Христос мечтал об эмансипации
|
|
Катя ЧИКОЛОНЕ. По материалам журнала «Фокус»
|
|
Как известно, Иисус Христос, жестко соблюдавший обет безбрачия, никогда не был женат, однако Он относился к женщинам с огромным уважением и высоко ценил их за самоотверженность и великодушие. Американский теолог Элизабет Шасслер утверждает, что именно Он, Мессия, был первым феминистом в истории человечества.
|
|
— Иисус, — говорит Шасслер, — выступал против израильских обычаев и законов, ущемлявших права женщин. Например, в те времена женщинам запрещалось садиться за стол с мужчинами, участвовать в общественных дискуссиях, выходить из дома без особой надобности, выступать в качестве свидетелей на судебных процессах. Кроме того, они были обязаны закрывать лицо платком. Женщина во время месячного цикла считалась нечистой, и родные и близкие в тот период избегали всех контактов с ней. Замужество усугубляло женское бесправие — муж мог выгнать жену в любой момент без всякой причины. Древнееврейский историк Иосиф Флавий (I век) писал, что «женщина по всем своим качествам уступает мужчине». В храмах только мужчины имели право входить в жертвенный зал, женщины же могли находиться только в боковом помещении.
|
|
Иисус боролся со всеми принятыми в отношении женщин запретами, причем его выступления носили не столько религиозный, сколько социальный характер. Когда Христос говорил, что в новом Царстве «последние станут первыми», Он имел в виду маргиналов — бродяг, калек, нищих, грешников и людей, страдавших психическими заболеваниями, в которых, по бытовавшему тогда мнению, сидел дьявол. В обширном списке «последних» фигурируют также такие представительницы женского пола, как проститутки, разведенные жены, вдовы — в общем, все те, на кого в древнем патриархальном обществе смотрели косо.
|
|
— Как сказано в Евангелии от Луки, — говорит Шасслер, — среди учеников Христа были и женщины. Вопреки еврейским традициям они имели право разделять трапезу вместе со своим Учителем и другими мужчинами. Кроме того, именно женщины сообщили ученикам Христа о Его грядущем Воскресении. Важно также и то, что, воскреснув, Иисус впервые предстал перед Марией Магдалиной.
|
|
Все 4 Евангелия четко указывают на то, что Иисус порвал с патриархальной традицией и таким образом положил начало эмансипации женщин. В качестве примера можно привести эпизод исцеления женщины, которая в течение 12 лет страдала кровотечением, из-за чего ее считали нечистой. Бросив обществу вызов, Иисус позволил ей дотронуться до своей одежды и тем самым вылечил больную. «Дщерь, — сказал ей на прощание Христос, — вера твоя спасла тебя. Иди в мире и будь здорова от болезни твоей».
|
|
Революционным для той эпохи было и то, что Иисус помогал не только иудеям, но и людям другой веры, включая язычников. Например, Он вылечил дочь язычницы-хананеянки. То, что Иисус покровительствовал женщинам, доказывает и тот факт, что Он спас прелюбодейку, которую хотели закидать камнями, а также то, как в споре с фарисеем Христос встал на сторону грешницы, которая обливала Его ноги слезами и отирала «волосами головы своей». Показателен и эпизод, происшедший в Вифании незадолго до ареста Иисуса, когда некая женщина смазала дорогостоящим миром Его ноги и голову (ее имя в Евангелии не указывается). Когда ученики Христа вознегодовали и спросили Его: «К чему такая трата?», Он ответил: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Где ни будет проповедовано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».
|
|
Из дошедших до нас хроник следует, что после казни Иисуса античные женщины живо отреагировали на Его слова, касавшиеся эмансипации, и заняли ведущие посты в церкви. Римский губернатор Плиний Младший (I век), вошедший в историю как жестокий преследователь христиан, в своем письме императору Траяну сообщил о том, что две рабыни признались под пытками, что они возглавляли одну из церквей. Такой факт говорит о том, что в эпоху первых христиан женщины могли быть священниками. Кроме того, из Деяний апостолов и многочисленных Посланий Павла вытекает, что во главе многих первых христианских общин стояли женщины. Например, Феба руководила коринфской церковью и лично проводила обряд крещения. Религиозные общины всегда могли рассчитывать на материальную помощь со стороны состоятельных римских матрон, которые нередко и сами охотно вступали в тайные христианские секты (в эпоху гонения на христиан о создании единой церкви не могло быть и речи). Собираясь на общественных кухнях (именно там в те времена христиане устраивали собрания), женщины открыто критиковали патриархальные традиции и иудейские законы.
|
|
Когда христианство вышло из подполья, мужчины и женщины стали бороться между собой за главенствующую роль в церкви, используя, в частности, апокрифическое Евангелие от Фомы, где говорится, что Иисус, подойдя к Марии Магдалине, сказал, что Он возьмет ее с собой, но только в мужском обличье — чтобы она смогла стать живым духом. Обращаясь к своим ученикам (в том же Евангелии от Фомы), Христос сказал: «Когда вы сотворите из мужчины и женщины единую плоть — так, чтобы мужчина перестал быть мужчиной, а женщина — женщиной, тогда вы войдете в Царствие Небесное». В апокрифическом Евангелии от Марии подчеркивается ведущая роль Марии Магдалины, поскольку «Христос ее любил больше всех своих учеников».
|
|
Однако позднее женщин стали постепенно выживать с ведущих церковных и светских постов. В Апостолической Конституции VI века прямо сказано, что «женщин надо удалить со всех высших должностей». Не самую хорошую службу оказал женщинам святой Павел, который в первом Послании к коринфянам заявил: «Жены наши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит». Правда, во многих своих Посланиях Павел нередко обращается к женщинам-священникам как к равным. Вот почему некоторые историки сделали вывод, что слова о том, что женщины должны молчать, были написаны гораздо позже — во времена массового «увольнения» представительниц прекрасного пола с церковных должностей. Тогда же в переведенных с греческого религиозных текстах настоятельниц монастырей и крупных христианских активисток стали унизительно называть «рабынями церкви» — чтобы поставить их на место. Кстати, и сегодня мало кто знает, что еще в III веке святых женского пола было гораздо больше, чем мужского.
|
|
Когда христианство стало государственной религией, экономикой и политикой заправляли исключительно мужчины. У женщин оставался только один оплот — церковь. А поскольку она играла все большую роль в жизни общества, мужчины, конечно же, не могли допустить, чтобы их «подруги» занимали высшие эшелоны духовной власти. В 325 году женщин понизили в должности — им разрешалось только проводить обряд крещения, исполнять обязанности дьякона и прислуживать при алтаре. По своему чину женщины оказались ниже священников, но все же они принадлежали к священному ордену. В 787 году на Высшем церковном совете был утвержден женский дьяконат, что, как и раньше, вызвало со стороны мужчин бурное негодование.
|
|
В ХII веке еще поговаривали о женской природе Бога и даже о Матери-Иисусе, но уже спустя столетие запылали костры, на которых сжигали обвиненных в колдовстве дьякониц. А в XIV веке дамский дьяконат был окончательно упразднен, причем женщинам строго-настрого запретили заходить в алтарь. С тех пор в церковной жизни ничего не изменилось.
|
|
— Многие религиозные деятели, — говорит Шасслер, — утверждая, что роль мужчины в обществе значительно выше, чем женщины, мотивируют свое умозаключение тем, что Ева была якобы создана из ребра Адама. Однако они намеренно скрывают от нас правду. Дело в том, что Библию изрядно исказили переводчики. Например, древнееврейское слово «селах» в Библии переведено как «ребро», хотя его основное значение — «сторона, бок». То есть речь идет о двух сторонах одной и той же плоти! Другой аргумент в пользу мужчин, который обычно пускают в ход женоненавистники, заключается в том, что якобы именно по инициативе Евы был совершен первородный грех. Но основным виновником грехопадения был как раз Адам — ведь он не смог уберечь свою подругу от фатальной ошибки, которая стоила им изгнания из рая. Кроме того, Еву обманул змей, который на самом деле был дьяволом-искусителем — опять же представителем мужского пола.
|
|
http://www.megapolis.ru/about/mn/?article_id=1183 26.05.2004
|