Мегалиты Хакасии
|
|
Большой Салбыкский курган по праву является самой знаменитой остопримечательностью Хакасии. Именно его посещают практически все приезжающие в нашу республику туристы. Здесь для них проводятся экскурсии, во время которых гиды в меру своей компетенции рассказывают о том, когда, кем и для чего было построено в степи это грандиозное сооружение. Причем чаще всего повествования являются самыми настоящими сказками, появившимися благодаря достаточно долгому отсутствию достоверной научной информации об этом памятнике древней истории.Исправить ситуацию призвана вышедшая в мае этого года книга ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Леонида Марсадолова “Большой Салбыкский курган в Хакасии”.
|
|
|
|
Загадки “сибирских скифов”
|
|
|
|
БОЛЬШОЙ Салбыкский курган, являясь самым крупным мегалитическим сооружением Саяно-Алтайского региона, по праву носит титул “сибирского Стоунхенджа”. Расположен он в 60 километрах к северо-западу от города Абакана, в Усть-Абаканском районе Хакасии. Местность, где находится памятник, называют Долиной царей, так как кроме Большого Салбыкского здесь располагаются еще 14 грандиозных усыпальниц вождей доисторических царств Среднего Енисея. Однако самым большим из них является именно Салбык, сооруженный больше двух тысяч лет тому назад представителями так называемой тагарской культуры.
|
|
Историческая справка: тагарская культура — условное археологическое название (по острову Тагарский на Енисее) племен, живших на территории Хакасско-Минусинско-Мариинской лесостепи в I тысячелетии до нашей эры.
|
|
Множество больших и малых тайн этой культуры, существовавшей в так называемую “скифскую эпоху”, не разгадано до сих пор. Достаточно сказать, что среди ученых и сегодня нет однозначного мнения относительно точных дат ее возникновения и заката. Неизвестно и вряд ли когда-нибудь вообще будет выяснено и то, как называли себя ее представители, и то, как именовали их страну другие народы. Тем не менее установлено, что большинство тагарских племен вело оседлый образ жизни, занимаясь скотоводством, металлургией бронзы и земледелием. Элиту тагарцев составляли воины, из среды которых выходили вожди, возглавлявшие как отдельные племена, так и целые племенные союзы, являвшиеся прообразом всех известных науке древнейших варварских государств. Искусство и образ жизни тагарцев во многом были схожи с искусством и образом жизни многочисленных племен, населявших в упомянутое время обширнейшие территории Евразийских степей — от верховий реки Хуанхэ на Востоке до Карпатских гор на Западе. По этой причине тагарцев иногда называют “сибирскими скифами” — так же, как и других синхронных им по времени доисторических обитателей обширного Саяно-Алтайского региона. Хоронили своих вождей “сибирские скифы” с особыми почестями, сооружая для них гигантские курганы, не уступавшие по своей монументальности аналогичным погребальным сооружениям, возведенным для элиты скифов Причерноморья и кочевых племен Центральной и Средней Азии.
|
|
|
|
Найти то, что скрыто в глубине времен
|
|
|
|
ПЕРВОЕ письменное упоминание о Большом Салбыкском кургане относится к XVIII веку. Академик Г.Ф. Миллер, посетивший степи Среднего Енисея в 1739 году, написал в своем дневнике следующее: “Курган этот, подобно большей части остальных, был разрыт. Рассказывали, что 12 человек работали на нем в течение шести недель и, несмотря на то, что прорыли его в глубину на 12 сажень до самого материка, все-таки не нашли в нем никаких драгоценностей”.
|
|
Поисками “драгоценностей” в древних могилах в то время занимались русские крестьяне. “Бугры” (так их называли) целенаправленно рыли самые крупные курганы, продавая найденные в них вещи коллекционерам. Большой Салбыкский курган они ограбили незадолго до посещения его Миллером.
|
|
В 1899 году Большой Салбыкский изучал исследователь
|
И.Т. Савенков, оставивший памятную надпись на самом большом юго-восточном камне ограды кургана. В начале XX века Салбык осматривали несколько других известных сибирских археологов, но на полноценные раскопки никто из них так и не решился, полагая, что затраты будут огромными, а результаты — скромными. Ведь курган уже был ограблен “буграми”. Переломный момент в изучении памятника наступил в 50-х годах прошлого века, когда археолог С.В. Киселев все же решил копать Салбык. Экспедиционные работы под его непосредственным руководством на кургане производились с 1954-го по 1956 год, о чем сообщается на одном из циклопических камней, стоящих в ограде Салбыка. В раскопках принимал участие большой коллектив Хакасской археологической экспедиции Института материальной культуры Академии наук СССР и ХакНИИЯЛИ. Последний выделил на раскопки солидную денежную сумму — 300 тысяч рублей, на которые в то время можно было бы построить новую школу.
|
|
Во время раскопок внутри каменной ограды ученые обнаружили еще одну — деревянную. Вход в курган был заложен стеной из плитняка (и им же были доложены стены ограды). В семейном склепе, представлявшем из себя огромных размеров пирамидальный сруб из лиственничных бревен, обернутых берестой, было похоронено семь человек — мужчин и женщин. В центре погребальной камеры лежал скелет старика-воина, скорее всего, умершего не своей смертью (на это указывали травмы ног и переломы ребер). К перекрытию могилы вел скрытый подземный коридор (дромос), рядом с которым археологи нашли скелеты еще двоих мужчин — слуг погребенных в семейном склепе. Видимо, их отправили в мир иной во время похорон вождя (один из них лежал лицом вниз, другой — наоборот, и под его рукой лежал бронзовый нож). Археологи также установили, что при строительстве ограды кургана были совершены и другие человеческие жертвоприношения: под некоторыми угловыми стелами были обнаружены останки четырех человек (в том числе ребенка). Кроме костей в погребальной камере исследователи нашли только обломки керамики и небольшой бронзовый нож. Погребальная камера была ограблена через ход, шедший сверху: первый раз еще в древности, второй — “бугровщиками”.
|
|
|
|
Что еще скрывала древняя пирамида?
|
|
|
|
ОДНОЙ из важнейших составляющих исследований Салбыка были его конструктивные особенности. После завершения строительства курган представлял из себя огромную усеченную пирамиду, достигавшую в высоту 25 — 30 метров. Такое колоссальное погребальное сооружение могло быть построено только для очень могущественного человека и членов его семьи. Киселев вычислил, что в процессе постройки этого мегалитического сооружения, продолжавшейся несколько лет, принимали участие сотни, а может быть, и тысячи людей. Облицовку кургана строители складывали из дерновых блоков. Гигантские плиты доставлялись из каменоломен за десятки километров от места сооружения погребального мавзолея. Более того, выяснилось: все установленные на нем стелы были ориентированы строго на восток — на восход солнца. Помимо этого, в забутовке между плитами кургана археологи нашли жерновок вращающейся ручной мельницы. Все это заставляло ученых резко пересмотреть вопрос о социально-экономическом развитии тагарских племен в III веке до н. э. (так С.В. Киселев датировал постройку Большого Салбыкского кургана), рисовавшемся исследователями на уровне ничем не нарушенного первобытнообщинного строя.
|
|
Тем не менее результаты столь масштабных исследований Салбыка самого Киселева все-таки разочаровали. В 1956 году он опубликовал лишь краткую информацию об итогах раскопок кургана, а находки из него к публикации даже не готовил. В архиве Института археологии РАН в Москве остались его детальные полевые дневники, отчеты о той экспедиции, фотографии, зарисовки, чертежи. Антропологические материалы из Салбыкского кургана были частично изучены и опубликованы в 1959 году. Антрополог Н.Г. Залкинд измерил три мужских и два женских черепа, отметил, что они принадлежали европеоидам с легкой “смягченностью” монголоидными признаками.
|
|
В
|
|
ПРОЧЕМ, на этом исследования Салбыка и Долины царей не закончились. Они продолжались в 1992, 1994, 1996, 1998, 2008 и 2010 годах Саяно-Алтайской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Леонида Марсадолова. В процессе этих работ вновь сняли план ограды кургана. Большое внимание уделили изучению каменных выкладок и плит, расположенных за пределами ограды, которые не были зафиксированы экспедицией Киселева. Для определения возраста кургана взяли образцы дерева на радиоуглеродный и дендрохронологический анализы. В ходе исследований были произведены также археологические, астрономические, геологические, геофизические, топографические и метрологические работы, более детально изучены плиты ограды кургана, прослежены связи этого памятника с окружающим ландшафтом и решены другие научные задачи. Но самое главное заключалось в том, что Марсадолову удалось получить доступ к архивным материалам Киселева. 15 лет он скрупулезно изучал полевые салбыкские записи именитого советского археолога, умершего в 1962 году. Исследовал находки. Итогом этой деятельности стала первая достоверная публикация эксклюзивных материалов экспедиции 1954 — 1956 годов, вошедших в вышеупомянутую книгу. Ее выхода в свет ждало, заметим, большое количество людей — от профессиональных историков до краеведов и обычных любителей старины.
|
|
Кроме новой датировки времени сооружения кургана (Марсадолов датирует Салбык V веком до н. э.) в долгожданном труде питерского ученого впервые представлены сенсационные находки, о которых прежде ничего не сообщалось ни самим С.В. Киселевым, ни другими участниками его археологической экспедиции. В своей книге Леонид Марсадолов подробно описывает и процесс сооружения Салбыка, реконструируя отдельные его технологические этапы. Единственная напасть — ограниченный тираж. Книга издана тиражом всего в 300 экземпляров, и уже сегодня ее можно считать библиографической редкостью.
|
|
|
|
Сергей АМЕЛИН
|
|
http://www.gazeta19.ru/node/8375
|