Сокращение бюджета НАСА отбросит космонауку назад
|
|
Бюджетное предложение НАСА на 2026 год предусматривает сокращение финансирования примерно на 6 миллиардов долларов США (4,4 миллиарда фунтов стерлингов). Это значительное сокращение, составляющее около 25% от последних бюджетов НАСА. Экономия в основном будет получена за счет научных программ НАСА, потенциально разрушительных миссий высокого уровня и международного сотрудничества.
|
|
Однако бюджетное предложение также представляет собой намеренное перераспределение внимания НАСА со стороны правительства путем выделения ресурсов. Государство уже давно поддерживает развитие мощного коммерческого космического сектора, и этот бюджет является дальнейшим шагом в этом направлении.
|
|
Последнее слово останется за Конгрессом, и если бюджет будет принят без серьезных поправок, это может дорого обойтись науке. Одной из жертв может стать проект Mars Sample Return (MSR), осуществляемый совместно с Европейским космическим агентством и предназначенный для извлечения марсианского грунта и горных пород, собранных марсоходом Perseverance, и доставки их в лаборатории на Земле.
|
|
Результаты аудита MSR, опубликованные в феврале 2024 года, показали, что общая стоимость миссии может превысить 7,5 миллиардов долларов США (5,6 миллиарда фунтов стерлингов). Сроки проведения миссии также отодвигались на 2040-е годы.
|
|
|
|
НАСА согласилось рассмотреть более быстрые и дешевые способы выполнения миссии, и этот процесс продолжается. Но, тем не менее, MSR, как важная статья расходов Научного управления агентства, может быть отменена, если будет принят предлагаемый бюджет.
|
|
Другие проекты, которые, вероятно, будут затронуты, включают римский космический телескоп "Нэнси Грейс", целью которого является исследование темной энергии и экзопланет, и миссию "Давинчи" на Венеру, целью которой является изучение плотной атмосферы и состава поверхности планеты. Поскольку космический телескоп Джеймса Уэбба уже построен и работает, ожидается, что он будет работать и дальше.
|
|
Однако более масштабное сокращение финансирования Директората научных миссий НАСА с 7,3 млрд долларов США (5,4 млрд фунтов стерлингов) до 3,9 млрд долларов США (2,9 млрд фунтов стерлингов) может ограничить масштабы будущих проектов и внедрение ранних инноваций.
|
|
Предлагаемый бюджет также может привести к ускоренному выводу из эксплуатации ракеты Space Launch System (SLS) и капсулы с экипажем Orion. Это транспортные средства, предназначенные для доставки американских астронавтов на Луну в рамках программы НАСА под названием Artemis.
|
|
Эта программа направлена на создание постоянной базы США на Луне, что позволит астронавтам заниматься наукой и научиться использовать лунные ресурсы, такие как обилие водяного льда в кратерах на полюсах.
|
|
Этот лед может быть превращен в воду для поддержания жизни и химически расщеплен для получения топлива для космических аппаратов. Это может снизить стоимость космических исследований, поскольку избавит от необходимости доставлять припасы с Земли.
|
|
Вывод из эксплуатации SLS и Orion произойдет после миссии Artemis III, которая, как планируется, станет первой высадкой астронавтов на Луну со времен "Аполлона-17" в 1972 году. Это решение говорит о том, что администрация прислушалась к тем, кто предупреждает, что если Китай достигнет поверхности Луны раньше США, это может нанести ущерб американскому космическому лидерству.
|
|
Но это также подразумевает, что чиновники Белого дома не спешат наращивать постоянное присутствие на поверхности Луны, как это предусмотрено в плане Artemis, поскольку поиск замены Orion и SLS займет некоторое время.
|
|
Поскольку стоимость каждого запуска SLS превышает 4 миллиарда долларов США, долгосрочная финансовая устойчивость ракеты неоднократно ставилась под сомнение. Отмена запуска SLS и Orion также может привести к потере тысяч рабочих мест. Эти опасения обоснованны. Однако в развитой отрасли есть возможности для людей.
|
|
Во всем мире космическая отрасль развивается быстрыми темпами, и в 2023 году ее оборот составит 570 миллиардов долларов США (427 миллиардов фунтов стерлингов), увеличившись на 7,4% по сравнению с предыдущим годом. Гибкий и динамичный промышленный сектор может предоставить широкие возможности для перемещенных работников.
|
|
Другие коммерческие игроки, такие как Blue Origin, Rocket Lab и Sierra Space, разрабатывают собственные системы запуска, транспортные средства с экипажами и, в некоторых случаях, космические станции. Эта конкурентная экосистема ускоряет внедрение инноваций и снижает затраты, что в конечном итоге приносит пользу экономике в целом и стране в целом.
|
|
Несмотря на все это, критики утверждают, что длительный перерыв в исследованиях Луны с экипажами, в то время как коммерческие компании разрабатывают эти космические аппараты, может дать Китаю преимущество, когда дело дойдет до установления доминирующего присутствия на Луне.
|
|
Прецедент в прошлом
|
|
Бюджетные предложения Белого дома - это просьба, а не закон. Конгресс имеет решающее право решать, сворачивать ли эти программы и когда. Есть прецеденты: в 2010 году администрация Обамы предложила полностью отменить программу "Созвездие" второй администрации Буша по возвращению на Луну. Однако Конгресс вмешался, чтобы спасти космический корабль Orion.
|
|
Хотя две ракеты Constellation — Ares I и Ares V — были технически отменены, SLS (которая во многом напоминает Ares V) была задумана как компромисс.
|
|
В случае одобрения предлагаемое сокращение бюджета подтолкнет НАСА к более активной роли организатора или "системного интегратора". Это позволит агентству организовать и координировать сложную сеть коммерческих, академических и международных участников. Поэтому НАСА сосредоточит свое внимание на надзоре, внедрении инноваций и обеспечении согласованности миссии.
|
|
У агентства уже есть опыт государственно-частного партнерства, например, в рамках программ по обеспечению Международной космической станции грузом и экипажем. Программа Artemis также нацелена на привлечение частных компаний в качестве партнеров, а не просто подрядчиков.
|
|
Предлагаемые сокращения действительно нарушат работу агентства, но они также свидетельствуют о смещении национальных приоритетов в сторону поддержки развития космического потенциала частными компаниями. Многие программы НАСА имеют большое символическое или научное значение, а иногда и то и другое.
|
|
Но в некоторых случаях их затраты трудно обосновать, когда коммерческие альтернативы могут быть разработаны либо для всей миссии, либо для ее отдельных частей за небольшую плату.
|
|
По мере того как НАСА переходит к роли организатора, а коммерческий космический сектор становится более зрелым, эти изменения, хотя и болезненные в краткосрочной перспективе, могут послужить интересам лидерства США в космосе в долгосрочной перспективе.
|
|
Источник
|