Как рождалась новая вера - уфология
|
Одной из отличительных черт человека как разумного существа, помимо его способности мыслить и осознавать себя как личность, является извечное стремление за пределы собственного естества. Желание проникнуть за завесу тайны бытия настолько сильно, что даже всеобщий упадок религиозного сознания, в котором нашло выражение это стремление, не привело к его исчезновению, не заземлило человека окончательно. Всё это невольно наводит на мысль, что необычное увлечение НЛО, впрочем, как и всем паранормальным, на самом деле является ни чем иным как трансформацией религиозного сознания. |
Неплохо было бы начать с того, что человеку всегда была нужна, так уж он устроен, некая идея высшего существа, идея Спасителя и Покровителя, то есть Бога. Проникая в сознание, материализм и прагматизм постепенно переплавляли эту идею в веру в существование высших внеземных цивилизаций. Это вера в добрых инопланетян, учителей и спасителей гибнущего человечества. И напротив, идея дьявола трансформировалась в веру в инопланетян враждебных — разрушителей и поработителей. |
В том, что потерявший веру в Бога человек заново обретает её, пусть даже в чем-то ином, нет ничего удивительного. Причем объектом поклонения может стать что угодно. Так, с приходом советской власти в начале 20 века Бог был заменён фигурой Вождя мирового пролетариата, Церковь как система – государственной номенклатурой, а идея всеобщего воскресения — светлым будущим. Кстати, представляется весьма любопытным, что всплеск интереса к уфологии на постсоветском пространстве совпал с крушением квазиорелигиозной советской идеологии и одновременным возникновением духовного вакуума. |
При более детальном анализе проблемы “НЛО как миф” можно найти и другие причины веры в инопланетян. Одной из таких причин является, так сказать, издержки “научного” мышления. Выражение научного здесь стоит в кавычках, так как этот термин имеет самое широкое значение. Десакрализация мира, развитие в научно-философском мышлении механистических идей с одной стороны и достижения науки с другой, привело к переносу механизмов возникновения и развития жизни на Земле на самые дальние уголки Вселенной. |
Поясним более подробно. Поскольку нам более или менее известно, как зародилась жизнь на Земле, поскольку мы знаем, каковы должны быть условия для ее развития, мы можем перенести эту модель и на другие миры. Если возникновение жизни рассматривать как случайность, почему бы не допустить что подобное могло случиться где-то ещё. Естественно, чтобы жизнь могла возникнуть и развиться в разумные формы, нужны определенные условия. Мы знаем, что во Вселенной миллиарды звезд и вокруг многих из них вращаются планеты. С этой точки зрения трудно представить, чтобы ни на одной из этих планет не было подходящих условий для возникновения той или другой формы жизни. |
Другая причина кроется в особенностях социальной психологии масс. Как известно, человек — существо социальное и поэтому не мыслит себя вне сообщества себе подобных, разделяя при этом их на своих и чужих. Если мы обратимся к далекому прошлому, то увидим такую картину. Было одно племя и было другое племя. Мы и Они. Они могут быть кем угодно, враги, которых нужно съесть или союзники, объединившись с которыми можно было напасть на соседей и съесть их. Неважно. Главное то, что Они – другие, у них другой тотем, они приносят жертвы другим духам и прочее. Минули века, но в отношении деления на мы и они ничего не изменилось. |
И только относительно недавно, когда идеи всеобщего объединения стали проявляться с особенной силой понятие “Мы и Они” постепенно стало замещаться понятием одного большого “Мы”. Но если все люди это одно “Мы”, то кто же тогда Они? Ответ очевиден. Тут действуют два вектора. В основе первого лежит сила естественного разделения, а лучше сказать различения вещей. Примером такого разделения в сознании людей может служить разделение природы и человека, Бога и мира или, в контексте противопоставления, добра и зла. В основу второго вектора легло столь же естественное стремление к объединению людей по отношению к чему либо, причем второе может служить своеобразным катализатором первого. |
http://postrussia.info/ufologija-ili-kak-rozhdalas-novaja-vera/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|