Рецензия на сериал Перевал Дятлова
|
26 ноября на телеканале ТНТ и платформе START вышла финальная серия «Перевала Дятлова». Детектив с примесью мистики, фантастики и военной драмы вышел пестрым, но очень неоднозначным. Объясняем, удались ли приключения советского Малдера — и почему создателям стоило ограничиться половиной рассказанной истории. Историю «дятловцев», погибших у горы Холатчахль, незаслуженно обходили вниманием в отечественном кино. Одна из самых известных российских загадок до сих пор не получила однозначного объяснения, которое бы всех устроило. Вариантов случившегося предлагалось больше десятка. |
Можно было просто пройтись по форумам, посмотреть горячие обсуждения энтузиастов, которые периодически вспыхивают и снова затухают – и выбрать наиболее красивую версию. На экран они транслируются легко, начиная от самой реалистичной (и тогда мы получили бы сурвайвал-триллер) и заканчивая тайным советским заговором или каким-нибудь визитом с планеты Нибиру. Создатели «Перевала Дятлова» хорошо изучили тему и заигрывали с этими версиями, как могли. В первой половине сериала намеки были на все версии, как по методичке: НЛО в виде светящихся сфер, нацисты-сатанисты, способные оживлять трупы, строжайшая секретность со стороны КГБ. |
Самые жирные намеки делались в сторону майора Костина с его необычным прошлым и на местных жителей, якобы боявшихся горы не просто так. В итоге оба направления так или иначе стали «обманками», чтобы удержать внимание зрителей. Структура «Перевала Дятлова» сама подразумевает деление на две части. Каждая нечетная серия рассказывает о расследовании дела: выходит такой своеобразный «советский нуар» со следователем, который идет по следам «дятловцев». |
Майор Олег Костин пытается продраться сквозь бюрократию, секретность и нежелание местных жителей открываться посторонним. Параллельно с этим он сражается с собственными демонами, преследующими его еще с войны. А каждая четная серия посвящена самой тургруппе во главе с Игорем Дятловым. Более ранние по хронологии эпизоды специально стилизованы под советские фильмы — черно-белые, «ламповые», какие-то ностальгически светлые, в стиле «Девчат» или «Берегись автомобиля». |
Две линии повествования местами переплетаются, но разделить их все же легко. Серии с «дятловцами» делают несколько реверансов в сторону истории Костина. Но как самостоятельное произведение, они вполне живучи и смотрятся цельно. А вот эпизоды с расследованием опираются на них, как на костыли. История самого отряда Дятлова здесь действительно хороша, от первой серии со сборами до пугающей концовки. Местами она затянута и выбивается из заданного времени, а некоторым актерам не хватало опыта. Но небольшие шероховатости не мешают наслаждаться этой частью сериала. |
Стилистически это начинается как очень теплый, добрый и трогательный рассказ о советских студентах. Помогают идеально подобранный саундтрек, живые песни у костра, красивые речи для поднятия боевого духа, невинные отношения между ребятами. В самых первых сериях есть тревожные звоночки вроде предостережения от женщины в доме охотника, но советские герои в них по понятным причинам не верят. Возможно, история так хорошо работает как раз потому, что зритель изначально знает исход. Нам известно, что никто из этих смелых, добрых и отзывчивых ребят не переживет сериал. Более того, все пугающе кровавые детали их смерти известны из сухих отчетов патологоанатома. С печатью смерти на лицах «дятловцы» смотрятся еще трогательнее – их жаль, за них сложно не переживать. |
Наивность происходящего очень плавно переходит в напряжение, радость от похода – в усталость и, в конце концов, отчаяние. Как будто мы получили советский хоррор, который заслуживали, но много десятилетий спустя. Со всей нечетной частью сериала происходит с точностью до наоборот. Сюжетно в нем происходит не так много, однако отсылки к разным жанрам кино, сбивчивое повествование и постоянные флэшбэки не просто надоедают – случается серьезный перегруз. Создается ощущение, что режиссеры истории Костина пытались вместить два или три сериала в один. |
Костин – советская версия Малдера (или агента Купера, кому как больше нравится), но слишком глубоко в дебри мистицизма он не уйдет. Обещанные зомби-нацисты из первой серии больше не возвращались. Вообще, Костин довольно быстро отметает мистические версии – если не считать дурных снов с восставшими «дятловцами». Одновременно с этим Олега тяготит его военное прошлое, груз вины за смерть боевых товарищей. И на его флэшбэки смотреть даже печально: они неплохо поставлены и продуманы, но в контексте этой истории кажутся совершенно лишними. |
Это могла бы быть действительно нуарная история о советском следователе, одержимом призраками прошлого. Костина могли бы отправить на любое дело – ничего бы не изменилось. Концовка сериала только подтверждает, что на самом деле его личные переживания никак не завязаны на перевале Дятлова. Вместо одной цельной истории для Костина — пусть и с опорой на дело о погибшей группе — создатели просто наслаивают один жанр за другим. Дерзкий поворот с зомби и мистицизмом сменяется попытками докопаться до тайны огней в небе. Развязка оказывается такой скучной, что действие прыгает к романтической истории. |
Сближение Костина и Кати постоянно прерывается новыми подвижками в деле. Классическая детективная история затем мутирует едва ли не в боевик с советским лагерем, жестокими тюремщиками и погоней за заключенными. И все это происходит на фоне военной драмы, которая тоже разворачивается в хронологическом порядке — до тех пор, пока мы не узнаем, как погиб лучший друг Костина с войны. Пытаясь сказать всего понемногу, затронуть темы человеческой жестокости, и разрушительности войны, и важности взаимопомощи, и ада бюрократии в СССР, «Перевал Дятлова» не сказал почти ничего. |
В итоге «Перевал Дятлова» похож на демонстрацию всех возможностей современных российских сериалов. Как если бы на «Минуту славы» (еще помните такую?) пришел жонглер, который одновременно с основным своим занятием глотал шпаги, стоял на гвоздях и прыгал через огонь. Проблема в том, что все это уметь одинаково хорошо просто невозможно. Из этой несомненно красивой, но очень рваной и неровной презентации стоило выбросить два-три жанра. Нуарную историю с майором можно было бы оставить, но ее ценность меркнет без вьетнамских – то есть военных – флэшбэков. А значит, самое лучшее, самое светлое в этой интерпретации однозначно стоит просмотра: грустная история о молодых ребятах, которые оказались не в то время не в том месте. И до последнего боролись за жизнь товарищей, пока это было еще возможно. Насколько их судьба зависела от древних богов манси – решать только зрителю. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|