепота к слепоте к изменениям», чтобы описать тот факт, что людям свойственно ничего не знать о своей слепоте к изменениям.
|
|
Но такие иллюзионисты, как Марриотт, Тибблс и Винтер использовали метакогнитивные иллюзии в своих фокусах задолго до того, как психологи формально признали существование феномена.
|
|
Интерес к использованию трюков иллюзионистов во время психологических экспериментов в настоящее время высок. Недавнее исследование Дженнифер Ортеги в Национальном университете Колумбии в Боготе рассматривает роль метапознания в фокусах.
|
|
Используя серию простых фокусов с монетами и игральными картами, Ортега и ее коллеги продемонстрировали, что зрители постоянно переоценивают собственную способность заметить скрытые приемы, применяемые иллюзионистами.
|
|
Люди порой расценивают результаты таких шоу как демонстрацию того, что с их восприятием что-то не так, что их память дает сбой. Но на самом деле это нормальная работа их когнитивной системы, которая в большинстве других случаев вполне эффективна, ежедневно сталкиваясь со сложной и запутанной информацией.
|
|
У этой системы просто есть свои ограничения и странности, и вам совершенно не мешает наслаждаться рассказами Конан Дойла знание о его эзотерических взглядах. Реальность порой более причудлива, чем мы можем вообразить.
|
|
Источник
|