Тайное послание Шигирского идола
|
Большой Шигирский идол изготовлен из цельного расколотого бревна лиственницы сибирской возрастом не менее 157 лет. Сохранившаяся часть — верхняя половина тулова с головой и нижний фрагмент, затёсанный на конус с выемкой в основании, из-за которой образуются выступы, возможно, изображающие ноги идола. Тулово имеет форму доски, прямоугольной в сечении, верхняя часть (голова) и нижняя, заточенная на конус, объёмные. Светлана Николаевна Савченко и Михаил Геннадиевич Жилин установили, что Большой Шигирский идол не вкапывался нижней частью в землю, как считалось ранее, а стоял, прикреплённый к чему-либо, возможно к дереву или столбу. Об этом говорит одинаковая сохранность всех частей скульптуры, на границе земли и воздуха древесина стала бы гнить. Обработка древесины велась по свежесрубленному стволу каменными орудиями. |
Орнамент и личины |
Туловище идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица — личины. На рисунке Владимира Яковлевича Толмачёва таких личин пять: три на лицевой стороне и две — на оборотной. Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 на оборотной плоскости тулова идола хранителем Шигирской коллекции Светланой Николаевной Савченко была выявлена ещё одна личина, не отмеченная В. Я. Толмачевым. В отличие от остальных личин, имеющих носы прямоугольной формы, для моделировки носа этой личины был использован сучок дерева, в результате чего нос оказался короче, чем у других личин, конической формы и более выступающим, что придаёт личине по мнению С. Н. Савченко определённое сходство с мордой зверя. В 2014 году С. Н. Савченко и М. Г. Жилиным при исследовании поверхности скульптуры под микроскопом на оборотной плоскости тулова в верхней части скульптуры была обнаружена ещё одна новая личина. |
Каждая личина венчает отдельную фигуру. Сейчас на Большом Шигирском идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется восемь персонажей: верхнее изображение с объёмной головой, три фигуры на лицевой плоскости тулова и четыре — на оборотной. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда у фигуры обозначаются отдельные элементы скелета. |
Среди изображений С. Н. Савченко выделяет персонажи, олицетворяющие водную и небесную (воздушную) стихии, фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных. Существуют и другие гипотезы объяснения смысла фигур. Этнографические материалы показывают лишь некоторые возможности подхода к объяснению смысла древних изображений Большого Шигирского идола, но не раскрывают его полностью. Фигуры не поддаются однозначной трактовке. Вертикальная постановка персонажей, если здесь запечатлены мифы о происхождении мира и людей, может отражать последовательность событий, или может свидетельствовать об определенной иерархии представленных образов. Изображения идола свидетельствуют о том, что уже в столь раннее время у жителей лесной полосы Урала существовала сложная система мифологических представлений. |
Датировка |
На протяжении ста лет не утихали споры о датировке Большого Шигирского идола. Мнения были самые разные: от неолита (V—VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н. э.) и даже раннего железного века (I тыс. до н. э.). В 1997 год поверхность идола стала осыпаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как её осуществить, было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоёв древесины. Анализ проводился в лаборатории Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Ганны Ивановны Зайцевой и в лаборатории Геологического института РАН (Москва)под руководством Леопольда Дмитриевича Сулержицкого. Результаты экспертиз совпали: идол был выполнен в средине мезолита — среднего каменного века. Все три некалиброванные радиоуглеродные даты ложатся в диапазон 8,8—8,5 тысяч лет, что соответствовало калиброванным датам 7820—7590 до н. э.. Полученные даты вызвали дискуссию. Многие учёные высказывали сомнения в столь раннем возрасте скульптуры и считали необходимым проведение дополнительных исследований, что неоднократно было озвучено в том числе в научных публикациях. Выдвигались предположения, что идол был изготовлен из ствола, пролежавшего в торфянике несколько тысяч лет, и, следовательно, возраст идола может быть значительно моложе. Чтобы разрешить эти вопросы требовались новые дополнительные исследования скульптуры. Новое датирование скульптуры было выполнено в Центре археометрических исследований им. Клауса-Чира Гейдельбергского университета (Германия). Проведённый в 2015 году радиоуглеродный анализ с уточнённой калибровочной кривой, выполненный в Германии с использованием метода ускорительной масс-спектрометрии (англ.)русск., привёл к датировке 11 тыс. лет до нашего времени. Таким образом, возраст скульптуры оказался более древним, чем считалось ранее. |
Помимо радиоуглеродного анализа комплексная программа включала дендрологический и технико-трасологический анализ. Технико-трасологический анализ — изучение поверхности идола под микроскопом, выполненный М. Г. Жилиным и С. Н. Савченко, позволил установить набор инструментов, которыми была изготовлена скульптура, выявить приёмы обработки и последовательность их применения. Но основной сенсацией стало обнаружение на идоле ещё одного нового изображения. Дендрологический и технико-трасологический анализы доказали, что скульптура была изготовлена из свежесрубленного дерева, следовательно, даты полученные по древесине, указывают на время изготовления идола. |
Таким образом, проведённые исследования доказали, что на сегодняшний день Большой Шигирский идол является самой крупной и древнейшей монументальной деревянной культовой скульптурой в мире, выдающимся ключевым артефактом для понимания духовного мира населения каменного века Евразии. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|